Ася

Раиса Дейкун
В городе, в котором я прожила  больше десятка лет, было много необычного. Современные здания, кварталы многоэтажных домов мирно соседствовали в нём с сооружениями далёкого прошлого: узкими улочками, старинными воротами и валом с множеством фортов,  крытым вокзалом, красными островерхими черепичными крышами домов и кирх,  разведённым во время войны  (и так и  не сведённым) мостом…

Город рассекала надвое река  с островом посередине и  Кафедральным собором на нём с могилой великого ученого и мыслителя Иммануила Канта. Война пощадила эту могилу, и она сохранилась в своём первозданном виде, как и памятник   Шиллеру в центре города.

Это был город трёх портов: морского рыбного, морского торгового и речного.  И во всём его облике  проявлялась причастность  к морю. Почти все въездные знаки у границ города содержали символическое изображение парусов или якорей, остановочные павильоны вдоль шоссе и панно на жилых и административных зданиях расписаны на морскую тематику. Об этом же говорили вывески: «Океан», «Дары моря», «Атлантика», «Балтика» и др.

Из-за обилия военных и своего стратегического расположения город (как и одноименная область) имел статус полузакрытого.

Город-призрак и он же – город-сад. Только на одной из его улиц  произрастало более 100 видов уникальных деревьев и кустарников.
Необычный город, ни  на какой другой (ни в России, ни в Беларуси) не похожий.
И люди, населяющие его, были необычными. Наверное, на них он накладывал свой отпечаток.


Аля Разина была профессиональной художницей и моей подругой. Её бородатый супруг Аркадий, хотя и пребывал в должности главного режиссёра  кукольного театра, в моих глазах был большим занудой. У них рос удивительный сын, сын-вундеркинд  по имени Давид. Мальчик был небольшого росточка, худенький, хрупкий, с огромными оленьими глазами.  Порой казалось, что  он  просто прозрачный и светится. Будучи вундеркиндом, Давид вместо положенного по его возрасту второго класса ходил в шестой. Трудно ему было, но не из-за учёбы – тут он давал фору и учителям, что уж говорить про одноклассников. А те, уязвлённые его умностью, не могли спокойно существовать с «прозрачной малявкой» (так они его прозвали) и  постоянно  издевались над пацаном. Дошло до того, что двое из  переростков взяли Давида за ноги  и держали его вниз головой над лестничным пролётом. Узнав об этом дичайшем факте, папа Аркаша (так звала его подруга), побывав в школьной учительской, заявил педагогам, что его сын подобен хрустальному сосуду, и обращаться с ним надо соответственно. После своего блестящего (по его мнению) выступления, папа-бородач с достоинством удалился, а его «хрустальный сын-сосуд» остался. Что тут началось! Мало того, что «речь» папы подслушали ретивые одноклассники Давида, так ещё классная «педагогиня»  (как окрестила её моя подруга), которая и без того недолюбливала  слишком умного ученика, во всеуслышание объявила перед  классом требования горе-папаши. Папа сделал только хуже сыну – его совсем затравили этим «хрустальным сосудом»: щипали, пинали, просто трогали пацана и спрашивали с издевкой, чего не звенит,  если он «хрустальный сосуд»? Давид стоически терпел издевательства и становился ещё прозрачнее, а на предложение  матери перевестись в другую школу, наотрез отказался.   

Такая вот была эта семейка.

В отличие от мужа  (напоминавшего своим видом косолапого медведя, а вернее – толстокожего носорога), Аля была девушка изящная, хрупкая (сын в неё удался), изысканная. Будучи натурой тонкой, впечатлительной, она очень переживала за сына,  и не только за него.

– Это же надо так не любить себя, чтобы ничего с собой не делать! – восклицала моя подруга, глядя с недоумением на меня. Под этим её восклицанием она  имела  в виду моё  игнорирование косметики. Всей!

Я в свою очередь тоже недоумевала: зачем она мне? Из русых длинных волос она предлагала мне сделать короткую стрижку, остатки покрасить в чёрный цвет, а широкие густые брови-шпалы (по её выражению) – проредить и сделать из них тонкие  дорожки. Глаза советовала «нарисовать» как следует, а губы  – очертить контурным карандашом и закрыть яркой помадой! Только тогда (по её мнению)  я стану похожей на «приличную девушку», а не буду напоминать ей всякий раз Марью из  какой-то  древней сказки.

– А с мужем как быть? – поднимала я в удивлении одну из своих бровей-«шпал». – Хочешь, чтобы он подал на развод немедленно. Он же терпеть не может раскрашенных, разряженных. А я мужа своего люблю. Так что терпи меня такую, какая я есть.

Она  терпела, «рисовалась-красилась». В том числе оформляла мои детские книжки.

Несмотря на нашу непохожесть (внешнюю и внутреннюю), мы славно ладили друг с другом. Порой даже доверяли свои сердечные тайны. Видно, не зря существует в природе закон взаимного притяжения, когда, казалось бы совершенно разные по характеру и темпераменту люди  испытывают взаимный интерес, тянутся друг к другу.


– Ну, что случилось на этот раз, чего губы накопылила и лоб наморщила? Опять что-то с Давидиком случилось? Так, давай я вмешаюсь – небу жарко будет! (Меня в городе хорошо знали, как и то ведомство, где я работала-служила).  Или Аркаша достал?

– На этот раз не они, а Ася, – скорбно сообщила подруга и тяжело вздохнула.               

