Москва, 26 апр. Итар-Тасс. Скончался А. Я. Лившиц

Володя Морган Золотое Перо Руси
 МОСКВА, 26 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Бывший министр финансов России Александр Яковлевич Лившиц скончался сегодня на 67-м году жизни в результате острой сердечной недостаточности. Об этом говорится в сообщении компании "РУСАЛ", в которой Александр Лившиц работал с 2001 года в должности директора по международным и специальным проектам.

Републикация посвящается памяти Александра Яковлевича.      

Из книги  T;TE-;-T;TE, TRAFFORD,VICTORIA,BC,CANADA,2008 г
 

                ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОЛЕСА  РОССИИ

      20 февраля 2000 года стало первым днем пребывания в Канаде спецпредставителя президента России по связям с государствами - членами «большой восьмерки» Александра Лившица.
     G8.  Это группа наиболее индустриальных и экономически развитых стран мира. В России двусторонним дружеским отношениям с каждым из этих государств, взаимовыгодному сотрудничеству и взаимопомощи с ними придается особое значение. И если употреблять язык, принятый в рамках этой очень влиятельной международной организации, то специальных российских посланцев можно назвать «российскими шерпами восьмерки».
     В ранге министра Александр Лившиц был назначен представителем РФ на переговорах и по связям с «восьмеркой» в июне прошлого года указом президента Ельцина. На что сам А.Лившиц замечает сегодня не без иронии: «Я пережил четырнадцать указов, мне тут недавно пришлось сосчитать - англичане попросили. И вот получилось, что одиннадцать раз Борис Николаевич меня куда-то назначал, а три раза снимал. Англичане спросили: «Почему количество подъемов не равняется числу посадок?». Потому что зачастую все так быстро происходило, что Б.Н. забывал освобождать от предыдущего места не только меня. За семь лет - по два указа в год. Англичане говорят, что это рекорд для книги Гиннесса. Но я говорю: «Это не книга Гиннесса, это книга переходной экономики».
     Накануне своего рабочего визита в Канаду Александр Лившиц побывал в Соединенных Штатах.

