Куда идет сегодня человечество?

Сергей Корягин
Я сравнил бы всемирную история с большой и широкой рекой, имеющей свое начало и свой конец, тихой и бурной, чистой и мутной, с водопадами и плавным течением, сужающейся и растекающейся, с поворотами, зигзагами и даже возвращением назад, с разделением на рукава и объединением. Кровопролитные войны отбрасывали отдельные народы назад, это сказывалось и на общем темпе развития человечества. Одни революции способствовали прогрессу, другие тормозили движение. Новые религиозные и научные течения объединяли и разделяли. По какому закону живет река? Прежде всего по тому, который царствует в природе, по закону всемирного тяготения: она течет с возвышения к низменности, сверху вниз. И попытка ее повернуть в обратную сторону наверняка окончится неудачей. Далее. Река течет в берегах, ей необходимы физические ограничения, препятствующие растеканию воды. Но там, где свобода течения стеснена близко сходящимися берегами, река готова вырваться из берегов. А в случае полного закрытия свободного движения, она, действительно, вырывается из берегов и теряет свое качество реки: превращается в озеро или в море.

Куда идет сегодня человечество? По этому вопросу нет пророка ни в своем отечестве, ни в чужом. Здесь возможна лишь скромная попытка начертить линию «вилами на воде». Закон исторического развития – это тенденция (вялая или мощная), направленность в изменении  системы. Тенденция создается сложением бессознательной и сознательной деятельности множества человеческих воль, и потому она объективна и субъективна. В какой мере люди управляют вектором движения? Вмешательство природы в нашу жизнь, например, наше движение к смерти, мы никак остановить не можем, а в то, что мы создали сами,  мы можем вмешаться и постоянно вмешиваемся, учитывая «проказы» природы (эпидемии, катастрофы и прочее).

Первая фундаментальная тенденция современного человечества – выжить, продлить свое существование, опираясь на возможности человеческого естества. Однако она пробивается через «встречные ветры», возникающие по ходу развития цивилизации. Одни роковые болезни побеждаются, другие возникают. Медицина может оказаться бессильной, если природа скажет: «Нет!» Есть признаки начала вымирания? Есть. В т.н. продвинутых странах (отнюдь не в странах развивающихся)  сегодня упала рождаемость. Почему? Одной из причин можно назвать тот факт, что все силы женщины  ушли в производство, в науку, в искусство, в спорт, – в добывание средств и престижа. А также – в сферу беззаботной жизни без детей. Вынашивание, рождение и воспитание ребенка – самая тяжелая работа из тех, которые сегодня существуют. «Почему это надо только мне? А мужчины? А общество?» – витают в воздухе вопросы современной свободной женщины. Да, свободной, не скрывающей лица черным платком и не рабыни. На одного ребенка она решается, а на второго – с большими колебаниями…  Уповают иные на воспитание, на пропаганду (родить солдата для фюрера), на поднятие авторитета церкви – и в этом есть определенный резон, однако у богатых государств есть сегодня для этого необходимые экономические рычаги – своего рода «скорая помощь». Можно предположить, что осознание опасности вымирания подвигнет политиков принять эффективные меры, чтобы возвысить женщину, адекватно оценить ее труд. Но не ведет ли общественный прогресс (в частности, прогресс по совершенствованию и накоплению оружия всеобщей гибели) к угасанию чувства материнства? Если так, то все старания политиков окажутся напрасными, потому что с природой не поспоришь.   

Вторая фундаментальная тенденция современного человечества – стремление развить производство до уровня, который обеспечит всеобщую сытость, в частности сытость голодающего миллиарда. Иным кажется, что это можно сделать поскорее, надо лишь отобрать излишки у богатых стран и богатых людей. Войны и революции осуществляют регулярный передел того, что нам дала природа, а также того, что мы сами произвели, накопили. В XX веке большевики отнимали «излишки» у всех богатых, а нацисты – только у ненавистных евреев. Однако история не приняла их претензии, кровь народов была пролита напрасно. Дело в том, что стремления отнять и обобществить, отнять и поделить сами по себе не увеличивают богатства, но лишь ставят препятствия на пути положительного решения задачи. Стремление к социальной справедливости должно разумно сочетаться со стремлением сохранить старые и найти новые эффективные стимулу к труду. Думаю, попытки грубых переделов не прекратятся, как и попытки достигнуть цели разумными средствами. На пути безудержного развития производства стоят проблемы исчерпания ресурсов, а также загрязнения природы промышленными и бытовыми отходами. И они не осознаны. Опасная беспечность!

Стремление к безопасной жизни народов – так назовем третью тенденцию развития современного человечества. Безопасность возможна двух видов: равная для всех безопасность и безопасность,  полученная путем политического уничтожения противника или максимального его ослабления. Можно предположить, что второй вариант превалирует над первым. Превалировал на протяжении всей истории, пока противник не приобрел равное средство защиты – ядерное оружие, средство, которое бумерангом ведет к уничтожению противника, напавшего  первым и, казалось, получившим преимущество. Сегодня мировая война как способ решения «споров» приторможена, но не снята. Можно ли предположить, что обладатели сверхоружия сегодня имеют равную безопасность? Можно предположить, но ведь техническое развитие не остановилось. Если кому-то удастся вырваться вперед по количеству и качеству технических достижений, у того может возникнуть желание испытать судьбу.  Политическим безумцам может присниться  способ окончательного решения всех проблем. Неустойчивость, неопределенность остается. Пока идет борьба за «захват» сфер влияния, борьба экономическая, идеологическая, культурная. А что будет с опоздавшими в гонке вооружений? Они обречены на роль политических сателлитов до… конца своих дней или до очередной попытки мировых лидеров укрепить свою безопасность старым варварским путем – путем войны.  Опасность самоуничтожения человеческой цивилизации не исчезла.

Тенденцию человечества к духовному развития я рассматриваю в тексте четвертой по счету, но по значимости, по выражению сущности процесса развития она первая. Здесь бы я сослался на метод Гегеля: у него самое важное, первое логически рассматривается в конце. Тенденции, исходящие из «земли», из подсознательной деятельности людей во всемирной истории доминируют, но это – тенденции мирового духа, стремящегося выйти на свободное поле деятельности. Он отчуждает себя в форме семьи, общества и государства, и через них, через общественную деятельность людей приходит к самопознанию. Красота, нравственность, истина – содержание абсолютного духа, который познается  средствами созерцания, представления, мышления. И оформляется в искусство, религию, науку, прежде всего – философию. Народы в истории становятся известными прежде всего продуктами своей духовной деятельности – искусством, наукой, политическими институтами – и нередко исчезают в неизвестности, даже если они много и успешно воевали. «Всемирная история – прогресс в сознании свободы», – говорит Гегель в своей философии истории. Древний Восток: свободен один – тиран. Античный мир: свободны некоторые, Христианская цивилизация: свободны все. Разумеется, здесь речь идет пока об уровне осознания гражданином своей сущности. Реальная свобода приходит позже. Неслучайно великий философ делает свободу основным измерителем исторической продвинутости народа: если человек в душе, в сознании остается рабом, то освобождать его не имеет смысла, освобожденный, он отдается в рабство другой силе и становится ее орудием. Даже если его «назначить» гегемоном,  мессией, ведущей силой исторического процесса. Вторник, 30 апреля 2013 года