Мы и Россия молоток решения, гвоздь проблемы... 1

Станислав Графов
Россия и мы гвоздь проблемы, молот решения
Уважаемый читатель! Предупреждаем, что материал сложноват для чтения. Но мы его публикуем в таком виде: для удобства чтения - постранично...

===============================

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С чиновничьей силой тёмною,
С проклятою ордой...

(Перефраз знаменитой песни В.И.Лебедева-Кумача)

АВТОРЫ: СТАНИСЛАВ И ЮЛЯ ГРАФОВЫ.


С начала так называемой перестройки и гласности в 1987 году менталитет граждан нашей Великой страны в значительной степени изменился. Это проявилось, прежде всего, в повышении конфликтности вследствие депрессивного состояния у большей части населения. Казалось бы, парадокс: иные «перестройщики» и пришедшие им на смену демократы (народ им подобрал другое определение…) нас убеждали – советский строй был насквозь прогнившим, давил всякую свободную мысль… Короче говоря, был невыносим для большинства людей. Но люди до перестроечной поры прекрасно помнят тот энтузиазм, с которым ехали комсомольцы на целину и на БАМ, получившие распределение выпускники столичных вузов, которым предстояло стать учителями, докторами и агрономами в Сибири и на Дальнем Востоке. Это не говоря уже о тех ценах и тех зарплатах на меньшую из которых в 40-60 рублей можно было прожить, при копеечной стоимости продуктов и товаров первой необходимости.

Конечно, мало приятного испытать на себе что такое дефицит и ездить из Сочи, скажем, в Москву, в Питер или в Ригу, чтобы скупать там люстры, торшеры унитазы или краковскую колбасу. Но, во-первых, у всякой проблемы есть свои причины, как говорится, «откуда ноги растут». Это значит, что всякую проблему необходимо изучить, а потом решить. То есть либо свести её на «нет» вообще, либо сделать относительно безопасной для жизни общества и отдельно взятых, живущих в нём людей. Как, скажем, торчащий из подмётки гвоздь, который мешает нам при ходьбе и грозится поранить нам стопу. Надеюсь, никто не станет отрицать: проблема серьёзная! И решать её нужно незамедлительно. Пока, как говорится, не поздно. Иные из нас сразу же обратятся к сапожных дел мастеру, иные постараются купить новую обувь, а меньшинство попытается справиться с гвоздем без посторонней помощи. По двум причинам: почему-то вмешательство специалиста для него, этого меньшинства, окажется неприемлемым. Почему-то эта категория людей не пожелает нести обувь в починку либо выбросить старую, пришедшую в негодность, и купить новую. Дело даже не в деньгах и не в воспитании. Просто есть люди, которые пытаются замкнуться в себе и быть непохожими на других. Зная, что их образ жизни вызывает открытое либо скрытое осуждение и даже вредит им, они, тем не менее, ведут его, стараясь во всё подчёркивать свою самость. У этих людей «сбита» шакала ответственности за свои поступки. Внутренний и внешний дискомфорт для них – исключительно по причине окружающих, которые не дают им «развернуться» в этой жизни.

Впрочем, одна эпоха предстаёт перед глазами - Эпоха отказа от специалистов. Когда людям под предлогом, что всё советское - тоталитарное, запрещалось в форме "не советовалось" обращаться в такие уважаемые инстанции ЦК КПСС, в КГБ. Причём по таким насущным вопросам, как - защита от рэкета, дедовщины в армии,произвола местных партийных "князьков"... Эта эпоха, которую хочется назвать "эпошкой", получала название "перестройка и гласность". В ходе этой "эпошки" на первый план вышли актёры, причём в основном юмористы. С серьёзным видом они советовали нам с "голубых экранов" как развивать демократию, как разоблачать культ личности. "Нарождающиеся предприниматели", диск-жокеи, вчерашние фарцофщики и путаны в перемешку с "переродившимися" комсомольскими функционерами с тех же экранов гордо признавались: нет, в милицию мы не пойдём, если на нас "наедут - у нас своя крыша!  На вопрос "что за крыша?" - лишь снисходительно улыбались. Сами, поди, допрёте...

Далее - более: некий режиссёр по имени Марк и по Фамилии Захаров в открытую сжёг свой партбилет. Прямо - в прямом эфире. Чуть позже это же "светило" слёзно жаловалось, что кассы его театра оккупировали, как немцы русскую деревню, перекупщики. Они де подчистую скупают все билеты и для честных театралов ничегошеньки не остаётся. И когда известный журналист К. задал ему неудобные вопросы (неужели вы не обращались к профессионалам в МУРе и на Лубянке?.. почему не кликните всех поклонников вашего искусства?..), он лишь многозначительно развёл свои театральные ручки... Хотя и ежу понятно: в махинациях с массовой скупкой билетов повинен он сам. Ибо при желании мог бы "запустить" ограничения в продаже. Но - "навариваться", видать, приятней, чем служить Мельпомене.

