Бабушка

Виктория Лавреева
Я всегда с теплотой вспоминаю рассказы своей бабушки. Она всегда была такой жизнерадостной и веселой. Очень она любила рассказывать мне про былые времена, про их маленькую деревушку в сибирской глубинке, и уж так складно у нее это выходило. Помню, бывало, выйдем с ней на лавочку возле нашего дома, сядем, я устроюсь поудобнее и давай слушать. Свои истории бабуля всегда рассказывала с легкой тоской по тем временам, когда она была еще совсем молодой и задорной девчонкой. А я всегда хохотала в голос от услышанного. Умела она даже из не совсем веселой истории сделать что-то интересное. Вот, помню, как-то сели мы в один вечер на скамейку и давай я ее расспрашивать про далекие времена, про то, как раскулачивали крестьян, уж так хотелось бабушку послушать. Бабуля улыбнулась:
     -Да, были в то время зажиточные, но не в нашей деревне. У нас люди были работящие, скотину держали, да на полях работали. В то время все руками делали, своим потом и кровью. А пьянчужки местные, как про раскулачивание то узнали, так и начали созывать всех своих, мол, раскулачивать будем. У самих ни гроша за душой, да курочки даже не держали, все по хатам ночью лазили, да промышляли, чем бы поживиться, а тут, как все сподручно то, да по закону. Мы тоже не знали, что такое деньги, а семьи то были большие, не то, что сейчас. У нас по десять детей было в семьях, их же кормить надо. Вот и держали полный двор скотины, да поля с картохой сажали. Всем гуртом выйдем, бывало, да давай окучивать ее. И стар и млад. Все равны! И хлеб растили сами. Все делали, не лодыри были. Так вот решили они, значит, что и с ними мы делить должны свой хлеб, указ ведь. Пока папка на работе в поле был, они к нам наведались и давай, кто во что горазд! Кто курей тащит, кто порося. А сосед наш, тот, что через дорогу жил, квашню хлебную схватил и бежать, да так старался, что когда через дорогу то побежал, споткнулся, упал, квашня по дороге разползлась, а он давай ее руками сгребать, да в кастрюлю обратно заталкивать. Порастащили тогда все, когда брат мой с папкой прибежали, уже все ушли, а мы с мамой сидели на лавочке, и что-то так смешно нам стало. Мы сидели и смеялись до слез. Все квашню вспоминали. А сосед наш, Васька, с тестом домой забежал, да закрылся на все замки. Ставни даже закрыл! Боялся, наверное, что отберем. А на это тесто и вторая соседка глаз положила. И вот встала она под окнами Васькиными и орет: «Васька, открой! Открой, хуже будет!». А он взял гармонь, да песни орать начал. Она долго к нему стучалась тогда! А мы посидели еще, папка маму за плечи обнял, да в дом повел. «Все образумиться. Руки есть, силы есть. Не пропадем» - сказал он.
Мы папку очень уважали, и раз он так сказал, то и мы как-то успокоились.
   - А что же потом было? – спросила я.
   - Работать тогда мы все пошли. И я, и братик наш младший. Мама с грудным Гошкой на поле вышла. Так и прожили.
   Бабушка еще несколько минут сидела молча и смотрела вдаль.
- Бабуль, а еще что-нибудь расскажи а?
- Ну что еще то? Молодые мы были тогда, глупые. Бывало, нас посадят в огород охранять посадки от кур и свиней, раньше не было заборов. Скотина паслась на лугах в деревне. А нам так гулять охота было, с ребятишками бегать. Ну, и как-то мы в один день не уследили за огородом, убежали гулять. Видим, папка с прутом по дороге идет. Сразу поняли, нас ищет. Ох, как пустились мы бежать до дома! А там мамка в огороде стоит и дожидается нас, а там все перерыто мордами свиными, все потоптано! Ой!!! Досталось нам тогда. А мы вечером в клуб собирались. Там кино было в тот вечер. Это для всего села праздник был. Наказал нас тогда папка. Поправляли мы грядки весь вечер. Да прутом он нас тогда отходил хорошенько. Вот стоим мы и работаем. Подруги и друзья в клуб идут и нам машут, мол, пойдем! А мы глянули в сторону хаты, папка стоит и смотрит на нас. Опустили мы головы и кричим им, что не, не пойдем, не охота. Так и наказал он нас. Мамка пыталась его попросить, чтоб отпустил. Мягкая она была. Но папа как кремень. Нет, значит, нет. И понимали мы ведь сами, что, по - делом нам досталось. Даже никакой обиды не было тогда. Он был строгий, но справедливый очень. Ладно, внученька, пойдем Зорьку доить.
     Я очень любила наблюдать, как бабушка доит корову нашу. Прибегала я всегда к ней с кружкой и просила молока туда нацедить, прям из-под коровы. Оно было такое сладкое и теплое. Я брала горбушку свежего бабушкиного хлеба, и так мне было вкусно! Так я любила эти минуты, проведенные с моей бабушкой. То время для меня осталось бесценным. Осталось навсегда в моем сердце.