Первые самостоятельные шаги

Бельферман Моисей 2
        Первые самостоятельные шаги.               
     Русские Евреи в Российской Империи
скученны в пресловутой «черте оседлости». Вся их семейная жизнь, с постоянными заботами, бытовыми удобствами, чаще неудобствами, связана с неумолимыми традициями, суровым следованием строгим религиозным правилам, нормам Иудаизма. В отдалении, чаще в крупных городах, возникали общины привилегированных сословий: проистекала скромная видимость общественной работы, просветительной, национально-культурной деятельности, даже подвижнической.
     Царь Николай II Романов занял Престол России в 1894. Правление его отца Царя Александра III пришлось неожиданно бурным. Значительная часть Российского общества надеялись на лучшие времена. Подобные настроения вселились среди Евреев. Неведомо откуда появились слухи: утверждали точно – еще в бытность великим князем, наследник Николай Александрович завел приятельские отношения с Евреями. Даже говорили: он собирается жениться на Еврейке. Поведение сына Александр III посчитал недостойным – сделал строгое внушение, даже его наказал.
     Предстоящее возведение на Престол Николая II вызвало даже энтузиазм среди многих Российских Евреев. Никогда прежде
ни один Царь из Династии Романовых не симпатизировал Евреям. Ожидали: новый Царь окажется реформатором, непременно ликвидирует «черту Еврейской оседлости», наделит их всех, старательных трудящихся, гражданскими правами. Милосердный Царь
избавит Евреев от непомерных страданий.
Возможно, Евреи явно проявили эгоизм – не думали, не высказывались о других людях и народах. Но в те времена Евреи Российской Империи, страны «тюрьмы народов», самые  обездоленные, угнетенные люди, нация и религия.
     Надежды, ожидания Евреев-идеалистов оказались беспочвенными. Евреям очень скоро пришлось вернуться на нашу грешную почву, к изначально несправедливому, особо жестокому к ним миру. Увеличили объем и
мощь, добавили новые направления вражда,
страдания Евреев в период беспокойного
правления Царя Николая II.

     Мендель Бейлис вернулся с армейской службы. Через год он женился. У дяди жены во владении кирпичный завод в местечке Межигорье, примерно в восьми верстах от Киева. Родственник взял Менделя к себе на работу. Там поселилась супружеская пара.
Молодые наняли квартиру: жили тихо, без особых происшествий. Межигорье вблизи Днепра расположено в долине - в трех-четырех верстах от Вышгорода. От него прямая дорога ведет к Киеву. Ближе всего расположен Подол. Здесь расположен древний монастырь – называют его обителем «Межигорского спаса». История его заводит в глубокую древность. Владели им и Короли Речи Посполитой, магнаты Волыни. Позже Православные Малороссии стали владельцами этих мест. Повольничали казаки. Эти места не минули казацкие распри. В 1592 казаки ворвались в Межигорский монастырь – устроили разбойничью расправу.               
     В 1672 запорожские казаки отправили в Москву посольство – соглашались принять подданство России. Явились их выборные в Межигорский монастырь с требованием считать монастырь обителью запорожского войска. В монастыре  устроили госпиталь для Сечи. Запорожцы разгульно вели жизнь. Появлялись в монастыре -  вступали в ряды «Христова воинства». Запорожцев подверг опале Царь Петр I. Постепенно терялись связи монастыря с Сечею. Потом зловещий пожар уничтожил все строения. Монастырь восстанавливали медленно: почти сто лет. В окрестностях Межигорска нашли особую глину: годна для фарфора и фаянса. Здесь появилась фабрика фарфоровых изделий. Говорили: фабрика работала полвека. Принесла убытки казне. Сильно обогатились Немцы–управляющие, торговали глиной фарфоровой, из нее изделиями… Пришло
положенное время…
     Восстановили Межигорский монастырь…
     В 1897 пришло личное письмо: Мендель не сразу заметил среди многих бумаженций.      Кузен из Киева поздравил с наступающим новым годом и прибавлением семейства. Он пожелал  благополучия, покоя, мирного года. Мендель с радостью узнал: двоюродный его брат хорошо устроился в Киеве комендантом больницы для бедных. Пригласил Менделя на работу в контору нового кирпичного завода. Владелец больницы, сахарозаводчик владеет  большим капиталом. Он самостоятельно все  заработал. Много трудился. Фантазию свою применил с пользой для дела, общества. Ему, коммерческому гению, человеку скромному, праведнику, постоянно сопутствует везение судьбы абсолютно во всех Б-гоугодных делах и начинаниях. В последнее время господин Зайцев уже придумал коммерцию несколько необычного смысла, типа, пользы действия, даже сразу двойного назначения: построил кирпичный завод – из произведенной ими продукции все чистые доходы переходят на содержание этой больницы. Красив оборот самого полезного действия.
     С кирпичным производством кузен еще не знаком, да и времени у него свободного нет на это волокитное производство. Такова причина его беспокойства. Мендель сразу ухватился за предложение: работа в Киеве с положительными достоинствами: открывает определенные возможности иметь больший заработок. При расширении производства появится перспектива роста. Вырастут дети – получат обеспечивающее ремесло. Мендель посоветовался с женой – получил согласие: принял предложение.
     Менделя назначили приказчиком завода. С первого дня работы встретил трудности. Территориально расположен сам кирпичный завод на границе двух участковых районов Киева: Лукьяновском и Плоским. Строго говоря: вне «черты Еврейской оседлости». В черте Киева район Лукьяновский: строго в нем - Евреям проживание запрещено. Сама больница Зайцева расположена в районе Плоском. Эта часть позволяет селиться в ней Евреям. Благодарить пришлось Зайцева: по своим, неведомым никому возможностям- путям, через городскую управу, он, купец первой гильдии, добился разрешения иметь работника-Еврея: позволили поселиться в черта города Менделю с семьей. Почестей таких он достиг: единственным Евреем из десяти тысяч населения района - оказался Бейлис. С момента начала поселения и работы Бейлису не пришлось сталкиваться с полицией и городской администрацией. Он руководил большим предприятием: рабочих набиралось до пяти сотен.
     Мендель Бейлис ответственный за сбыт и отгрузку кирпичей заказчикам. Его рабочее место в маленькой конторке. Здесь не курят. По примеру немногословного, сдержанного  самого Менделя, говорят-решают вопросы продаж, цен, времени доставки дружелюбно - спокойный, вежливый, внимательный, без показного высокомерия, нетерпеливого тона командования. Тихо говорил с людьми без конфликтов, мирно. Для него самое важное:  польза дела, получение компенсации за труд и товар – по установленной хозяином цене. Ни к какой личной выгоде он не стремится. Теплый, уютный дом, семья, дети – всего он этого добился упорством, стараниями, своей развивающейся Еврейской Душой, энергией деятельной натуры, сметливого рассудка, набожностью, скромным образом поведения и постоянным довольствием трудовой, не всегда щедрой жизни.
     Слава Всевышнему: вроде успокоились люди в обществе-государстве, занялись все своими трудовыми обязанностями – по воле нормального жизнеустройства, улаживания, медленного продвижения по дороге роста, развития экономного накопления предметов и ценностей, медленного продвижения к более удобному образу существования: нива уже созданного благополучия зацветает еще более заметными дополнениями радостного мироустройства.