     -Это была плановая поездка, - сказал в беседе с корреспондентом YSR Александр Яковлевич. - Конкретные поручения дал мне исполняющий обязанности президента РФ Владимир Путин. В Вашингтоне самое важное для нас и самое, пожалуй, серьезное, - это продолжающиеся до сих пор консультации с японским ЭСКИМ-банком. Сам по себе банк находится в полной готовности открыть гарантирование валютных операций с Россией, и портфель составляет около 2 миллиардов долларов. Но существует целый узел вопросов, связанных не с банком, а с официальными властями США.
     Такая же напряженная работа по согласованию наших совместных усилий с представителями деловых и политических кругов предстоит и в Канаде. Домой я вернусь только к самым выборам президента.   
     Каково же сегодня экономическое положение России? Вот что рассказал А.Лившиц:
     -Мне сейчас проще говорить об этом, потому что всего несколько дней тому назад в Вашингтоне я встречался с господином Стэнли Фишером, который сейчас является директором-распорядителем Международного валютного фонда, и он мне вручил последнюю, самую свежую оценку МВФ состояния экономики России и предсказание того, что у нас может произойти в 2000 году. С.Фишер полностью подтвердил реальность российского бюджета. Он считает, что в нынешней ситуации Россия соберет то, что она намерена собрать... Теперь бюджет. Фонд подтвердил также дефицит года - один процент. Конечно, может быть, через пару лет мы выйдем на весь дефицитный бюджет, но один процент – это здорово! Поясню на примере: три процента - это рамка Маастрихта по вхождению в Евросоюз.
     МВФ считает, что для нас в ближайшем будущем вполне возможен большой первичный префицит в три процента. То есть это «доходы» минус «расходы», без учета платежей по долговым обязательствам. Первичный префицит – это центральный момент бюджета. Ну, долг он и есть долг, его платить надо – ничего не поделаешь. А в остальном всегда желательно, чтобы доходы были больше, чем расходы. Понятно: чем лучше эта разница, тем вероятнее, что проблема долга не станет хронической. Она начинает по-настоящему решаться, когда вообще нет дефицита. Не надо занимать, и все, что платишь, уходит в уменьшение долга. Причем, валютный фонд полагает, что первичный префицит в три процента даже будет несколько больше, чем мы предполагаем сегодня.
     Инфляция у нас, к сожалению, относительно высокая – восемнадцать-двадцать процентов в год. Но мы такое уже переживали. У нас был год с одиннадцатью процентами. Это, конечно, многовато, но вполне прилично. Двадцать - очень нехорошо, но это реально в той экономике, какая у нас имеется.
      По важнейшему сегодня показателю для России - «экспорт» минус «импорт» - торговый баланс до конца текущего года ожидается положительный - 36 миллиардов. Но понятно, что когда к нему прибавляешь баланс по услугам, получается «account – account», что не менее важнее торгового показателя, потому что это суммарная ситуация, связанная с поступлением или оттоком валюты из страны в связи с операциями с заграницей.
     По данным МВФ и его прогнозам, в балансе счетов ожидается около 20 миллиардов долларов. При бюджетных платежах по внешнему долгу в 10 миллиардов становится понятным, что Россия в состоянии осилить платежи даже без внешнего аккредитования. Настоящая проблема страны – общеэкономическая или, как ее называют финансисты, «стерилизация рублевого эффекта» при уже достигнутом положительном торговом балансе.
     Практически ситуация такова. На сегодня вопрос «Есть ли в России валюта?» не стоит перед нами. Валюта в Россию поступает регулярно за счет высоких цен на нефть и другие экспортные товары. Мы активно торгуем и на новых рынках, в том числе на рынках высоких технологий. Скажем, космические запуски. В Америке мы зарабатываем на них очень много. И мы это будем продолжать...
     Но вот что в целом у нас получается. Валюта в нашей стране поступает на валютный рынок. Как известно, в России действует правило обязательной 75-процентной продажи выручки. Центробанк, естественно, заинтересован в увеличении своих резервов, которые по тем же прогнозам МВФ, вырастут в 2000 году на 3,8 миллиарда долларов.
     Итак, покупка валюты с рынка происходит по рыночному курсу. Частично потом Центробанк одалживает ее Минфину, который и платит внешний долг. К сожалению, приходится выдерживать такую схему финансовых отношений, потому что у Минфина не хватает собственных ресурсов, чтобы без Центробанка оплатить задолженность по внешнему долгу. Был бы МВФ, то можно было бы осуществить эту операцию через него! Но нет у России членства в МВФ. И это неприятно, но что поделаешь – реальность...
