Князь серебряный

Валентин Волгуран
Памяти Васильковского
Анатолия Михайловича   
               
                КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ

                …Как Забайкальские берёзки
                Открыта вся моя душа!

Повезло же мне на друзей, да и на врагов тоже!
Судьба подарила мне встречи с замечательными людьми, ныне ушедшими из жизни: Евгений Куренной, Николай Кузаков, Александр Будянский, Виктор Мистюков, Анатолий Васильковский.
В силу сложившихся обстоятельств я не был на их похоронах, -  и в моей памяти они остались живыми.
Расскажу об Васильковском Анатолии Михайловиче.
Немного из биографии.
Анатолий Михайлович родился в посёлке Могзон 8 февраля 1925 года. С детских лет в нём проявился музыкальный талант, - уже в 5 лет он играл на гармошке.
В 1948 году после службы в Армии его пригласили в ЗабВО на «первый баян», где он начал заниматься оркестровкой хоровой и танцевальной музыки. Вскоре он сам начинает сочинять песни о службе, о родном Забайкалье.
В числе первых – «Забайкальские берёзки» на слова С.Бебякина.
Мой друг, баянист Юрий Мартынов, тонкий ценитель музыки, который когда-то «заразил» меня эстрадной музыкой, сказал, что за «Забайкальские берёзки» надо Васильковскому ещё при жизни поставить памятник!
В 1957 году открылось Читинское музыкальное училище,  Анатолий Михайлович в числе первых студентов поступил в 1961 году и с отличием закончил его.
25 лет Анатолий Васильковский прослужил в рядах Советской Армии, из них – 20 лет в Ансамбле песни и пляски ЗабВО руководителем оркестра, 8 лет руководил Ансамблем песни и пляски пограничного округа.
В 1979 году он создал Ансамбль песни и пляски Забайкальской милиции, завоевавший  популярность у читинцев.
Он был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» и «Заслуженный работник культуры Якутской АССР».
Анатолием Васильковским написано более 200 песен.
                ***
С Васильковскими – Анатолием Михайловичем и Людмилой Алексеевной я познакомился в 90-х годах во дворце пионеров на встрече с творческой интеллигенцией и инвалидами.
На встрече читали свои стихи Геннадий Лавренов,  Антонида Родионова, Валентина Дорохова, пела свои песни Ирина Дроздова, пел свои песни и я.
В гостях были Васильковские и Захаров.
После чаепития Людмила Васильковская пела под мой аккомпанемент. Это был незабываемый вечер, - аккомпанировать певице с таким «контральто»! Тогда ещё её не мучил бронхит, - бич профессиональных певцов. 
Васильковским понравились мои песни «Родина» и «Калина» и они взяли их в свой репертуар, - в сопровождении Анатолия Михайловича песни приобрели своеобразную окраску.
Через Анатолия Михайловича со мной познакомилась Анохина Валентина, когда в хоре ветеранов он предложил разучить мою песню «Ингода».
Благодаря Васильковским я получил «толчок» на течение песенной реки.
Анатолий Михайлович частенько приезжал ко мне  в гости, -  и мы беседовали о музыке, о жизни.
В 1995 году я с переломом ноги лежал в больнице и Васильковские меня часто навещали.
На мой юбилей, - 50-летие Анатолий Михайлович, зная, что у меня нет приличного баяна, подарил миниатюрный баян «Огонёк»:
- Я на нём «халтурил» по самоделкам, - лёгкий и звонкий!
У нас было негласное соревнование, - мы показывали друг другу свои новинки. Мне трудно было тягаться с его стажем композиторской работы.
В моём творчестве сказывалось отсутствие теоретической музыкальной подготовки, - но меня спасал задор и природный слух, переданный с генами по наследству.
- Не печалься! В союзе композиторов были композиторы без музыкального образования, - но писали прекрасные песни! Образование нужно для педагогов, - ты же не собираешься преподавать теорию музыки?
Когда я приобрёл и освоил «Ямаху» и сам стал аранжировать свои песни, почувствовал, что я его догоняю по количеству и качеству.
Анатолий Михайлович тоже прибавил темп, - дело дошло до того, что мы созванивались каждую неделю, - кто над чем работает!
Он дал мне много советов по композиции. Иногда мы спорили, - он больше тяготел к народной музыке, а я с юности заражён Дунаевским, Тихоновым, Дмитриевым, поэтому у меня «выпячивался» джазовый и эстрадный стиль.
Я понимаю баянистов-народников, - как-то баянист Шишкин Юрий признался перед исполнением джазовой сюиты Горчакова:
- Все мы в джазе бредём в потёмках!
Сказывалось, что джазовую музыку в  СССР «травили», как и, впрочем, любую свободную мысль!
