Быт и философия жизни - через лепестки ткани

Кенга
Глава из романа-эпистола "Осение листья"

Предыдущая глава http://www.proza.ru/2013/04/29/999


 Письмо-отзыв о выставке Галины Заходер  под названием "ТКАНЬ".
 Об авторе статьи упоминаю в миниатюре "Ковровские чтения"
         http://www.proza.ru/2012/12/25/1180          
Иллюстрация. 1. "Любит? Не любит?"
             2. "Любит!"

 09 февраля 2003 года.
Глубокоуважаемая Галина Сергеевно!
 Буду рад, если посылаемая заметка кому-нибудь пригодится. В случае, если ее где-то напечатают, - не откажите в любезности послать мне экземпляр. Желаю Вам всего доброго!
С.Л. Щеглов.
P.S. Надеюсь, не забудете меня, когда  выйдет Ваша книга о Борисе Владимировиче. С.Щ.



     БЫТ И ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – ЧЕРЕЗ ЛЕПЕСТКИ ТКАНИ.

Я увидел эту выставку  в залах историко-мемориального музея в городе Коврове Владимирской области, где богатство ее сейчас демонстрируется. Любовь возникла с первого взгляда. Не надо никаких слов, чтобы определить, настоящее искусство перед тобой, или «просто так». Разумеется, ежели человек способен отличить зерна от плевел. Если картина, либо строчка или музыка могут выжать слезы из его глаз. Слова нужны для того, чтобы помочь разобраться другим.
В Работах из ткани Галины Сергеевны Заходер  сразу же берет за живое подлинная поэзия,  истинное искусство. Эти  скромные на беглый взор аппликации, лоскутные ковры, мозаики, меховые игрушки завораживают, вызывают множество мыслей, приобщают зрителя к высокой философии.
«Жар – птица» и «Начало», «Война», «Розовое», «Желтое», «Голубое», «Отражение». Сколько в этих творениях экспрессии, художественного совершенства, глубины!
Тут есть бытовые зарисовки и философские размышления, картины природы, живописные странички истории. Вот: «Любит – не любит?». Казалось бы, избитая тема, что тут можно открыть, сказать нового?  Лепесток с ромашкой, падают белые листики, срываемые невидимой рукой. А рядом – бытовой пейзаж: «Любит!».  Три дерева, между  ними натянута веревка, на ней развешены выстиранные куртка,  брюки, носки. И покосившаяся оградка из досточек на переднем плане завершает экспозицию. Всё сказано! И заставляет задуматься.  И всё близко  сердцу.
Никак нельзя пройти мимо этюда «Природа и мы». Дверной (или амбарный)  висячий замок, рядом ключ.  А на дужке -  бабочка – розовые крылышки.  Что это,  о чем? Да ни о чем. Просто – картинка мимолетная: подумаешь,  бабочка на замок села.  Нет, не села: цепочкой привязана! И эта  подпись, эти три слова: «Природа и мы»… Новым смыслом наполняется изображение! Многогранной  оборачивается тема! Трагичность разрывает сердце. Уйдешь – снова вернешься. Не это ли – животворная находка художника?
А вот небольшое полотно под названием «Мысль». Космическая бездонная чернота, прорезанная ярко-белым ядром кометы с сизо-фиолетовым хвостом, и на том фоне:  E = mc(квадрат). Знаменитая формула Эйнштейна, буква Е  украшена звездой, а С напоминает изогнутую галактику. То же: что тут  вроде бы такого?  Между тем стоишь перед изображение мрачной бездны и ощущение бесконечной тайны мироздания.  Глубины непознанного овевает тебя мощным дыханием Вечности.  Интересующийся астрофизикой задумается о загадке «темной энергии», волнующей сейчас исследователей космоса, «темной массы», вещества непостижимой для нас природы, Верующий в божественное происхождение мира читает столь же непостижимую тайну Творца. Вот вам и  кусочки разноцветной ткани, искусно соединенные друг с другом.
«Последняя дверь» и «Душа». Перед вашим взором тоннель квадратного сечения как бы с множеством отделений, всё более углубляющихся в темноту. И в самом конце тонкий красноватый  угольничек. Что это за просвет? Откуда?  Вот еще одна тайна, созвучная  E=mc(квадрат). И как бы в подтверждение ее соседний этюд под названием «Душа».  На темно- синем фоне с вершины какого-то дерева взлетает, устремляясь ввысь, такая же темная ласточка, чуть освещенная белой полоской. Несомненный  отзвук неясных «свидетельств» о том, что  якобы  видели пережившие клиническую смерть. И вечный вопрос: что такое душа? Ведь в том то  и сила художника, что несколькими мазками он выражает сложнейшие переживания и размышления, возвышает зрителя, читателя, слушателя до попыток постичь непостижимое. 
Приобщение к философии жизни, мучившей и мучающей мыслителей всех веков,  Галина Заходер сумела выразить новыми, необычными средствами. К таким картинам, которые я бы не постеснялся назвать шедеврами, можно отнести «Время» (облик песочных часов, именно облик, а не просто изображение!), «Город» (ячейки небоскребов с черными плоскими крышами), «Реклама» (очень современная, близкая нам притча, нарисованная беспросветно черным на сером фоне жизни). Близки к ним «Три возраста», «Четырехугольный треугольник».
Есть  в этой когорте и вещи, на мой взгляд, недоступные для среднего, что ли, зрителя: «Мнимая геометрия»,  «Рептилии» (по Эшеру).  К ним,  видимо, требуются какие-то пояснения или примечания.  Если автор сочтет возможным. (Ведь разъясняют же комментаторы музыку, а экскурсоводы – картины).
Я подробно  коснулся философских произведений Галины Заходер. Хочется отметить и более простые работы, некоторые из бытовых зарисовок, картин природы, страничек истории. Таковы «Ночь в Комаровке», «Март», «Осень», «Старая рябина».  Очаровательны «Бабушкины кружева», «Новъйшия моды  1903, 1893 года».
  Прелестны работы из серии под названием  «Кое что из частной жизни Матрешки»:  «Святая Матрешка», «Купание Матрешки». Эта своеобразная серия занимает важное место в экспозиции. Образ любимой народом расписной деревянной игрушки освещен по-новому, приобрел бытовые и даже религиозные черты. Тоже незнакомое слово в искусстве.
Десять лет назад был издан каталог выставки произведений Галины Заходер с превосходным вступлением В.Романова*.  Единственная известная мне попытка популяризировать  творчество  замечательной  художницы. К сожалению, даже хорошо выполненные цветные фотографии не могут дать представления об истинном своеобразии и прелести полотен Заходер. Очарование их – в объемности всех этих лоскутков ткани.  И меха, ниток и стежков, соединенных в художественное целое. Но что поделаешь – не найдено еще пока средство полного изображения, того, что дано свершить искусству.
Убежден, - выставка Галины Заходер достойна самых широких  аудиторий, как у нас в Росси, так и за рубежом. Подлинное искусство должно быть достоянием всех!

                Сергей Норильский, журналист.
                6.02. 2003 год.
               
           *  В. Романов – псевдоним, взятый Борисом Заходером только для предисловия к каталогу выставки его жены, Галины Заходер, девичья фамилия которой – Романова.

    Читать след главу http://www.proza.ru/2013/04/24/948