Земляки в Израиле

Роман Котляр 2
ЗЕМЛЯКИ В ИЗРАИЛЕ.
Просматривая журналы «Шашечный Израиль», замечаешь, что из номера в номер часто повторяются одни и те же фамилии. Многие из них известны по советским турнирам, по прекрасным рижским журналам «Шашки». С некоторыми из шашистов доводилось встречаться лично.

В 1994 году в Виннице состоялось первенство Украины по шашкам среди юношей и девушек. 3-е место занял Ян Вайнрук, представлять израильским читателям которого нет необходимости. Неплохо выступил в том турнире и Андрей Уманский. Среди девушек играли Оля Радовицкая из Днепродзержинска и Вера Иоффе, которая уже тогда была мастером спорта.

Около 27 лет я прожил в Черкассах. По территории Черкасская область Украины приблизительно равна территории Израиля. Отмечу, что в нашем городе немало лет, до самой смерти, прожил Лев Петрович Вигман, родной дядя прославленного гроссмейстера. Его знаменитый племянник приезжал в Черкассы только в конце 70-х. Об этом мне рассказал сам Лев Петрович. Как выяснилось буквально на днях, академик шашек Арон Давидович Злобинский тоже имеет в нашем городе свои корни.

В шашки я пришел сравнительно поздно. В официальном соревновании выступил впервые в конце 80-х гг. прошлого века. Это был чемпионат области. 1 место занял Евгений Гамов, единственный на то время в области мастер спорта, который умер в 90-м году. Вторым, отстав на пол-очка, был Евгений Браверман. Он работал в одной отрасли с моим отцом, и они хорошо знали друг друга. Больше Евгения на соревнованиях я не встречал, он эмигрировал в Израиль. Я дружил с его сыном Сашей, который уже тоже немало лет живет на Земле Обетованной. Не знаю, был ли Е. Браверман чемпионом Черкасской области, но в числе лучших он был много раз.

Где-то в это же время переехал в Израиль Борис Скляров. Он тоже был кандидатом в мастера спорта, стал им благодаря своему другу Е. Браверману. Особых успехов в турнирах у него не было, а познакомились с ним мы уже в Израиле в 1999 году.

Гораздо позже переехал из Черкасс в Беэр-Шеву кмс Борис Лозовский. Приятный человек, я провожал его на автобус до Борисполя. Наше знакомство получило довольно забавное продолжение. В июле 1999 года я оказался в командировке в Беэр-Шеве. Наведался в местный парк, где, как мне сказали, любил гулять с собакой Юрий Арустамов. Я хотел передать ему привет от земляка Бориса Симоняна, которого видел незадолго до этого в Киеве, но встреча с гроссмейстером тогда не состоялась.

На скамейках в парке играли в шахматы и шашки. Один дедушка (а тогда ему было около 70-ти) обыгрывал всех. Присмотревшись, я узнал Бориса Рувимовича Лозовского. Поздоровавшись, я попросил разрешения сыграть (он меня не узнал, прошло несколько лет). Выиграв третью подряд партию, я не удержался и сказал: «Помнится, пару лет назад я на такую ловушку поймал в Черкассах Бориса Лозовского, был там такой кандидат в мастера». После этого меня «опознали». Не знаю, жив ли еще Борис Рувимович, у меня о нем остались хорошие воспоминания, как о добром, порядочном человеке.

Семен Самойлович Зусман получил кмс после 70-ти. Как говорится, за возраст и стаж. Белыми он по жизни начинал 1. gh4. И мог из года в год попадаться на один и тот же вариант. Он был одним из первых разрядников, кто очень любил играть со мной и никогда не отказывался сразиться. Правда, я довольно быстро стал огрызаться.

Однажды на чемпионате области по шашкам – 64 принял участие перворазрядник Роман Наумович Гриценко (г. Смела). Играл на турнирах и мой брат Игорь Котляр.

С 1999 года в моем лице на чемпионатах области играл только один представитель еврейского народа, больше никого не упомню. Антисемитизм у нас иногда процветал: так, на чемпионате области 2001 года моему конкуренту почти открыто сплавляли партии, чтобы я не стал чемпионом. Но ничего у них не вышло – 18 из 18 возможных.

Как-то в журнале «Шашки» я увидел позицию из партии С. Трижмеля, кандидата в мастера. Говорят, наш человек. Был еще перворазрядник Изольдин, но в турнирах я его не видел. Играл только однажды с ним на ставку, не будучи знакомым.
Это все евреи-шашисты Черкасской области, с кем встречался или о ком наслышан.