Из жизни аквариума. Про сома

Илья Мещанов
В детстве у меня был аквариум. В советские времена, столь скудные на развлечения, многие увлекались рыбками, а поездка на «Птичий рынок», или, "птичку", как тогда его называли, который располагался тогда на Нижегородской улице и вовсе превращалась в праздник. Я постоянно покупал какие-нибудь обновы для своего маленького подводного мира, и как приятно было зимними темными вечерами смотреть на этот оазис вечного лета, подсвеченный лампой. Со временем уделять аквариуму должное внимание не стало возможности. Институт. Армия. Потом работа и командировки заставили отказаться от этого увлечения. Но видимо не зря говорят, что многие увлечения передаются по наследству. Поэтому я не удивился и даже обрадовался, когда дочка попросила купить ей аквариум.

Был выбран самый простой и дешевый вариант. Вдруг быстро надоест. Поэтому остановились на обычном круглом аквариуме в 15 литров. Приступили к выбору рыбок. Купили обычных гуппи, неончиков и зачем-то сома. Хотя продавец и предупреждал нас, что сом будет не самой интересной рыбкой. Постоянно прячется в темных углах и редко вылезает наружу.

Тем не менее именно сом потом стал привлекать самое живое внимание всей  нашей семьи. Он оказался очень интересным экземпляром. В качестве своего дома он выбрал раковину, которую я положил на дно для украшения. Оказалось, что под ней получилась небольшая пещерка, вполне доступная для сомика.

Сом по-настоящему стал воспринимать раковину, как свою «квартиру» и относился с ней с поразительным трепетом. Постепенно он рос, но ракушку не оставлял, даже немного углубил песок под ней. По крайне мере, так нам показалось.

Утром сом вылезал наружу, и пока дома было тихо и все спали, он ложился на раковину и буквально обхватывал ее своими плавниками, почти присасываясь к ней. Аквариум стоял на подоконнике и утром на него падал солнечный свет из окна. Поэтому сом грелся на солнце, почти как кот на завалинке. Там можно было его наблюдать, если подкрасться незаметно к аквариуму, но стоило ему кого-то заметить, то он моментально прятался под раковину. Причем делал это так быстро, что заметить само движение, было практически невозможно.

Любовь сома к ракушке была просто фанатичной, что нас очень забавляло. Иногда мы подходили  смотреть не просто на аквариум, а говорили - Пошли посмотрим на сома. Сом постоянно находился при «своей» ракушке. Либо обхаживал ее сверху, шевеля губами и то ли нашептывая что-то нежное, то ли просто подъедая что-то с ее поверхности, либо просто лежал сверху, обхватив ее плавниками, как будто он хотел оторвать ее от дна и перенести ее куда-нибудь в более укромное место, а когда замечал наше к нему внимание, тут же прятался под нее.

Так продолжалось довольно долго, пока дочка, вдруг не решила почистить аквариум. Я попросил ее подождать пока вернусь с работы, но она решила все сделать сама. К сожалению, сама она никогда раньше этого не делала и поэтому допустила кое-какие ошибки. Со дна поднялась вся грязь. Дочка решила тогда выловить рыбок и вынуть грунт, чтобы промыть его.

Когда я пришел с работы, то увидел всю картину «разгрома». В отдельной банке сидели рыбки. Часть грунта была вынута и лежала в миске. В самом аквариуме была страшная муть, сквозь которую проглядывали, оставшийся в аквариуме грунт и ракушка.

- Кстати, папа, я всех рыбок выловила, кроме сома. Его я так найти и не смогла.

- А под ракушкой смотрела? Спросил я.

- Смотрела. Поднимала ее. Его там нет. Может в водорослях прячется.

Мне пришлось с ходу включиться в работу. Я вытащил остатки грунта и водоросли но сома не было и там. Тогда я вынул ракушку, и перевернул ее. И, вдруг, там-то мы и увидели нашего любимца. Он, как всегда, обхватил ракушку своими плавниками, но на сей раз снизу. Мне кажется, что если бы он умел говорить, то его словами были бы «не отдам»! Пришлось его переместить в банку к другим рыбкам. Для уюта я положил им в банку одно из растений, под которое тут же забился сом.

На чистку аквариума ушло много времени. Пришлось перемыть весь грунт. Отфильтровать воду. Снова положить грунт внутрь, потом переместить туда водоросли и ракушку. Когда я клал на место ракушку, то сделал под ней в песке небольшое углубление специально для сома. После этого налил воду и переселил назад рыбок. Сома в банке поймать было невозможно, уж очень шустро он уворачивался от сачка, поэтому перелил его в аквариум вместе с остатками воды.

Когда великое «переселение закончилось», я решил проверить, вернулся ли сом в свой домик, и посмотрел на ракушку из под которой обычно торчал его хвост. Но сома там видно не было. Долго  я искал его по всему аквариуму пытаясь понять куда же он теперь спрятался, и, наконец, заметил его прилепившимся
 к одному из больших листьев Анубиуса (кажется растение называется так). С той поры сом самым странным образом охладел к своему бывшему жилищу.

Что только я не делал, чтобы он снова вернулся к своей, когда-то любимой ракушке. Я пробовал переставить ее в другое место, потемней, и сделал под ней углубление поглубже, думая, что сому может там показаться тесновато, но все было напрасно. Сом так и не вернулся назад. На сей раз он «прописался» в зарослях Анубиса. Не знаю, что случилось, но похоже мы разрушили какую-то тонкую связь между нашим сомом и его любимым домиком.  И теперь нам остается только гадать вернется ли когда-нибудь наш сом в свое разоренное гнездо. Вот так, случайно, вторгшись самым незначительным образом в жизнь пятнадцатилитрового королевства (всего-то навсего  аквариум почистили), мы нарушили какую-то тонкую гармонию, которая существовала в маленьком подводном мирке.

Прошло три года. Сомик вырос, и теперь при всем бы желании не поместился бы под ракушку, но часто любит полежать на ней сверху.