Ностальгия

Сергей Александрийский
"...Как  можно  осудить  то,  что  канет  в  Лету? Зори  гибели  озаряют  очарованием
ностальгии все кругом; даже гильотину."    Милан Кундера "Невыносимая лёгкость бытия"



   Жизнь ничего никому не должна. Она идёт своим чередом, испытывая нас на прочность. "Жизнь это то, что происходит с нами пока мы строим по поводу неё планы" Ф.Меркюри.
   Одно укрытие -- ностальгия.
   Ностальгия неуправляема, она анестезирует невыносимость существования. Пережитый триллер в отчуждающем прошлое будущем, воспринимается как "сказка моей жизни". Попытка взять под контроль это свойство психики пустая манипулятивная затея. Не стоит вторгаться в святая святых человеческого сознания, по большей части живущего в вымышленной реальности. Именно приукрашенное мишурой настоящего прошлое и создает будущее. Подлинная реальность вне нашего восприятия -- фикция. Люди живут там где им удобно. Благодаря ностальгии мы ещё не вымерли как вид.
   Ностальгия в платоновском смысле есть трагический опыт оригинала, тоска по идеальному. Копия, которой мы являемся жаждет подлинности, сокрытой в повседневном мире, требующего от нас усыпляющей адаптивности, ложной адекватности в мире химер.
   Аутентичность достигается через нонконформизм, маргинальный выбор. Адекватность связана с социальной адаптацией, проще -- приспособляемостью. В качестве яркой иллюстрации к теме, стоит вспомнить два типичных образа Ивана Шухова и кавторанга Буйновского из повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Один -- эталон адаптивности, другой -- непримиримый дазайн-аутентист.   
   Поскольку общество по эволюционным причинам постоянно отстает в осознании действительности от личности, то достижение баланса всегда выглядит как благодушная утопия "золотого века". Или экспортируется в метафизику "запредельного". Царство небесное, Валгала, Шеол, нирвана, пралайя и пр. -- трансцендентальные маячки замороченного буднями сознания.
   Пьянящий аромат ностальгии исходит из вполне  прозаических событий прошлого. Однако в ностальгической дымке всё это скучное и бледное выглядит трогательно и прекрасно. Наше пресное прошлое сдобрено такими острыми специями настоящего, что от них выступают слёзы на глазах...

Память милосердная старуха,
Ностальгии сладкое вино,
Нам нальёт стакан и мы под мухой
Будем славить прошлого дерьмо...