Понемногу о камнях хошена

Моиси Гликман
   


      Многоуважаемые  читатели, примите мои извинения, т.к. по техническим причинам не    удалось   перенести   статьи    из   блога     " Ключ к камням хошена"            ( https://mglikman.blogspot.com)  на страницы "Проза. ру".  Во всем виновата моя  привычка  "дошкольника" строить таблицы, которые, к сожалению, нельзя здесь опубликовать. Поэтому принял решение  дать  для  каждой   публикации    краткое резюме-анонс.  Вы будете выбирать, что читать, а что игнорировать.  Большинство статей – это обзор литературы, который   старался представить  по-новому. Но есть и оригинальные работы, сделанные на "стыке" разных философий и религий .  В общем, всего понемногу.  Изложение  данного  материала построил  с   учетом  времени написания  и публикации   статей.


1. "Наваратна - ключ к камням хошена". 
 
Дата публикации: 13. 03. 2012 г.  Оригинальная работа.    Сто лет тому назад американский минеролог  Дж. Кунц  поддержал идею  количественного сходства  камней индийского талисмана "Наваратна"  с камнями Райского Сада, оберегавшими и украшавшими царя Тира,  описанными Пророком Иезекиилем. Благодаря находке на страницах интернета фотографии кольца Наваратна , на котором камни располагались в трех горизонтальных рядах, был сделан сравнительный анализ   описательного текста   на санскрите с перечнем камней на  иврите. Особенности письма этих двух языков  после совмещения строк привели  к  тому, что названия девяти камней на иврите  получили  некоторое минералогическое звучание : " яhалом"- " алмаз", "питда"- "жемчуг", "одем"- "красный коралл" и т.д. В силу  тождественности  названий   девяти камней  на иврите , как в Книге Исход  ( камни хошена) , так и в Книге Пророка было сделано заключение  об обнаружении   диагностического  ключа. Одновременно была предпринята попытка  распределить камни по коленам Израиля  с использованием данных из  Мидраш Бамидбар Раба. ( В свете наших последних исследований , попытку следует считать неудачной , см. статью " Распределение камней на хошене  Второго  Храма").

2. " Приложение к статье"  Наваратна-ключ к камням хошена" 
 
Первое приложение  было опубликовано  25.03.2012, а второе – 1.04.2012.
   Цель написания  - донести до читателя  ход наших мыслей, рассуждений при написании  статьи "Наваратна-ключ к камням хошена", а также подчеркнуть, что идея объявить девять камней   Наваратна – девятью камнями хошена   уже имелась   в коммерческой   рекламе. Оставалось  лишь  подвести доказательную базу, что и  было сделано.

3. "Хашмаль – аметист, а ахлама?"

Дата публикации:    6 .05.2012. Обзор литературы .   Слова "хашмаль" и "ахлама" из разных литературных источников, но часто переводятся одинаково – "аметист".    Пророк Иезекииль  в своем Видении описывает  огонь,  часть которого  имеет окраску "хашмаля".   В современном иврите это слово используется для обозначения  электричества .  Впервые A. Schuster-Brandis (2008)  связала  в значении "аметист"  аккадское слово  "hashmanu" , древнеегипетское  " hsmn"   и  "хашмаль"(hashmal) иврита. . Но еще с времен перевода Семидесяти камень "ахлама" (название девятого камня на наперснике Первосвященника)  принимался за  "аметист" . Одновременно в  исторических летописях  Месопотамии фигурирует  прозвище арамейских племен – Ahlamu.    Fr.Delitzsch (1883) предполагал,   что название камня   связано с  прозвищем  племен.  Области проживания арамеев   были  богаты месторождениями обсидиана, и  по нашему мнению обсидиан могло быть носителем имени  "ахлама". Представлен    вывод:    хашмаль – это  аметист,  а  ахлама- обсидиан  махагони.

4.    "Пух, нофех, и сапир в основание"

Дата написания :  28.05.2012.  Обзор литературы, который позволил уточнить значение трех слов иврита, вынесенных в заголовок. Слово" пух", используемое  в первоисточниках в значении "краски для век",   оказалось обобщающим словом  в значении " порошок".  Аналогично ,слово"нофех"- общее обозначение  медесодержащих минералов. "Сапир"- синего цвета камень, скорее всего, ляпис-лазурь.