Пишу об этом, а в памяти оживает пример. Это было в 1989 году. Ехал я тогда на учёбу, в Ростовскую область. В одном купе со мной разместился толстый усатый субъект. В его манерах  угадывался, как тогда их называли, кооператор. Он, несмотря на свою полноту, выглядил крепким и даже мужественным. Но в его облике сквозил затаенный страх... И я, когда субъект начал живейшим образом рассуждать о сломе советского тоталитарного строя, о благах нарождающегося "рынка", прямо спросил: "Скажите, вы ведь предприниматель? Рэкет на вас наезжает?" Субъект смешался, вздрогнул, но тут же ответил: "Да, наезжают... Вернее, наезжали. Я им плачу и меня с тех пор не трогают. Просто навещают раз в месяц. Если нет денег, готовы подождать..." "Скажите, - не унимался я, - а вы в милицию обращаться  пробовали?" Видя, как субъект криво усмехнулся, я выложил "коронный козырь": "Хорошо, я понимаю... Боитесь, что милиция с ними связана. А в КГБ?"

Ответа на этот вопрос я так и не получил. Вернее - прямого ответа.Субъект (он отказался представиться в самом начале разговора)лишь загадочно усмехнулся: "Лучше я им буду платить. Они такие умные люди..."

Теперь постараемся перенести проблему обуви на более глобальные вопросы. Не секрет, что большая часть жилищного фонда Великой России (автор намеренно вводит такое определение) мягко говоря, нуждается в ремонте. Не говоря уже о содержании придомовых территорий, которые, оказывается, лишь частично принадлежат жильцам приватизированных домов, так как есть ещё придомовые участки, находящиеся в муниципальном ведомстве. Так вот, сравним проблему выпирающего гвоздя с этими проблемами. Тем более что рост тарифов за квартплату и прочие услуги набил оскомину большинству из нас, исключая, конечно, олигархов. Почему же в данном случае не решить проблему соответственным образом? Проведя соответствующую визуализацию, сравнив носителей этой проблемы с гвоздём, не обратиться к специалистам – к тем людям, которые могут решить эти вопросы в структурах исполнительной и законодательной власти? Если же таковых нет, почему бы ни поспособствовать тому, чтобы они там появились?

Предвижу глухой ропот: «У них там всё куплено…» Во-первых, у кого – «у них», позвольте вас спросить? Если говорить о каких-то марсианах, что вселились в тела иных чиновников и воздействуют на нас неким скрытым излучением, то давайте по существу (я не шучу!) рассмотрим этот вопрос. Если говорить о какой-то всемогущей мафии, что «крышует» этих чиновников, могу предложить то же самое. Тот же подход – к психотропным веществам, которыми нас, возможно, «заражают» через пищу, воду, воздух и т.д. Просто иначе нельзя. Иначе «гвоздь» будет не распознан и будет по-прежнему выпирать наружу, угрожая нашей пятке. В конце-концов, мы же не враги самим себе?

Обычно в этом случае говорят: «Ага, попытайтесь… Вам быстро укажут на ваше место. Есть такая секира, которая мгновенно обрубает высунувшиеся головы. А все решения, поэтому проводят без нас. И депутатов за нас выбирают, и голоса наши фальсифицируют. Это невозможно проверить. Ни на что повлиять нельзя. Поэтому не мутите воду и приспосабливайтесь….»

То бишь, говорящий и живущий так фактически предлагает жить с гвоздём в ботинке. С текущим на кухне краном. С воняющей канализационной шахтой во дворе дома, извергающей с зависимым постоянством мутные фекальные воды. (Между прочим, во дворе играют наши дети отдыхают на лавочках наши престарелые бабушки и дедушки. Это как – нормально?) Со страной, которой управляют какие-то неведомые нашему сознанию «марсиане», что посеяли множество якобы не решаемых проблем в наше сознание. В числе, которых вопросы безопасности нашей Великой Державы. Ведь к середине 90-х годов – положим руку на сердце! – у нас кроме «ядерного щита» фактически не было ни одной группировки войск, могущей противостоять иностранному вторжению. За исключением таких спецподразделения, как «Альфа», «Вымпел», спецназ ГРУ, да пары-тройки дивизий, как Кантимировская. Странно, но этот «гвоздь» мы также не поспешили устранить хотя вопрос уже стоял не о рвущихся наружу фекалиях, а о вопросах национальной безопасносности. Проще говоря – о вопросе нашего выживания. Или нам стало всё равно, кто нами станет управлять? Будем мы в ближайшие десятилетия кормить свою армию или чужую? А ведь завоеватель, видя как народ, им покорённый, наплевательски относится к своим условиям жизни, может их ещё более понизить. В конечном счёте, повторить известный план нацистов об истреблении значительной части нашего населения и превращении из той кучки оставшихся в живых послушных «менеджеров» и «провайдеров».