У Али кроме мужа Аркаши и сына Давидика жила-была в этом городе и её сестра  Ася, которая была ведущей актрисой нашего драматического театра. Насколько она была талантливой, настолько же безалаберной и не приспособленной к жизни. Выскочив в юности замуж за лётчика, родив дочь, она забросила семью и полностью отдалась работе в театре. Сначала была занята на вторых ролях, а когда в театре появился новый главный  режиссёр, который сходу влюбился в  Асю и  начал давать ей главные роли, вот тут Асю и  понесло: не выдержала девушка славы, такого пристального внимания шефа, прессы, телевидения – она начала пить. Сначала понемножку, потом всё сильнее и сильнее. Допилась до того, что Але пришлось  помещать её в больницу скорой помощи. Я же ей и помогала в этом и не один раз вместе с ней навещала её заблудшую сестру.

Когда я спросила, что еще такого натворила Ася-сестра, Аля вдруг ни с того, ни с сего выдала мне:

– Ты, знаешь, кто такой Иероним Босх?

– Ха! Иметь такую подругу и не знать кто такой Иероним Босх? Сама же меня, дремучую и некрашеную, знакомила с ним.

– Забыла, прости. Слушай, ты же знаешь, что Аська ничего  не смыслит в моей «мазне»,  но, тем не менее, терпеть её не может. Как и я её кривляний на сцене. Но мы всё равно очень любим друг друга. Мы же – сёстры!

– Да знаю я, чего распинаешься? Рассказывай уже. Да, и причём тут Босх?

– Моя  Аська побывала в … аду!

– Так, ясно! А больше она нигде не побывала?

– Во сне, который ей не даёт покоя.

– Насколько я знаю твою сестру, что-то я не замечала, чтобы она  сильно была 
обременена мистическими переживаниями.

– В том-то и дело. Вот послушай.

… После «замочки» очередной премьеры Ася спала сном праведницы в качалке у матери на даче. И  ей приснился сон. Ведёт её какой-то старец в белых одеждах куда-то и ничего не говорит. Ася и так и этак  спрашивает: куда он её ведёт, ну, тот не выдержал  напора и признался, что в ад. Ася испугалась, начала вырывать руку, но не тут-то было. Тот намертво вцепился в её слабую ручонку и не отпускал. Так и пришли они в какое-то помещение без окон и дверей, без света дневного и искусственного, без воздуха. В том помещении оказалось много людей, которых тоже держали старцы за руки. Потом Ася увидела страшную, толстую собаку. Старцы подпихивали своих пленников к ней, а она их заглатывала. Как с какого-то кошмарного конвейера несчастные появлялись снова из её зада, но были уже совершенно чёрными. Вот-вот наставала очередь Аси. От увиденного ужаса Ася стала кричать, вырываться и за шаг до открытой пасти собаки ей это удалось. Она бросилась бежать, слышала за собой топот чьих-то бегущих ног. Долго ещё блуждала она по чёрным лабиринтам того ада. Выбралась вся в поту и мыле. С уверенностью Ася заявила сестре, что побывала в аду…

– Так,  а причём тут всё-таки Босх?

–  Как причём? А притом, что сон сестры мне показался очень знакомым. Я свернула голову, чтобы вспомнить картину и образы, описанные Асей. И вот после мучительных  терзаний я вспомнила Босха и его триптих «Сады земных наслаждений».  Это же в нем есть сцены не только сотворения человека и его земной жизни, но и прорисована картина подземного царства, образы его жителей и … описание «съедения» людей Люцифером. Ася увидела во сне именно эту картину, а она её в глаза не видела никогда, – закончила подруга со слезами на глазах.

Я тоже вспомнила Иеронима Босха – нидерландского живописца, который писал свои  мистерии в конце XV – начале XVI столетия. Дивные. Неземные. Таинственные. Многие – до сих пор неразгаданные.

– И что теперь делать? Чего ты рыдаешь без поры и времени? А может это и к лучшему?  Ведь твои бесконечные вымученные нотации ей были как мёртвому припарка. А тут – Босх! Ну и что, что она слыхом не слыхала ничего о нём? Главное, что б помог! А он поможет, будь спок! – уверенно и жизнерадостно заявила я подруге, чтобы привести её в чувство. – Давай, подождём, как она себя поведёт после этого сна. Ну не просто ж так он ей явился этот твой Босх!

Оказалось, я как в воду глядела. После того странного сна Ася повела  себя не менее странно: она перестала пить, присмирела, притихла, а в её глазах  появилось что-то сродни блаженному сумасшествию.

Мать и Алю такие резкие перемены в буйной их родственнице напугали не меньше, чем прошлые её похождения. Аля отправилась к духовному своему отцу Антонию. Тот, ни много ни мало, возглавлял епархию. Вернувшись от него, она поведала мне такое, о чём я вообще не имела представления. Православный святой отец, выслушав мою подругу, заявил ей, что и сон, и происходящее с её сестрой после него  – совершенно закономерные явления. Он рассказал ей о полчищах демонов, окружавших дома праведников,  которые им не принадлежат, и за души которых они борются, всячески искушая их, в том числе и зелёным змеем. Дома же грешников, которые закоренели в своих грехах, которые своими руками вымостили себе дорогу в ад, окружают стаи ангелов. И получается, что демоны, сделавшие свое чёрное дело, оставляют свои жертвы, понимая, что там им уже делать нечего. А ангелам остаётся только плакать и молить Бога дать беднягам последний шанс.

«Твоя сестра настолько стала подвластна зелёному змею, что даже если бы и захотела, сама от него не избавится. Вот почему от неё уже отступили злые демоны и почему к ней приступили Божьи ангелы. Это бывает перед смертью», – закончил Антоний…

Мы были потрясены. Матери Аля ничего не сказала. Только посоветовала ей чаще бывать в церкви и молиться, молиться за Асю.

Я молилась вместе с ней. Не помогло. Вскоре Аси не стало.

"Нёман", №4 2013