5.      "Разочарование в Ватикане"

Дата публикации : 17.06.2012. Рассказ представлен Вашему вниманию  и на  "Проза.ру"

6.     " Вокруг наперсника (хошена) Первосвященника"

Дата публикации : 3.10.2012.  Обзор литературы   и   опрос  небольшой выборки учащихся  г. Бней Брак ( Израиль).  Задача: определить размеры хошена  и  значение слова "тур"  в тексте Книги Исход. Вывод:  хошен  - квадрат  со стороной равной 24 см.,  и камни на хошене  располагались  в вертикальных столбцах (  четыре тура по три камня).

7.      " Камни хошена в переводе Онкелоса и Саадии Гаона"

Обзорная статья из трех частей пока  без эпилога  . Даты публикаций:  8.10.2012,  5.11.2012, 25.02.2013. Попытка доказать, что в Мире Торы все взаимосвязано. Перевод   Онкелоса  на арамейский язык ( второй век) не остался не замеченным  Равом Саадия Гаоном   (десятый век),  и был им учтен  при  написании арабского перевода названий камней наперсника.  В обзоре использован анализ  древних рукописей, мало освещенных в литературе на русском языке, например, "Книга о камнях Аристотеля" , написанная на иврите .  Удалось опровергнуть бытующее  в литературе мнение о не компетентности Гаона при  переводе  камней  хошена. Материалы обзора продолжают обрабатываться.

8.        "Камни наперсника Первосвященника в  переводе Иоанна Богослова".

Дата публикации:  30.10.2012. Сравнительный анализ  названий  двенадцати камней  в Откровении Иоанна Богослова с  названиями  камней  хошена   в   переводе  Семидесяти, с  упоминанием  о камнях  у Иосифа Флавия  в  " Иудейской войне" и "Иудейских ценностях" и др. позволил    назвать  список Иоанна еще одним переводом  камней хошена.
Особенность распределения камней, украшавших  основания Града Иерусалима,
отражает,  на наш взгляд,  порядок   расположения  колен Израиля в  походе  по пустыне после Исхода.( К сожалению, "загадка Иоанна"  в этой работе не была разгадана до конца).

9.     " Отчет"

Дата публикации : 14.04.2013. В основном отголосок нашей переписки  с Г.Ломовым ( на страницах "Проза.ру"). Намечены  направления  дальнейшего развития  исследования  темы :" Камни хошена". Дано обоснование  легитимности  сравнения публикаций  первых христиан с материалами иудаизма  по вопросам  построения хошена.

10.      " Расположение камней на хошене Второго Храма"

Дата публикации:  22.04.2013. Оригинальная работа.  " Стык" двух религий, имеющих  один  Исток.   Описание расположения камней на хошене в книге Зоар  (каббала)  и  переоценка  последовательности перечисления  камней  у  Иоанна Богослова позволили найти "общий знаменатель" – направленность по сторонам света. И этот же "знаменатель"  помог обосновать  распределение  имен колен Израиля на камнях хошена.  Поддержана  версия  о расположении   камней на хошене  Второго Храма по сторонам хошена.
 

    Пока все, но если появится что-то новое, обязательно проинформирую.
        С уважением М.Гликман                28.04.2013



P.S. Пишу и продолжаю поиск в мире публикаций .  Новое, говорят, хорошо забытое старое.  Хочу быть уверенным , по мере сил и возможностей, что нет плагиата.  Ведь многие читают вдумчиво Священные Тексты , анализируя их содержание по частям и в совокупности.  Вот пример свежей находки. Цитата из  Примечаний к книге"Откровение Иоанна"(пер.В.Н.Кузнецовой):" …Эти драгоценные  камни  украшали  эфод  первосвященника;  они соответствуют знакам Зодиака, но  перечислены в обратной последовательности. Но  так как греческие названия камней не совпадают с современными , мы не знаем, какие камни имеются ввиду (например,  камень,   названный  сапфиром, может быть лазуритом….)".(http://prosv21.narod.ru/biblia/nz/kuzn/ ). В.Н. Кузнецова обратила внимание на последовательность, но она не вся обратная, только  шесть камней из двенадцати следуют в обратном порядке.
     В переводе Семидесяти "яhалом" – яспис  и у Иоанна также - яспис, а  по талисману Наваратна  - это алмаз, и в современных  словарях иврита – алмаз. Но все исследователи едины во мнении – во времена   Исхода  алмаза не было. По списку Упа –Ратна  мог быть  горный хрусталь.
  Может быть , надо отправиться в Древний Египет, чтобы найти  камни для хошена.  Приглашаю.
Исследование продолжается. М.Г.