Глава 17. Эдвард Лир

Виктор Еремин
Книга чепухи; История о четырех маленьких человечках; Дом, который построил Джек; Прогулка верхом; Комар Долгоног и Муха; Чики-Рики — воробей; Сова и Кошечка и др. сказки

Можно ли назвать Эдварда Лира сказочником? Не только можно, но и должно! Даже больше: следует настаивать на том, что Лир наравне с Андерсеном стоял у истоков современной литературной сказки, причем не только англоязычной, но и всего мира. И если андерсеновское направление сегодня все более чахнет, то лировское направление становится все более активным и даже агрессивным. Человечество стремительно уходит от лирики и чувствительности к просторам парадокса и «черного» юмора.
Эдвард Лир родился 12 мая 1812 г. в Хайгейте (тогда это была деревня к северу от Лондона, ныне входит в Большой Лондон). Отец его, Джереми Лир, был биржевым маклером. Мать Энн Кларк Скерретт — домохозяйкой. Эдвард стал 20 ребенком в семье.
Через 4 года после рождения сына Джереми разорился, и Лиры оказались в крайней нужде. Родителям было уже не до возни с младшими детьми, поэтому воспитание Эдварда целиком легло на плечи старшей сестры Энн. Девушка, ей шел тогда 25 год, забрала Эдварда и покинула отчий дом. Ко всем трудностям, с которыми столкнулась женщина, добавились болезни мальчика: в 5 лет с ним случился первый приступ эпилепсии, затем дали о себе знать бронхит и бронхиальная астма. Всю жизнь Эдвард стеснялся своих болезней и особенно смущался после эпилептических припадков: с 7 лет у Лира за приступами эпилепсии всегда следовали приступы острой депрессии.
При таком здоровье мальчику пришлось получать образование дома. В частности, заботливая сестра научила Эдварда рисовать, особенно любил он этим заниматься во время чтения книжек вслух. Талантливый от природы, мальчик постепенно приобрел навыки иллюстратора. С 14 лет он стал зарабатывать рисованием животных. Всю жизнь Лир прежде всего оставался художником, а сочинительство полагал баловством.
В 1830 г. молодой человек издал свою первую книгу «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев». Издание сразу сделало Лира известным художником-анималистом. Его засыпали заказами.
Художником заинтересовался Эдвард Стэнли, будущий 13-ый граф Дерби. Он пригласил юношу в Ливерпуль — рисовать птиц и животных в его частном зоопарке. С этого времени Стэнли постоянно и неизменно благотворил Лиру. Когда в 1837 г. здоровье художника резко ухудшилось, благотворитель отправил его в Рим, заказав ему чертеж плана города. Так начались знаменитые путешествия Лира по Европе и миру. Финансировал большую часть поездок Стэнли.
Освоив пейзажный рисунок, после каждой поездки он стал выпускать художественные альбомы, в которых рассказывал об увиденном. Издания эти также пользовались популярностью.
Знаменательным для Лира стал 1846 г. Сперва он опубликовал двухтомник «Иллюстрированные экскурсии по Италии». Затем вышел в свет его первый литературный труд — «Книга нонсенса» (т.е. «Книга чепухи» или «Книга бессмыслиц»), целиком посвященная новому жанру поэзии — лимерикам. А следом художника пригласили давать уроки рисования английской королеве Виктории. Всего состоялось 12 таких уроков, и королева осталась весьма ими довольной.
Еще сорок лет после этого Лир путешествовал и рисовал, путешествовал и рисовал — вся жизнь его прошла в путешествиях. При этом он всегда оставался одиноким и серьезно больным. После смерти любимой сестры Энн (она умерла весной 1861 г.) Эдвард дважды сватался к девушке, на 46 лет его моложе, и оба раза был со смехом отвергнут. Правда, у художника всегда было много верных друзей. Но со временем они умирали, а одиночество Лира становилось все острее и острее. К одиночеству добавилась постепенно усиливавшаяся слепота.
«Книга нонсенса» периодически переиздавалась, все более и более прибавляя автору славы. С 1865 г. Лир решил ее продолжить. Предполагают, что на работу автора подвигли дети Эдварда Стэнли, уже 13-го графа Дерби. Для них художник сочинил в 1867 г. свое самое знаменитое стихотворение «Сова и Кошечка». Работа над продолжением длилась 6 лет, в декабре 1870 г. вышла вторая книга лимерик, в 1871 г. — третья, в 1876 г. — последняя.
С 1870-х гг. ведутся все усиливающиеся споры о том, кто является истинным автором литературных произведений Лира — сам Эдвард Лир или Эдвард Сэнли. Сторонники последнего утверждают, что художник стал прикрытием для графа, а фамилия Лир — всего лишь анаграмма.
В 1870 г. художник купил землю в Сан-Ремо. Там он по-строил себе виллу Теннисона, получившую такое название в честь любимого поэта художника. Единственным другом Лира в Италии стал кот Фосс, которого он обожал. Кот жил в доме художника 14 лет, а когда умер в 1886 г., ему были организованы торжественные похороны в саду виллы.
Эдвард Лир скончался 29 января 1888 г. от сердечного приступа. Похоронили его на кладбище Фоссу в Сан-Ремо. На погребении были только лечивший его доктор с супругой, никто из многочисленных друзей художника не смог проводить старика в последний путь.
Со временем у Лира появились последователи. Своим учителем его признал Льюис Кэррол, французские сюрреалисты, русские обэриуты, в частности, Даниил Хармс и Евгений Шварц.