Я не шучу. Прошу также не обижаться всех честных менеджеров и провайдеров – я не даром взял эти определения в кавычки. Речь идёт о засилии иностранных слов в нашей богатой и красивой русской речи. Согласитесь, что русские определения тех же профессий «управляющий», «приказчик», «купец», «предприниматель» (вместо бизнесмена) хоть и выглядят архаично, пускай и смешно, но не коробят слух и не портят восприятие тем, кто мыслит аналогично. Согласитесь, что нигде в мире нет адекватных замен этим определениям, появившимся в Британии и США. То есть ни французы, ни немцы, ни итальянцы, ни даже японцы не попытались избавиться от засилья этой «иностранщины», как они пытаются избавляться от засилья американской поп-культуры. Стало быть, в штатовских фильмах о вампирах, оборотнях и космических пришельцах есть нечно негативное, что проявилось и оттолкнуло от себя жителей Европы, а в англо-американских названиях тех или иных бизнес-профессий этой деструктивной начинки нет. Хотя, согласитесь, как странно бы прозвучало «менеджер по делам администрации президента России» вместо известного «управляющий делами администрации президента России». Хотя в переводе с английского «менеджер» и есть «управляющий»…

Но это заоблачные дали в сравнении с «гвоздями», которые мешают нам жить. Вопрос остаётся открытым и актуальным: почему население страны, которую по праву можно и нужна называть Великой и писать это с большой буквы, не желает решать столь элементарные проблемы? Имеется в виду, проблемы коррупции. Они дают начало всем остальным трудностям, начиная с автослесаря, что втайне заменил тормозной трос на машине клиента на «относительно новый», кончая высшими чиновниками, берущими мзду, или учёными, что продают секреты «оборонки» иностранным спецслужбам. Проблемы подобного рода якобы решили все европейские страны. Если почитать роман Вильяма Фолкнера «Над пропастью во ржи», посвящённый насильственному очищениию сельскохозяйственных площадей США под кукурузу в 30-х, то там отыщутся все знакомые нам пагубы. И вооружённые банды, что сгоняют фермеров с их земель, и шерифы с их помощниками, что безучастно взирают на эти злоупотребления, а то и помогают вершить бандитам суть да дело… Самое интересное и самое важное: роман написанный тогда же, в 30-х, возымел действие. Конгресс США принял меры и соответствующие поправки в закон. Гонения на фермеров, таким образом, прекратились. Спрашивается, почему у нас за десятилетия, начиная с августа 1991 года, не появилось ни одного подобного романа? Или статьи в газете, где бы описывались проблемы российского фермерства, что платит мзду чиновникам и рэкетирам, включая продажных милиционеров? А местные и федеральные чиновники, сбывая нам иностранные продукты, извлекают из этой ситуации «интересную» выгоду.

Честно говоря, автору наша ситуация напоминает Смутное время или Великую Отечественную войну. С одной лишь поправкой: тогда нашлись князь Пожарский и Кузьма Минин, которые сформировали на свои средства ополчение и освободили Москву. Причём, Пожарский казнил в Нижнем Новгороде всех имущих граждан, которые не пожелали «сбрасываться» на оружие, продовольствие и прочую экипировку, и был, на мой взгляд, совершенно прав. А в Великую Отечественную 1941-45 гг. народ наш не пожелал, выражаясь современным языком, «пить «баварское». Хотя мог бы махнуть рукой. Мол, немец чистая и культурная нация. Тех, кого надо, уморит за колючей проволокой, задушит в газовнях или постреляет. А тех, кто не будет рыпаться, трогать не станет. Сделает менеджерами… Узнаёте? Так, именно так думает определённая часть нашего народа и по сей день. В числе этих прочих - немало образованных людей, которых у нас привычно зовут интеллигенцией, а в Европе и Америке интеллектуалами. К сожалению, к глубочайшему сожалению…

Ответ на все наши вопросы может быть только один: нам внушили, что мы ничего не можем, а мы этому поверили. Впрочем, что и кто кроется за этими внушениями, является целью данной книги. А именно: какие внутренние и внешние силы управляют Человеком, препятствуют или способствуют исполнению тех или иных его планов. Кроме того, управляет ли Человек своей Жизнью?

