Вербная неделя. Народ празднует

Тина Гай 2
Вербная неделя или вербное воскресенье будет завтра, но уже сегодня вечером во всех храмах будет богослужение,на котором освящаются вербочки, а у ворот храмов стоят многочисленные толпы желающих приобрести маленький пучочек священной веточки.


Двойственность вербной недели, трагической и радостной одновременно, отразилась и в обрядах. Но с давних времен вербное воскресенье считается не столько церковным, сколько народным праздником, где каждая сторона – церковь и народ - имела свои особые традиции и свои обычаи.


С одной стороны - обряд «шествия на осляти» с Патриархом и Царем,  с другой – встреча народом Спасителя пальмовыми ветвями и вербочками, которые на Руси первыми возвещают о приходе весны.


Обряд «шествия на осляти» существовал, как и на востоке, так и на западе. Константинопольские Патриархи вспоминали событие Входа в Иерусалим шествием на осляти, на западе – выездом колесницы с водруженным деревянным ослом и восседающим на нем деревянным Иисусом Христом. Любовь запада к театральности, карнавалу и деревянной скульптуре известна.


Московский обычай «шествия на осляти» начал практиковаться достаточно поздно - только с середины XVI века и переняли его русичи у греков. Но с тех пор и вплоть до царствования Петра Великого этот обряд ежегодно и неукоснительно соблюдался. Рассказывают, что даже во времена смутного времени, когда поляки захватили Москву, шествие не отменялось.


Церемония символизировала симфонию двух видов власти мирской и духовной. Царь, ведя коня патриарха за уздечку, тем самым освящал свое царствование сакральным смыслом, а участие в крестном ходе народа символизировало идеологию «Православие, самодержавие, народность».


Первоначально шествие проходило только на соборной площади Кремля, но позднее оно вышло за кремлевские стены и совершалось уже по городу: через Спасские врата к Петровскому собору, в котором был придел в честь праздника.


Церковный чин крестного хода с шествием на осляти предписывал патриарху восседать на коне в полном церковном облачении. Конь маскировался под ослика, а шествие совершалось с ветвями вербочки. В церемонии обязательно участвовали цари, которые вели под уздечку коня с восседающим на нем патриархом.


Шествие совершалось не только в Москве, но и во всех городах России. В этом случае на коне восседал архиерей, а вел коня местный глава города или воевода. Постепенно шествие становилось все больше похожим на театральное зрелище и больше обращало внимание на внешнюю сторону события, нежели на его внутренний трагический смысл.


После церемонии патриарх устраивал в своих палатах и трапезной большой благотворительный обед, в котором мог принимать участие любой нищий, калека и убогий. Патриарх сам обмывал ноги сидящим за столом, а после трапезы одаривал каждого милостыней. В наше время даже трудно представить, что такое возможно.


Шествие было отменено в 1697 году Петром Великим вместе с уничтожением патриархата. Говорят, что Петр не захотел быть ниже патриарха и вести его коня. Он хотел сам восседать на коне. С тех пор церковная традиция шествия на осляти так и не была восстановлена.


Что касается народных обычаев вербной недели, то они оказались, в отличие от церковных, очень живучими и даже маловерующие стараются прийти в этот день в храм для освящения вербочек. Традиция эта столь же устойчивая и собирающая множество народа, как и освящение куличей, как наполнение священной водой ведер и бутылочек, как поминальная трапеза на могилках в Радуницу.


Кто ходит в храм, тот может видеть в вербную неделю во дворе огромные толпы людей с поднятыми кверху вербочками. Они все - в ожидании, что на их веточку и на них упадет несколько священных капель. Потом освященные веточки стоят в квартирах весь год, освящая ее так же, как она освящается в Крещенский день.


Обряд освящения верб начинался в субботу. Уже с раннего утра субботы народ заготавливает веточки, а вечером их освящает. В обряде заготовления принимают участие все: и простой народ, и послушники монастырей и храмов.


Раньше в вербную субботу, хотя по церковному обычаю она называется Лазаревой (в честь воскрешения четверодневного Лазаря), перед литургией выносили огромное вербное дерево, которое украшалось как и любое сакральное дерево (елочка, береза) всякими цветами и искусственными плодами. Его помещали на сани и совершали с ним крестный ход.


Потом украшенное и нарядное дерево ломалось на веточки и раздавалось людям для участия в торжественных вечерних богослужениях. Этот обычай долго сохранялся на западе Украины, которая ближе всего к католическим традициям. Но и сегодня, покупая вербочки, видишь, что они украшены цветами, листочками и другими декоративными прелестями.


Память о сакральном характере вербы идет еще с дохристианских времен, когда считалось, что она особое дерево, т.к. распускается раньше других. Верба своим цветением извещает о приходе весны и при помощи особых обрядов передает свою живительную силу и энергию человеку и животным.


Поэтому в вербную неделю после службы освященными веточками хлестали детей и скотину, полагая, что она отгоняет всякую болезнь и придает силы, приговаривая "Верба красна, бей до слез, будь здоров!",а стегая ребятишек приговаривали  "Как вербочка растет, так и ты расти". Полагалось в этот день съесть девять почек вербочки, тем самым и самим освятиться, и от болезней отворотиться. Почки сохраняли на случай болезни, из которых делали отвар.


Почки вербы клали также в особый каравай, который потом скармливали овечкам. Считалось, что так они будут быстрее и больше приносить потомство, а само вербное воскресение считалось «ягнячьим праздником». То же самое делали пасечники, втыкая вербочки вокруг пасеки, считая, что тогда пчелы будут приносить больше меда.


Иногда в Лазареву субботу выпекали особое печенье, которое называлось– «барашками». Оно напоминало почки вербы, а тесто для него замешивали на почках вербы. Потом его освящали в церкви вместе с ветками вербы и раздавали.


Считалось, что верба, как живительное дерево,  хорошо влияет на урожай, поэтому размельченные почки вербы сыпали в зерно, приготовленное для посева, пепел сожженной вербы разбрасывали по полям. Некоторые особо благочестивые бабушки собирали почки вербочки в особый мешочек, который потом родные клали в гроб под голову усопшей.


Вербу никогда не выбрасывали, полагая, что это большой грех, а сжигали в печи, потому что верба считалась священным древом. Для нее даже делали особый ковчежек, в который в день Пасхи клали яйцо. Верба стояла у божницы.


Трапеза в вербное воскресенье  праздничная, хотя запрет на скоромное сохраняется. В этот день можно в первый раз за пост вкушать рыбу. Поэтому в вербное воскресение готовятся различные рыбные блюда и рыбные пироги, а в Лазареву субботу обязательным блюдом считается рыбная икра.


Праздничные гулянья на вербное воскресенье начинались уже в субботу. К этому дню особенно готовилась молодежь: собирали продукты, готовили различные угощения. Вечером катались на качелях, пели песни, кликали весну, водили хороводы. В полночь ходили по дворам, особенно по тем, где жили новобрачные, хлестая новобрачных вербочкой.


Поскольку с вербой связано очень много поверий и народных обычаев, то вербное воскресение с полным правом  считается скорее народным праздником, нежели церковным.


Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/verbnaya-nedelya-3/