Мы не конкурировали, так как писали в разных стилях и Анатолий Михайлович с интересом и улыбкой следил, как «петушок учится петь»!
Я очень дорожу тем, что он подарил мне один из своих сборников и подписал «коллеге».
Когда тебя принимают за равного, - появляется уверенность в своих силах.
…Вспоминаю, как меня с большим трудом доставили в библиотеку им. Пушкина на творческий вечер, посвящённый 65-летию Васильковского и бросили на произвол судьбы…
После окончания торжественной части Анатолий Михайлович поинтересовался:
- Валентин! А кто тебя увезёт домой?
Я неуверенно промямлил:
- За мной должны были заехать, - наверное, что-то случилось!
 - Давай-ка я договорюсь с ОМОНовцами, -  если через час тебя не увезут, они доставят тебя домой! – попрощался со мной Анатолий Михайлович.
Целый час ожидания меня «морально» поддерживал Саша Будянский!
Через час подъехал милицейский «бобик» с мигалкой. Меня с почётным экскортом автоматчиков привезли на ГРЭС  под музыкальный аккомпанемент рации!
Видели бы вы глаза соседей, как «бандюгана» Маркова под белые рученьки усадили в коляску и закатили в дом!!!
Второй раз с вечера, посвящённого 70-летию Васильковского из той же злосчастной «Пушкиннки» меня  уже «выдёргивала» поэтесса Ирина Зимина:
Ночью, зимой на улице Ленина она остановила «навороченный» джип и за деньги, которые дал Анатолий Михайлович, - наняла и увезла меня домой!
Просматривая видеокассету моего первого творческого вечера, на котором выступали Васильковские, я вспоминаю его шуточные реплики во время игры:
- Глубокие ходы! – он, как и я, любил большие интервалы, большие скачки на басах.
Однажды он посетовал в разговоре, что большую часть творчества отдал военной песне, а на гражданскую тематику пишет недавно.
- Так Вас военная песня и вытянула на течение жизни, а то так и остались бы «сереньким» композитором, - в Забайкалье трудно пробиться наверх! – возразил ему я, - и он с этим согласился.
Армейские стихи пишут, как правило, непрофессионалы и качество стихов бывает «не на уровне», - поэтому слабые стихи утянут «на дно» и хорошую музыку.
Так  и случилось с его коньюктурными песнями:
- Время требует, - спели и позабыли!
Ну а то, что в неё вложена душа, - так это издержки производства!
Так же будет и со всеми «прокуратурными» маршами!
Рассказывать о песнях Васильковского, - что нюхать розу в противогазе! Их надо слышать!
При современном крене культуры - к бескультурью, эти прекрасные песни у молодёжи не «в цене»!
Гибнет «вкусная» поэзия и мелодическая музыка!
Исчезла цензура, - полезла «халтура»!
С экранов телевидения и УКВ  диапазонов хлынул «блатняк» и пошлятина:
                …Ты целуй меня везде, -
                Восемнадцать мне уже!
- Целовать куда угодно или где угодно? Или то и другое?
Куда девались тонкие сокровенные переживания «Олёкминского вальса»:
                …Как трудно мы жили,
                Как верно любили,
                Любили, Олёкма, тебя!..
Как-то позвонил мне Анатолий Михайлович:
- Валентин! Я познакомился со стихами Елены Сткфанович! Хорошо пишет!
- Анатолий Михайлович! Я уже давно «ущучил» её стихи и приплясываю, как лиса перед виноградом! Стихи красивые, - но несъедобные, как мухомор! У неё, как у Маяковского, – штормит! А музыка не терпит аритмии! Я уже пытался на её стихи писать, - обломал зубы!
Позже он признался, что Елена по его просьбе переделывала стихи:
- Ну, это вам повезло! Иной амбициознгый поэт «упрётся рогами»:
- Ничего не буду переделывать! Вы ко мне придираетесь!
У Анатолия Михайловича с Еленой Стефанович был великолепный тандем.
…Только между нами какая-то «чёрная кошка» пробежала!
Третий, и последний раз я был на 75-летнем юбилее Анатолия Михайловича уже в филармонии.
Филармония не могла вместить всех желающих побывать на концерте, - народ толпился у дверей. Меня с женой, в порядке исключения, затолкали в тамбур, где через стеклянные двери нас увидела Людмила Васильковская, - вскоре вышел Анатолий Михайлович и распорядился, чтобы нас пропустили.
Юбилейный концерт прошёл с большим подъёмом, - но сюрприз приподнесла его жена Людмила, она сочинила песню  на слова Елены Стефанович:
                …Здравствуй князь мой серебряный!
                Мой родной человек!
        - звенело в зале, а на глазах людей стояли слёзы.   
Таким он и остался в памяти читинцев, - талантливый и скромный человек.
Прошли годы со дня смерти Анатолия Михайловича Васильковского, - теперь только начинаешь понимать – КОГО потеряли земляки-читинцы!

Светлая память Вам, Анатолий Михайлович!