Советскую эпоху во времена советской власти было принято рассматривать только в лучезарных красках. Когда уже покойный режиссёр Андрей Тарковский закончил известный ныне фильм «Андрей Рублёв», его просто отказались выпустить на экраны. В конце концов, выпустили, но ограниченным тиражом, на поздние сеансы и в кинотеатры клубного и заводского типа, на окраинах городов. Казалось бы, что мог сын Арсения Тарковского, знаменитого поэта, признанного Советской властью, «наворотить» такого? Оказывается, так называемых цензоров Госкино не устроили следующие пункты в отражении русской истории: 1) обилие грязи; 2) большое количество пьяных; 3) жестокость с элементами натурализма; 4) искажение истории и т.д. Причём, из «процензуренной» редакции даже не изъяли сцену языческого праздника Ивана Купалы. Напомним, что там, в больших количествах бегают голые женщины и где, между прочем, в «полной обнажонке» запечатлелась жена ныне покойного Олега Янковского. Как видим, не это покоробило суровых дядек, в числе коих были как партийные функционеры, так и бывшие, и действующие сотрудники 5-го Управления КГБ под прикрытием. Нет, акцент был сделан на пропаганду насилия, грязи, пьянства и искажение исторических фактов. Причём, из фильма изъяли всего несколько кадров: 1) сцену, когда монах в исполнении покойного артиста И.Лапикова забивает палкой собаку (Тарковский намеренно показал, как пёс околевает); 2) сцену падения со стены лошади в ходе взятия посада татарским отрядом, подкреплённым русскими изменниками;3) сцену, где показано начало полового соития во время языческого праздника и всё. Остальную жуть, где настоятелю монастыря татары заливают в глотку раскаленный свинец, а также детальное избиение всех запершихся в храме жителей посада, включая стариков, женщин и грудных детей цензура почему-то оставила. Оставлена была сцена, в которой Рублёв в исполнении Александра Солоницина рассуждает о Христе и фарисеях, а зрители видят перенесение библейских событий на снега Великой Руси: по ним, проваливаясь по колено, идёт, сгибаясь под тяжестью креста, наш Спаситель…

Впрочем, вот что поведала корреспонденту гезеты "Труд" (12 мая 2005 года)Владимиру Князеву директор Владимирско-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксёнова:

"- Рассказывают, что, когда во Владимире шли съемки "Андрея Рублева", вы конфликтовали с самим Тарковским?

- Тарковский, безусловно, - великий художник. Но не надо редактировать, лакировать его творческую биографию. Вспоминаю одну из телевизионных передач "Как это было". Рассказ - об Андрее Тарковском. Ведущий тоном строго судьи спрашивает директора съемочной группы "Андрея Рублева": "А правдивы ли слухи о жестокостях во время съемок этой картины? Говорят, тогда заживо корову сожгли, лошадей зарезали"? Директор отвечает: "Нет, нет, что вы! Этого не было. Корову покрыли плащом, а наверху была ткань, которую подожгли. И корова осталась невредимой". Зачем же лукавить? Корову тогда сожгли. Заживо.А вот другую не менее жуткую сцену из фильма вырезали. Но я-то помню, как все это было. На обрыве у южного фасада Успенского собора соорудили деревянные укрепления. Начали снимать сцену штурма Владимира. Русский всадник на лошади скакал вдоль укреплений, взлетал по настилу на всей скорости, и татарин (в его роли был рабочий с Владимирского мясокомбината) подкрался и одним ударом ножа рассек шею лошади. Из огромной раны хлынула кровь, лошадь в агонии бросилась на камеру. Тарковский и я инстинктивно отпрянули в сторону, а оператор Вадим Юсов продолжал съемку. Лошадь рухнула у его ног.

- Помнится, во время съемок "Андрея Рублева" еще и пожар случился в самом знаменитом во Владимире Успенском соборе...

- Пожар был задуман по сценарию. Для его имитации на крышу храма подняли дымовые шашки. Их надлежало положить на подносы с толстым слоем песка. Халтурщики-рабочие без присмотра растяп-администраторов на крышу затащили лишь подносы и шашки: песок для них оказался тяжел. От раскаленных шашек начали тлеть деревянные стропила под железом. Но это заметили только тогда, когда из-под крыши пошел дым. Вызванные пожарные взломали железо, и нагревшиеся стропила вспыхнули. Начался настоящий пожар. Происходило это днем в самом центре города. Естественно, собрались толпы народа. Андрей Тарковский в расстройстве убежал в гостиницу "Владимир". Пожар, к счастью, потушили. Я поспешила в гостиницу. Захожу в номер и вижу такую картину: Тарковский сидит, зажав голову руками. Измученное, отчаянное лицо. Справедливости ради надо заметить, что ремонт храма администрация картины организовала быстро. Наверное, потому, что расплачивались тогда наличными.