Оригинальный куплетист

Книжная Полка Валерия Иванова
Борис Сичкин: Я-Буба Касторский! – Нижний Новгород: ДЕКОМ. – 2010. – 212 с. Ил. (Русские шансонье).

Борис Михайлович Сичкин сам говорил о себе: «Дело в том, что я самый счастливый человек на планете. Мои папа и мама, когда ушли из жизни, не оставили мне ни заводов, ни фабрик, ни денег, но они передали мне в генах чувство юмора. Это самое мое большое богатство. Я уверен, что от меня исходит оптимизм.

Тот, кто общается со мной, будет в полном порядке и будет жить очень долго. Я общаюсь с самим собой 24 часа в сутки, так что мне здорово повезло. И еще - жизнь меня закалила. С пяти-шести лет я зарабатывал себе на жизнь тем, что пел и плясал, был в цыганском таборе, работал подручным маляра, автогенщика, водопроводчика, был штамповщиком и кровельщиком, торговал папиросами, выступал в ансамбле песни и пляски…»

 Такой жизнью Борис Сичкин жил до 1941 года, в котором достиг 19 лет – как раз призывного возраста по тогдашнему законодательству. После чего  прошел фронтовыми дорогами с первого до последнего дня Великой Отечественной. А после войны женился, родил сына, продолжал выступать – танцевать, петь, шутить, сочинять стихи и музыку.

 По творчеству и по жизни он дружил с Леонидом Утесовым, близко знал Владимира Высоцкого, композитора Александра Журбина, поэтессу Татьяну Лебединскую, шансонье Вилена Токарева и Михаила Шуфутинского, а еще – знаменитого маршала Жукова. А также был в прекрасных отношениях со всеми героями-«неуловимыми» из прославившего его фильма, несмотря на разницу в возрасте.

Жизнь, казалось, не сулила никаких проблем, но в 1977 году Борис Михайлович был вдруг осужден за «финансовое преступление», которого не совершал, и провел в тамбовской тюрьме почти полтора года, после чего принял решение уехать из СССР в США. Там его судьба снова выровнялась. Были концертные выступления, съемки в нескольких голливудских фильмах. Но главное, наверное, было в том, что и за «железным занавесом» и в «свободном мире» Борис Михайлович оставался одним и тем же человеком – веселым, легким, честным, независтливым и незлопамятным. 

Об этом можно было с уверенностью судить и по его собственным автобиографическим книгам – «Я из Одессы! Здрасьте!», «Мы смеемся, чтобы не сойти с ума». Они были опубликованы еще при жизни автора, до печального дня 21 марта 2002 года. Теперь же у нас есть дополнительное подтверждение того, насколько автопортрет Бориса Михайловича был схож с оригиналом. Двое молодых авторов (они только однажды успели лично встретиться с артистом при его жизни) собрали материал из встреч и рассказов людей, близко знавших Бориса Сичкина.

Получилась несколько сумбурная, но искренняя и теплая картина воспоминаний, в центре которой живет и действует обаятельный человек, талантливый артист, незабываемый «Буба Касторский» – исполнитель роли всеобщего любимца, в действительности очень близкий к созданному им экранному образу.


 В книге размещено много фотографий разных лет, много автографов самого Бориса Михайловича Сичкина и его друзей. Также к каждому книжному экземпляру прилигается диск-подарок с записями его песен, куплетов, миниатюр и редкими видеозаписями.