Сумасшествие-не порок

Ирма Король
К великому нашему несчастью в мире существует много болезней.И речь здесь не идет о кашле и о насморке,когда мы просто попили холодного или промочили под дождем ноги.Есть болезни гораздо серьезнее.И что самое страшное-зачастую врачи их находят у маленьких детей,которые с самого рождения обречены бегать по поликлиникам,пить горькие лекарства и лежать в больницах.А некоторые такие болезни отмеряют совсем маленький срок жизни для их бедных носителей...Об этом страшно даже писать!
А существуют болезни,когда у человека ничего не болит и при первой встрече ты даже не поймешь,что он болен,просто ведет себе как-то не так,дурачится...Кого-то веселит такое поведение,а кто-то не понимает этого человека и крутит пальцем у виска,сам ещё не зная,что прав.В итоге-когда все узнают о диагнозе,несчастного ожидает печальная участь в обществе здоровых людей.Его обзывают,передразнивают,даже бьют...Они не понимают,что человек не виноват в своем безумии.Я сейчас говорю о детях,имеющих с рождения психические отклонения в умственном развитии.Мне,хоть и не имеющей таких отклонении приходилось встречать таких людей.Не буду кривить душой,отношение мое к ним было тоже,,не очень",скорее нейтральное.Но когда меня однажды попросили в санатории ударить такую девочку,я не смогла.Все-таки что она мне плохого сделала?А для них это было в порядке вещей.Возможно,виной тому были наши воспитатели,которые относились к ней не очень-то доброжелательно.
Сейчас я расскажу вам случай,который непонятно почему,остался в моей памяти,хотя я вспоминаю его редко.
Дело было в первом классе.Только вот учились мы не в школе а в...садике.Причиной тому стало то,что это был детский сад для слабовидящих детей.В здании находился кабинет физио и мы в свободное от уроков время лечили там глаза.В классе было всего семь человек,но программа там была такая же,как и в обычных школах.Да и во втором классе нас обещали перевести в школу для слабовидящих детей,которая покамест была на ремонте.Я училась с теми ребятами,что ходили со мной в этот детский садик и это очень радовало меня.
Но к нам приходили ещё и другие дети.Это были:Саша Акулиничев,Даша Рулева и Варя Рассолова.Саша был вполне нормальным мальчиком,только видел плохо и часто получал замечание в дневник за поведение.Даша-умная девочка,но очень упрямая и мелочная.Она имела кроме проблем со зрением инвалидность по психике.Словно она жила в каком-то другом от нас мире...Я общалась с ней иногда,но никогда не знала,чего от неё можно ожидать...А вот Варя...Когда я первый раз услышала её на тихом часу,у меня не возникло никаких сомнений в её адекватности.Но на самом деле все оказалось иначе.Не помню,что у неё было со зрением,но вела она себя совершенно не так,как мы.Она все тянула в рот,говорила все,что надо бы помолчать в приличном обществе,а как училась...С ней всегда рядом сидела мама,так как девочка не могла спокойно просидеть 40 минут урока.Своим поведением и даже внешностью она походила на обезьянку.Волосы у неё были черные словно смоль,завитые в мелкие кудряшки,как у негритянки.Да и кожа была такой смуглой,что складывалось ощущение,что её привезли к нам из африканских стран.Своими вытянутыми вперед подбородком и челюсью она лишь подтверждала гипотезу о происхождении человека.
В нашем классе её не приняли,смеялись,обзывали и не звали играть.Я по-прежнему держала нейтралитет,дабы не быть посмешищем,но и не обижать её.Я только запомнила тот случай на уроке окружающего мира.Учительница,Елена Михайловна спрашивала:
-Варя,скажи:животные,которые живут дома,за которыми ухаживают люди,это какие?
-Домашние!-сразу сообразила она.
-А те которые живут в лесу,охотятся на других животных,это кто?
Варя задумалась.Учительница решила ей подсказать:
-Ну такие большие,с шерстью...
-Шерстяные!-воскликнула девочка и весь класс буквально покатился со смеху.
Ещё у Вари была сестренка,Маруся,которую к нам часто приводила её мать.Ей было всего семь месяцев и после таких приводов,многие из нашего класса просили сестренку.Да и я тоже.Даже лепестки сирены отрывала,надеялась,мечтала.Но не сбылось...
По прошествию года,странным образом нашим удалось подружиться с Варей.Причем как девочкам,так и мальчикам.Я спрашивала у моей подруги,Маши:мол,как так,то ты её не любила,теперь за ручку ходишь.На что та мне отвечала:теперь мы почти уже подруги.И пацаны постоянно звали её к себе...Я не понимала:почему такой ажиотаж вокруг человека,которого они считали ненормальным,и даже немного завидовала Варе.
У нас в классе было пять девчонок и всего два пацана-тот самый Саша и Максим,с кем мы ещё были в садике.Мы относились к нему хорошо,считали,что уже прекрасно его знаем,но...только к концу первого класса мы поняли,что ошибались на счет него.