     Поэтому-то наш Центробанк покупает валюту за родные рубли! Они уходят в экономику. А затем вырастает проблема того, как банки разместят их. Ведь, как я уже отметил, дело не в том, что в России денег мало, а в том, куда их девать? Как ни странно, для нашей страны это проблема. Что-то идет в реальный сектор, но до сих пор нельзя сказать, что у нас налажено массовое кредитование производства. Хороших бы нам ценных бумаг, которые бы не были обременительны для бюджета и «вкусны» для банков! Но и этого пока нет - все сидят на рублях. Естественно, это не является для нас какой-то неразгаданной тайной. И это самый большой вызов экономике России.
     В стране продолжается рост промышленного производства. В 1998 году было восемь процентов, к январю 99-го – уже десять, и это после финансовой катастрофы, случившейся в августе 98-го! В этом году мы ожидаем прирост минимум на два процента.
     Приятно это? Да. Но если говорить образно, то достигнутое нами всего лишь велосипед - двухколесное средство передвижения. Одно колесо в нем – нефтяные цены, второе - долгосрочные последствия девальвации. Я не говорю, что велосипед не может передвигаться на двух колесах - он едет медленно! А во-вторых, любая непогода - дождь, снег, ветер - отрицательно сказывается на том, кто сидит в седле. Да и далеко на двух колесах не уедешь. Кстати, я не исключаю, что такой велосипед может остановиться в любой момент. Если ничего не делать, конечно.
     Я напомню о динамике цен на нефть. И Россия, и другие страны начали прошлый год с девяти долларов за баррель, а в январе закончили примерно на тридцати. Но никому в голову не придет сказать, что к концу 2000 года будет пятьдесят... Этого не будет, точно! По нашим оценкам, не будет и тридцати. Следовательно, длительного эффекта, постоянного «наворота» цен мы никогда не получим. Вот вам и надежда на колесо!
     Девальвация, конечно, сыграла на пользу национальному производству в России. Но и этот «длительный эффект» не может быть бесконечным. Он практически уже исчерпан. Значит, и второе наше условное колесо не такое уж «накаченное». В любом случае ясно, что надо что-то делать, чтобы сохранить достигнутые темпы роста производства, а для этого необходимы дополнительные экономические меры.
     Третьим фактором роста, третьим условным колесом являются структурные реформы, разумные действия власти. Все новшества записаны в программе, которую одобрил МВФ, но которую мы выполнили не до конца. По этой причине он и говорит: «Все хорошо, но деньги мы вам не дадим».
     В программе есть тринадцать недоделок. И это первое, за что наверняка возьмется избранный в марте новый российский президент. А в программу входит целая серия мер, очень тяжелых и необычных для нас. Равно как абсолютно необходимых нам самим. Я имею в виду прозрачность, особенно в небюджетных фондах.
     Другое - это поправки к закону о банкротстве. Сегодня по российскому законодательству кредитор находится на последней очереди. А битва за место – это обычное дело, вовсе не исключительно российское.
     В том же списке недоделок, рекомендованных МВФ к устранению, стоит так называемый «cash collection» в газодобывающей отрасли, электроэнергетике и на железнодорожном транспорте. Здесь у нас есть прогресс, и это зафиксировано. Но показатели все же очень маленькие, и хуже всего они у «Газпрома», где-то в районе 20 процентов, который по-прежнему живет за счет «экспортной трубы». Единственный способ сразу выполнить плановую норму - отключить газ за неуплату. Но, во-первых, сейчас холодно. Во-вторых, через месяц - президентские выборы. Если отключить еще и электричество, то найти дорогу на избирательный участок вообще будет невозможно.
     Сложность заключается еще и в том, что в России - это надо признать - за девяностые годы сложился отдельный сектор экономики, существующий только потому, что в нем нет прямых денежных расчетов. И после выборов сокращение неденежной экономики останется колоссальным вопросом, стоящим перед новой властью.
     Не надо только думать, что это происходит из-за нехватки денег. Такой вывод неверен. Дело ведь как раз не в том, что у нас мало денег, а в том, что, как я уже отметил, у нас создался консолидированный сектор экономики, и сокрушить его будет очень нелегко. Потому что ему не нужны деньги, денежные расчеты - он и живет благодаря их отсутствию.
