Кто же ты, моя старушка?

Книжная Полка Валерия Иванова
Апология русской няни: к 250-летию Арины Родионовны, сост., предисл., примеч., и летопись М.Д.Филина. – М.: Русскiй Мiръ, 2009. – 256 с.: ил. – (Большая Московская Библиотека).

Имя той, кто является главным персонажем сборника  «Апология русской няни» – угадать нетрудно. Как только в России родилась и стала бурно развилась пушкинистика, в ней сразу же обозначилось присутствие одного очень важного и необходимого лица – крепостной крестьянки Копорского уезда по имени Ирина (Арина), по отчеству – Родионовна.

Эта женщина еще с середины позапрошлого века удостоилась пристального внимания ученых, писателей, стихотворцев. Кто ни поминал великого русского поэта в своих произведениях, тот почти неизбежно поминал и ее.

И чем дальше, тем больше и чаще, привыкая к этому с первых дней, ибо поэзия Пушкина сразу прочно вошла в круг детского чтения и вообще детства, с таким естественным  для него образом няни –  затейливой сказительницы, заботливой смотрительницы, беззаветно преданной своим питомцам утешительницы.

Этот образ дожил до наших дней и наверняка переживет их, отлившись в символ национального значения, единый для всех и в то же время очень личный для каждого – «добрая подружка», «голубка дряхлая моя», «одна, в глуши лесов сосновых, давно-давно ты ждешь меня».

Составитель сборника собрал под одну обложку пушкинские посвящения и письма наряду с отдельными упоминаниями.

Еще собрал стихи авторов разного времени, небольшие воспоминания современников и еще включил в сборник очень интересные аналитические материалы. В них-то и заключается, пожалуй, самая большая ценность.

Ведь при всей, казалось бы, каноничности нашего патриотического и любовного отношения к Арине Родионовне, полемика на ее счет почти так же стара, как и сама пушкинистика.

 Еще в середине XIX века, в устах «западников» и «славянофилов», образ пушкинской няни стал предметом больших разногласий, с неизбежными при этом пристрастиями и преувеличениями.

Старый русский фольклор и старый русский быт, семейственность отношений бар и дворни, богатство и общность их духовного мира – вот что олицетворяла собой и чему  была доказательством Арина Родионовна в устах поклонников российской самобытности. 

А их оппоненты низводили нянин образ до почти полной ничтожности, не позволяя ему подняться над примитивным уровнем прислуги с ее бытовыми пороками, вроде неравнодушия к  выпивке.

Эти споры поневоле утихли в «красном» ХХ веке, зато вместо них набил оскомину советский классовый подход.

И, наконец, вместе с развенчанием классовости, до нас донеслось предсмертное мнение Владимира Набокова, отозвавшегося о «бедной няне» весьма космополитично и свысока.

Михаил Дмитриевич Филин - составитель «Апологии русской няни» -  собрал практически все заслуживающие внимания источники. Его собственная позиция вполне традиционна, уравновешенна и именно этим, наверное, привлекательна.

Кроме того, он сумел обратить внимание читателей не только на литературный, но и на социологический аспект полемики, чьи участники уже заявили и могут еще заявить о своих взглядах на собственное прошлое.