Глава 23. Морис Метерлинк

Виктор Еремин
Принцесса Мален; Аглавена и Селизетта; Ариана и Синяя борода, или Тщетное избавление; Синяя птица; Обручение

Его называют великим пессимистом и великим оптимистом, великим символистом и великим реалистом, великим трагиком и великим сказочником… А еще его называют великим счастливчиком и великим везунчиком. Даже при жизни исследователи пытались препарировать его великое счастье и выяснить причины его великого везения. И обратите внимание, что бы он ни делал и в какой сфере себя не проявил бы, возле любого его действа непременно оказывается определение «великий». Потому что иначе жить и творить он не умел.
Морис Полидор Мария Бернард Метерлинк родился 29 августа 1862 г. в Генте, столице провинции Восточная Фландрия в Бельгии. Отец его, Полидор Метерлинк, был преуспевающим нотариусом. Мать, Матильда Метерлинк, была дочерью богатого юриста. По национальности родители — фламандцы.
Мальчик получил начальное домашнее образование, а в 1874—1881 гг. учился в иезуитском колледже Сент-Барб. Там у мальчика на всю жизнь отбили всякое уважение к церкви и религии.
Далее по настоянию родителей Морис поступил на юридический факультет Гентского университета, который окончил в 1885 г. Как раз в эти годы в журнале «Молодая Бельгия» были опубликованы первые стихотворения молодого поэта, свидетельствовавшие о сильном влиянии на него французского символизма.
Сразу после окончания учебы Метерлинк уехал в Париж на полугодовую стажировку. Эта поездка имела исключительное значение для молодого человека — во Франции он сразу вошел в высшую литературную среду, был принят на равных прославленными поэтами Стефаном Малларме и Вилье де Лиль-Аданом. Фактически в те дни была решена судьба Метерлинка.
По возвращении в Гент он недолгое время работал адвокатом, но более занимался творчеством. Первая книга Метерлинка — поэтический сборник «Теплицы» — появилась в 1889 г. Тогда же к молодому человеку пришла известность: Метерлинк опубликовал жуткую пьесу-сказку «Принцесса Мален», получившую великолепные отзывы во французской прессе. Критик назвал автора пьесы новым Шекспиром. Сюжет сказки был взят из сборника братьев Гримм, причем драматург уст-роил в пьесе настоящую шекспировскую бойню: злодейка королева потихоньку истребляет все свое семейство — короля, принца, принцессу. Главная идея произведения — человек есть жертва рока и бессмысленно противиться ему.
Успех «Принцессы Мален» позволил Метерлинку навсегда отказаться от адвокатской практики и с головой уйти в литературу. Вернее, в драматургию. В 1892 г. драма «Пелеас и Мелисанда» сделала Метерлинка знаменитым во всей Европе. С тех пор слава никогда не покидала его.
Будучи символистом, драматург решил испытать себя в кукольном театре, где проще было обыграть символику произведения. Он создал 3 пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид», «Там, внутри» и «Смерть Тентажиля». Успех сопутствовал Метерлинку и на этом поприще.
А в 1895 г. он встретил актрису и певицу Жоржетту Леблан, которая на 23 года стала спутницей писателя. «Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио Метерлинка, оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних». Жоржетта была замужем, но католическая церковь отказалась дать ей развод. Поэтому они с драматургом сожительствовали в блуде.
Леблан исполняла главные роли в пьесах Метерлинка. Для нее были написаны, в частности, сказки «Аглавена и Селизетта» (1896) и «Ариана и Синяя Борода, или Тщетное избавление» (1901).
В 1898 Метерлинк и Леблан переехали из Гента в Париж. Там драматург работал преимущественно над историческими драмами, метафизическими эссе и трактатами. Поэтому неожиданным для всех стало появление в 1908 г. шедевра Метерлинка — сказочной драмы «Синяя птица». Это был рассказ о приключениях брата Тильтиля и сестры Митиль, искавших Синюю птицу — птицу счастья.
На репетициях «Синей птицы» в 1910 г. писатель познакомился с 18-летней актрисой Рене Даон, которая на долгое время стала его второй любовницей и соперницей Жоржетты Леблан.
В 1911 г. Метерлинку присудили Нобелевскую премию «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». Особо выделялась пьеса-сказка «Аглавена и Селизетта». Поскольку Метерлинк в день церемонии вручения премии болел, ее получил бельгийский посол в Швеции Чарлз Ваутерс.
Сразу после этих событий драматурга хотели избрать во Французскую академию бессмертных, но Метерлинк отклонил это предложение, в противном случае он был бы обязан отказаться от бельгийского гражданства.
Когда началась Первая мировая война, драматург пытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но ему отказали по причине возраста. Так что патриоту пришлось ограничиться публикациями в прессе и чтением пропагандистских лекций в Европе и в САСШ. Любопытно, что накануне войны Ватикан включил Метерлинка в список авторов, запрещенных для чтения правоверным католикам.
В конце кровавой бойни (1918) Метерлинк опубликовал продолжение «Синей птицы» — пьесу-сказку «Обручение», в которой рассказывается о том, как 16-летний Тильтиль в поисках невесты путешествует в Страну Предков и в Страну Неродившихся Детей.
Тогда же произошел окончательный разрыв его отношений с Жоржеттой Леблан. Победила Рене Даон. В 1919 г. Метерлинк и Даон поженились и не расставались до кончины писателя. В 1925 г. женщина родила мертвого ребенка, после чего о детях Метерлинки не думали.
В дальнейшем писатель создал ряд менее значительных пьес, философских эссе и трактатов. Особо следует указать на то, что его перу принадлежат выдающиеся натурфилософские творения. Создавать их Метерлинк начал еще до Первой мировой и писал многие годы: «Жизнь пчел», «Разум цветов», «Жизнь термитов», «Жизнь муравьев». Автор стоял на позициях антропоморфизма, отчего эти произведения полны размышлений о человеческом обществе.
Со временем наладилась личная жизнь писателя. В 1930 г. он купил себе виллу близ Ниццы, а через 2 года король Бельгии Альберт I пожаловал Метерлинку титул графа.
Накануне Второй мировой войны семейство лауреата Нобелевской премии переехало в Португалию, где к писателю благоволил диктатор Антониу Салазар. Однако после падения Франции возникла угроза, что гитлеровцы войдут и в Португалию. Метерлинк не сомневался, что для него это означало либо немедленный расстрел, либо концлагерь. Поэтому они с Рене уехали в США, где и жили всю войну.
Во Францию супруги вернулись в августе 1947 г. и поселились в своем особняке в Ницце. Там Морис Метерлинк и умер 6 мая 1949 г. от сердечного приступа. Церковь отказалась его отпевать. Писатель был похоронен с гражданскими почестями.