И все дело было,как ни странно в той самой Варе.Сначала с ней за ручку на прогулку ходила Маша,но однажды почему-то вдруг её повел Саша.Мы удивились-с чего это вдруг?Даже думали-не влюбился ли он?Маша считала это неправильным,ведь Варя-девочка,значит должна быть с нами.А тот самый Максим с непонятно откуда взявшейся злобой,прошипел,что Варя будет с ними.
С этого дня и началась наша,,дележка".Доходило до того что мы с мальчишками за руки тянули её каждый в свою сторону.Мы даже забывали,что Варя-это живой человек,а не какая-то вещь.Казалось,раз она вот такая,то и выбирать с кем ей лучше,не может.Мне все это не особенно нравилось,но этого так хотела Маша и я была солидарна с ней.Была там ещё и Дарийка,но больше всего это надо было Маше.Иногда,мне казалось,что лучше,для собственной безопасности бросить все это и уйти к Даше,обсуждать мировые новости,но из солидарности я не покидала,,поле боя".
Это могло бы продолжаться до летних каникул,если бы не наступила кульминация,в которой досталось и мне,но все же,как и во многих фильмах наступил,,хэппи энд".
Это происходило уже несколько дней подряд и мне даже не хотелось ждать новой прогулки.Но куда было деваться?
Помню,началось все с того,что мы в который раз спросили:с кем ты хочешь быть?К нашему разочарованию она выбрала Сашу и Максима.Они играли в какую-то игру,где мы-преступники,а они милиционеры.Признаться честно,глядя с высоты своих лет на нашу родную,теперь уже полицию,я думаю что им удалось хорошо исполнить свою роль.Они даже не могли договориться:кто из них старший лейтенант,а кто младший.А мы все бегали за ними и за Варей,стараясь её образумить,уговорить уйти на нашу сторону.
В детсадовском сквере было много площадок,но я отчетливо помню,что мы почему-то гуляли за их пределами.По крайней мере,девочки.А пацаны караулили возле кустов,чтобы мы не пожаловались учителю.А я не знала.Я просто устала от всего этого и хотела выйти из игры.А там-Максим с палкой.Сколько злости было в его глазах!Он говорил мне,что бы я не смела идти на эту площадку,не то будет хуже.Мне пришлось остаться.Но вскоре это просто вышло за рамки игры...Эти пацаны толкнули Машу в заброшенный фантан(воды в нем не было)Она,видимо ударившись заплакала и просто умоляла меня пойти и все рассказать.Я,забыв о предыдущей встречи,побежала.Там меня опять встретил Максим...Я точно помню,что он меня ударил,хоть и не сильно...Мне пришлось вернуться.Я увидела,что Варя разговаривает с Машей.Та,плачя ей все рассказала.Тут подбежал Максим и хотел увести Варю,но та отказался,потому что он побил Машу.Макс,покраснев от злости,толкнул её в зеленые кусты.Варя заплакала...
Я плохо помню последующие события,факт тот,что мы непонятном каким образом оказались уже на площадке в пределах сада.Мы сидели на корточках,Маша плакала и что-то рисовала на песке,а я просто сидела рядом.Тут её увидела Варя и спросила:,,Что ты,Маша,плачешь?"А потом подошла к учительнице и и рассказала ей про Машу.Нас начали расспрашивать и мы поведали все,без утайки.Тогда она наказала Максима,запретив играть вместе со всеми.А мы с Варей отправились играть с девчонками из другого класса,радуясь,что все закончилось так хорошо.А Максим наказанный сидел у кустов под наблюдением воспитателей.
С тех пор наши междоусобные войны прекратились.А на следующий год и Варя и Максим ушли в другую школу.Больше мы о них ничего не слышали.
Почему эта история так сильно засела у меня в мозгу?Только сейчас,проанализировав всю ситуацию,я сумела в этом разобраться.Максим-был самым младшим из нас и хоть и не был ударником,очень старался и его даже ставили нам в пример.Что касается Вари-девочка отставала из-за своей болезни и в учебе.Ей было трудно решить простейшую задачу,в то время как Макс уже что-то соображал в задачах и за второй класс.Так в чем же причина?Неужели человек,который владеет достаточными знаниями не мог понимать,что своими действиями причиняет кому-то боль,тем более девочкам и...ни за что?Я не знаю,что стало с ними,и дай Бог чтобы все было хорошо,я надеюсь что Максим изменился в лучшую сторону да и Варя догнала нас в развитии,но...Меня эта история прежде всего научила тому,что далеко не все сумасшедшие агрессивны,причиняют вред другим и себе,а это люди,быть может в силу своей неполноценности ещё не понимают жестокость жизни,и по-детски наивно её воспринимают,но все же способны отличать добро от зла.Быть может,не была бы Варя такой,она одобрила насилие над нами мальчиков.Но она хотела дружить со всеми нами и не понимала,почему мы воюем...Хотя мы должны были понимать,что это все-таки не вещь...Возможно эта детская чистота и стала причиной такое всеобщей любви...Так что,если встретится на вашем пути такой человек-не спешите судить,попробуйте просто с ним поговорить по-человечески.Конечно,не про собрание сочинений Чехова,а о семье,о доме...И возможно именно этот человек станет вашим самым лучшим и бескорыстным другом...(29-30.04.2013)