Журка

Лидия Христенко
        Помню: в детстве читала сказку о журавле. А кто не знает песню о журавлёнке? Не только слушала её в исполнении Иосифа Кобзона, но и сама пела: 

Ушло тепло с полей и стаю журавлей
Ведет вожак в заморский край зеленый.
Летит печально клин и весел лишь один,
Один какой-то журавленок несмышленый.

Он рвется в облака,
Но говорит ему вожак сурово;
Хоть та земля теплей, а Родина милей,
Милей запомни, журавленок, это слово.


Запомни шум берез и тот крутой откос,
Где мать тебя увидела летящим.
Запомни навсегда, иначе никогда,
Дружок, не станешь журавлем ты настоящим.


У нас лежат снега, у нас гудит пурга
И голосов совсем не слышно птичьих.
А где-то там вдали курлычут журавли,
Они о Родине заснеженной курлычут.

Не раз слышала, что журавли считаются символом чистоты, честности, счастья и готовности к бескорыстной помощи. А вот в Японии журавль - это символ долголетия и процветания. А ещё журавль символизирует и надежду. Говорят, если сделать тысячу журавликов из бумаги, то желания исполнятся, и даже тяжёлая болезнь отступит. Как-то издалека наблюдала я за этими птицами! Они очень осторожны и близко к себе не подпускают. Это было весной, видела из окна автобуса скопление журавлей на поле. Они передвигались по полю спокойно, видно: только что прилетели из тёплой страны.
            Никогда не думала, что увижу журавля вблизи. Это было лето, самый разгар сенокоса. Выехал мой брат с сыном косить траву. Трава густая, не заметили журавлёнка и поранили косилкой ему крыло. Лежит беспомощный окровавленный, маленький, такой жалкий и невзрачный. Жалко оставлять его одного, да и погибнет же.

        Привезли птицу домой. Хозяйка осмотрела рану, промыла её раствором перекиси водорода, смазала мазью и  напоила птаху тёплой водой, в которой загодя растворила порошок пенициллина.  Чем же накормить? Насыпали пшеницу, а он не клюёт. И стала Тамара(так зовут хозяйку) каждое утро ходить за огороды с бидончиком. Там у них болото, а в нём и около него водятся лягушки. Вот их и ловила для журавлёнка. Принесёт, даст ему лягушку, а он поднимется на слабеньких ножках, подбросит и, запрокинув голову, ловил её, и проглатывал. Назвали его Журкой. Стоило птенцу услышать своё имя, тотчас подходил, откликался. Захочет есть, подойдёт к окну и стучит клювом до тех пор, пока хозяйка не выйдет и не накормит его. Во время кормёжки он исполнял всегда танец, демонстрировал своеобразные движения: прыжки, повороты на месте. Так журавлёнок, наверное, выражал свою благодарность хозяйке. Очень послушная и добрая птица была.

        Поправился, стал большим, похожим на взрослого журавля, а вот взлететь не получалось, размах крыльев достигал около двух с половиной метра, а высотой он был чуть больше метра. На темени у птицы красная шапочка, заметная только с близкого расстояния. Ноги длинные, тёмные, нос длинный, шея длинная - в общем, всё у него длинное. Сам  весь, в основном, серый; только часть головы и шеи чёрная, с белым пятном, идущим от глаза к затылку.

        Сначала всем было в диковинку видеть журавля, передвигающегося  по деревенской дороге большими спокойными шагами. Вышагивал он чинно, с гордо поднятой головой, приветливо курлыкая, как будто здоровался с прохожими. Сельчане привыкли к нему, да и Журка никого не боялся, теперь уже сам себе находил кормёжку, как-то попал на зерноток, поел там пшенички и с этого дня стал каждый день туда ходить, как в столовую.

         Уже наступила поздняя осень. Всё чаще, задрав голову, следил Журка за полётом журавлей, которые, выстроившись правильным клином, улетали в тёплые края. Раз стая, услышав его  громкий пронзительный трубный голос, в ответ что-то прокурлыкали, покружились над ним, беспорядочно разбившись, как бы приглашая его с собой в полёт. Разогнался, расправил свои крылья, взмахнул ими журавль, но… взлететь не смог. Загрустила птица, перестала есть. Так от тоски и умерла. Очень горевали по Журке хозяева, выкопали могилку и похоронили...