     Приведу пример, как это явление возникало на основе оставшихся связей еще советского производства. Вот небольшое предприятие, которое делает какие-то провода для автомобилей «Жигули» - обычный поставщик комплектующих. Заключили договор, поставку совершили, пришли, естественно, за деньгами. А им говорят: «Денег нет. На это не рассчитывайте. Отдадим автомобилями». И директор предприятия стал искать, кому продать эти самые «Жигули»... Потом пришли дилеры «АвтоВАЗа». Их около пятисот. Наш директор долго думал и согласился отдать автомобили этим людям, чтобы взамен получить хоть какие-то деньги, расплатиться с рабочими и закупить новое оборудование. Он, в принципе, доволен своей жизнью. Ему все равно, есть деньги для прямого расчета или нет.
     Я рассказываю об этом для того, чтобы было понятно, что значит «искоренить сектор». Нельзя же издать указ и сказать: «С завтрашнего дня не сметь!». Нужна целая операция. Но без этого экономика останется такой, о которой я уже сказал. И мы никогда не соберем наличные деньги ни за газ, ни за электричество, ни за все остальное.
     Так вот, третье колесо – это структурные меры. Но легко понять, почему Россия не проводит их сегодня. Никто в мире не делает такие вещи за месяц до выборов президента. А вот после выборов...
     Четвертое колесо, которое надо обязательно приделать к российской экономике, называется «инвестиционный климат». Здесь у нас практически все готово. Дело зависит только от удачного политического климата. Это понятие тоже довольно широкое, но отнюдь не философское. Я в него даже не включаю слова «налоговый кодекс». Он сам по себе важен.
     Возможностей избежать налогообложения – хоть отбавляй! Вот был у нас один такой интересный указ, суть которого сводилась к тому, что при открытии нового счета банк был обязан сообщить об этом налоговой инспекции в течение пяти дней. Казалось бы, все нормально. Но вся штука заключается в том, что есть счета, которые существуют всего лишь четыре дня. Когда на пятый сообщается в налоговую инспекцию, то его уже просто нет...
     Таким образом, если какое-то из уже перечисленных мной экономических колес России перестанет катиться, то на этот случай есть и пятое. Условно, конечно: порядок, дисциплина. Что это, собственно, такое? Во-первых, преодоление дисбаланса во вмешательстве государства в разных секторах экономики. Экономика, производство России пока регулируется государством по системе «густо-пусто».
     Вот мой любимый пример, касающийся проблемы оттока денег. В России существует две тысячи более или менее солидных экспортеров: это нефтяные компании, металлургические заводы, «Росвооружение» и т.д. На этих экспортеров приходится семьсот тысяч фирм, которые по своему регистрированному статусу занимаются внешнеэкономической деятельностью. Да, но какая это деятельность! Из этого количества фирм 25 процентов существуют примерно… два-три дня. То есть, заключив фиктивный импортный контракт, они вывозят деньги в виде, скажем, авансового платежа за границу и тут же закрываются! И никаких претензий, не к кому их предъявлять!
     Отнюдь не внешнеэкономической деятельностью занимаются эти фирмы. Нам, россиянам, это сразу становится понятно. Как быть? Убрать их, они не нужны! Они занимаются только вывозом денег, причем профессионально. В стране их приблизительно пятьдесят тысяч! Это слишком. Даже для огромной России. И мы это сделаем. Здесь, на Западе, мы встречаем непонимание такой проблемы. Потому что здесь нет нашего горького опыта, нет тех, кто в буквальном смысле грабит страну.
     И второй момент – это простейшая дисциплина при исполнении законов. И решений государственной власти. Я проработал с Борисом Николаевичем Ельциным много... Менялись все. Но мне неизвестно ни одного случая, чтобы он кого-то уволил за невыполнение его решения. Он просто по-другому устроен. Он не мог поверить: как это, все бегают, все что-то делают! Все девяностые годы Россия в результате такой беготни не выполнила ни одной своей экономической программы, не довела до конца ни одной реформы! Сколько можно, так сказать, учить себя и людей, не завершая того, что необходимо?!
     Позиция нынешнего и.о. президента абсолютно четкая, во всяком случае, пока. Он любит проверять, ему это нравится. Я понимаю, что в России эта проблема ведь не в девяностые годы родилась. Но иметь ее решение необходимо.
     Надо выстроить механизм ответственности и исполнения. Тогда уже что-то и решать.

* * *
     В Генеральном консульстве России в Монреале состоялась также встреча А.Лившица с представителями местных русских бизнесов. Он подробно ответил на вопросы присутствующих, заинтересованных в деловых отношениях с партнерами из России.
     Состоялось и торжественное открытие постоянной выставки документов, посвященной 100-летию установления консульских отношений между Канадой и Россией. Почетное право открыть экспозицию Генеральный консул РФ в Монреале И.В.Лебедев предоставил высокому гостю из Москвы.