Рассказы. Россия, 2012 г. сюр. впечатления

Ирина Батюк-Белковская
  Российский фильм "Рассказы" состоит из четырёх частей, так называемых рассказов, не связанных между собою, как сборник короткометражных фильмов.

   В первом рассказе рассмотрено безумное (точнее слабоумное) преклонение перед всем западным, хлынувшим последние 20 лет в виде политтехнологий, моды, фильмов, писательских продуктов бессмысленного содержания или со спутанными смыслами, доходящими до абсурда, до сковывания собственного мнения на, казалось бы, элементарные вопросы. Например, планирование будущего и своей личной жизни, отраженное в первом рассказе, во мне не вызвало интерес, мягко говоря. Это увлечение преклонением ещё немного и пройдёт.

   Второй рассказ, высмеивающий бесконечный круг коррупции, «адаптированный» под современного постсоветского зрителя, находится целиком в рамках дозволенной беззубой плюшевой критики так называемого демократического общества, так как истинные политико-экономических причины подобного положения вещей не затрагиваются. Да, что ж я хотела?

   Третий рассказ, с привлечением непечатных слов, которые практически полностью составляет лексикон представленного многочисленного отряда милиции (полиции), уже более интересен. Действие, поначалу вызывающее насмешку над тотальным суевериями и фанатичной преданности мистике, переходит в убеждающую демонстрацию неизбежности гибели не столько духовности, в лице сомнительного сочетания высокой классики и мистики, сколько материальных физических предметов – книг, библиотеки, возможно, ребёнка, которого невозможно найти традиционными методами, а лишь прибегая к гадалкам и ясновидцам.
Конец рассказа вообще глуп: книга сжигается одновременно с невольным самосожжением героини – интеллигентной ясновидящей старушки. На самом деле книги высокохудожественного и научного содержания противоречат мистике и всяким фэнтези, оторванным от реальности иллюзорных учениям, сектантскому поведению, религиозным предрассудкам, в которые с головой окунулись люди, в том числе и с научным образованием, что печально и вредно.
    Впрочем, совмещение всего и вся в единую кучу, сплошная эклектика из смыслов, задуривание и затуманивание ума может дать абсурдный феномен. Возразите, что художественный продукт – фильм, картина, книга, скульптура, вне рационального рассуждения – это предметы порождены чувственным восприятием. Но, тем не менее, вне смысла художественное произведение не имеет ценности. Вне содержания не будет подлинного прикосновения к общим законам жизни, что является задачей искусства как такового.

   Я за Эрос.
   Из четырёх рассказов моё наибольшее внимание привлёк именно четвёртый. Главный герой – писатель средних лет. Перед нами разворачивается занятный диалог – диалектическое знакомство двух личностей: зрелого творческого советского интеллигента и только что окончившей школу наивной девочки. При всей неуместности применения эпитета «советский» в злоупотребляющих грубым эротизмом сценах, тем не менее, знания, которыми владеет герой, указывают на отличное советское образование.
   Двое влюблённых с первого взгляда совершают увлекательное и полное наслаждением путешествие в свои развивающиеся чувства, тем не менее, в связи с увлечением излишним эротизмом хоть и комедийного плана вплоть до пошлых сцен, считаю нужным предостеречь родителей от просмотра детьми до 16 лет. Хотя, право, наши дети достаточно осведомлены в подобных вещах и намного шире нас самих в этих годах.
Итак, по мере взаимного раскрытия двух сердец обнаруживается всё возрастающая пропасть между личностными мировоззрениями, которая достигает небывалого накала, уничтожающего чувство влечения у того, кто, естественно, сильнее, мудрее, старше. Более того, мужчина испытывает невыносимые муки, глядя на невинное, тем не менее, создание, ставшее для, казалось бы слепо влюблённого героя, убийственным разочарованием, воплощения мелкотемья, совершенно не осознанного невежества, неуместной инфантильности. Фильм достаточно верно отражает модель взаимоотношений поколений, неожиданно и резко разделенных советской и постсоветской эпохами.

   Но можно продолжить мысль, следуя собственным ходом мысли вдогонку героям, исчезнувшим на погасшем экране.

   Посвятив часть своей души, время жизни и педагогической деятельности некой заботе и «воспитанию» дитю упавшей империи, писатель не просто внес бы свой вклад в общественно полезное дело, да и слова-то эти кажутся уже устаревшими, но и своим самоотверженным деянием смог бы обогатить подлинным содержанием с помощью практического дела собственное творчество.
Но желание всего и сразу – удобную и глубокую личность в готовом виде – как же это легко, гедонистично.
   Кто знает, останется ли этот герой с другой, зрелой женщиной, которая знает, в отличие от юной влюблённой, о Троцком. Очень сомнительно, будут ли первые впечатления и первые совпадения «душ» также соблазнительны в истории другой (скорее воскресшей старой) любви. Или дело дойдёт-таки до утери ощущений, когда перед глазами вырастет стена из несовпадающих мировоззрений, бытовой несогласованности, рабочих моментов, включающих в себя порой и хроническое недосыпание, отрезвляющее от сексуальных излишеств. Например, вновь возникнут проблемы с какой-нибудь печенью, нерешённые вопросы недвижимости, редакторские требования и прочее.
   Мне так и хочется остановить героя и сказать ему: «Стоп! Ты старше и мудрее, возьми сырой материал, влюблённый в тебя по уши, и слепи то, что возможно! Для особого смысла, для не-себя… Хоть и для себя найдётся место в этой живой, горячей, пышущей здоровьем и цветущей красотой жизни. Получен дар от Афродиты – пойди в аскезу к Афине». Но, скорее всего, сам герой, находясь в сознательной нравственной запущенности, не отличается от юной девушки, которую он в конце отвергает из-за её невоспитанного ума и тошнотворной инфантильности. Зная, что мировоззрение взрослой личности чаще всего врядли может иметь судьбоносные изломы, можно говорить о том, что герой, отойдя от очередной впечатлившей его художественное воображение жизненной коллизии, вполне может попасть в объятия следующей возлюбленной, никак при этом не задерживаясь в прихожей с багажом лыжных принадлежностей своей сверстницы, знающей Троцкого, к которой он и сбегает от юной несоветской двоечницы.
   Но я за Эрос в аскезе у Афины!

© Солька*, 28 апреля 2013 г.