Государственная поддержка многодетных семей

Антон Железняк
Введение. Основные аспекты проблемы семьи в России.
Выбранная мною тема для эссе «Какой бы я принял закон» - тема многодетной семьи.
Почему выбор мой пал на эту тему, а не на тему борьбы с коррупцией или улучшение системы ЖКХ? Ведь эти направления так важны, и решение этих проблем так важно для развития России: коррупция тормозит развитие экономики, а ЖКХ больно бьёт по кошелькам людей. Но все же, если учитывать фундаментальность задач, то задача повышения уровня рождаемости, создания крепких семей – основа государства и залог его процветания. Из-за возникших в 90-е годы социально-экономических проблем общество практически пришло к  распаду института семьи и потери мотивации к её созданию. Необходимо провести оздоровление этого направления внутренней политики России и оказать всестороннюю поддержку людям. Ценности поколения, рожденного после распада СССР, очень сильно изменились. Зачастую молодые люди предпочитают карьеру семье и не очень желают совмещать свои личностный рост в бизнесе или науке с рождением детей, созданием семей (тем более многодетных). Это первая проблема – психологическая.
Вторая проблема – те люди, которые готовы и имеют желание создать семью, но, создав ее, остаются без помощи и защиты государства. Это, на мой взгляд, аполитично, я бы назвал это предательством национальных интересов самим государством. Лишить помощи людей, которые повышают демографию, растят будущих защитников и граждан государства – проблема еще более серьезная.
Таким образом, перед государством стоит две проблемы:
1) Преодоление психологического нежелания создания семей
2) Решение социально-экономических трудностей, создание единой базы поддержки семьи, материнства, отцовства, детства.

Особый акцент делаю именно на многодетной семье, как на ключе к решению основной проблемы нашей страны – демографической. Пессимистический вариант прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанный на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости предполагает что, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек.
Но Правительство поставило амбициозные цели по сохранению населения до 2015 года на одном уровне: «Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн.», а также формирование задела и основы для будущего роста численности населения до 148,5 млн.чел. к 2025 году. Для этого начали предприниматься уверенные шаги. Был подписан Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Федеральный Закон «О Дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Также на уровне субъектов принимаются законы о поддержке многодетных семей: Закон оренбургской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Оренбургской области» от 15 июня 2011 г  в статье 5 закрепляет региональный материнский капитал в размере 100000 рублей.
Все эти активные меры практически переломили демографический спад в России и по статистике по итогам за 2012 год в стране зарегистрирована естественная убыль населения на 2573 человека, что в 51 раз меньше, чем в 2011 году. Это несомненный успех, но его необходимо закрепить. В своей работе я рассмотрю два вышесказанных направления:
а) Создание культа семьи, создания образа крепкой любящей семьи у подрастающего поколения;
б) Расширение социально-экономической помощи для поддержки многодетных семей

Пути решения основных проблем семьи
1.1.Психологическая подготовка молодежи
Институт семьи если не рухнул, то близок к этому. И огромный удар по нему наносит не, столько материальное положение человека, сколько общая атмосфера, складывающаяся вокруг него. С развалом СССР тема семьи ушла на второй план. На первый вышла торговля нефтью и газом. Лишь спустя десяток лет ситуация стабилизировалась, но осталась довольно печальной. Говоря конкретно, проблема создания семьи упирается в то, что это «немодно», ведь сейчас мода является немаловажным аргументом мотивационных процессов. Изменилось мировоззрение: рост городов, сложность обучения, прессинг со стороны родителей. Теперь все точно знают, что сначала нужно выучиться, найти работу, крепко встать на ноги, а уж потом, быть может, подумать о семье. Но  это неверный подход, изменить который возможно лишь путем долгосрочного воздействия на подрастающее поколение. Людям нужно дать веру в завтрашний день. Молодые люди должны перестать бояться создавать семьи, но это уже вопрос социальной защиты. Что же делать с изначальным нежеланием?
Во-первых, нужно коренным образом изменить политику, проводимую в сфере кинематографа и СМИ. Пропаганда в данном случае вещь первостепенная. Не нужно ломать мнение людей через колено и навязывать что-то, но нужно плавно заменять эти приоритеты. Что сегодня популярно смотреть? Фильмы про роскошную (хоть и недоступную большинству) жизнь, олигархов, звёзд шоу-бизнеса. Все эти люди молоды и красивы, они любят клубную жизнь, алкоголь и табак. За этим тянется молодежь. Из-за моды молодые люди начинают курить и выпивать уже в школьном возрасте. Ключевая цель государства - сделать «модным» создание семьи. Показать всеми доступными способами, что это залог счастья и спокойствия. Что счастье не в вине и клубной жизни, а в воспитании детей, в образовании и науке. Необходимо выработать систему истинных ценностей, заменить ложные, те, которые так губительно воздействуют на умы и души. Но обязательно нужно помнить, что радикальная смена вектора информационной риторики может вызвать резкое отторжение, поэтому политика должна быть очень аккуратной и корректной.
Во-вторых, важную роль в создании культа семьи должны отвести именно школам и высшим учебным заведениям. Дети проводят в школе большую часть своего дня, часто родители работают и не могут полноценно доносить довольно сложные вещи до них.
Для этого школы обязательно должны проводить регулярную социально-ориентированную работу как со школьниками младших классов, так и со школьниками старших. Еще в начальном периоде обучения дети должны усвоить базовые ценности: любовь к родителям и друзьям, взаимопомощь. Всё это должно проводиться в красочной и активной форме, иначе толку от «сухих» лекций чужих тёть и дядь не будет. Знаю по себе. Со старшими классами разговор должен быть уже более предметным, но для этого необходим базис, заложенный в младшем возрасте. Я считаю необходимым внести поправки в ФЗ «Об образовании», делающие обязательным для всех школ урок «Этика и психология семейной жизни». Старшеклассники должны научиться понимать необходимость, ответственность и целесообразность создания семьи. Им должны быть представлены гарантии того, что они не останутся одни, если осуществят такой важный и серьезный шаг.
В итоге, проблема психологии создания семьи куда более тяжелая, нежели социально-экономическая. Чаще именно обеспеченные люди отказываются от рождения детей, ссылая на занятость, карьеру и нежелание портить фигуру. Всё это очень глупо, ведь в старости никакие деньги не заменят поддержку любящих детей, люди должны понимать, что, уйдя от этого сейчас, они обрекают себя на одиночество в старости. Именно осознание этого и будет решением проблемы, но для преодоления системы ложных ценностей государство должно активно помогать людям, формировать в СМИ образ новой счастливой семьи, проводить работу с детьми и студентами. Нужно набраться терпения и проводить долгосрочную политику восстановления доверия к этому важнейшему аспекту нашей с вами жизни.

1.2.Правовое регулирование
Социально-экономическая поддержка многодетных семей в РФ регулируется ФЗ «О Дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а так же Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», но рамочного общего закона «О поддержке многодетных семей» так и не принято. Почему?
Одной из причин является то, что по Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению субъектов РФ и РФ.
Но, несмотря на это, я считаю, что Федеральному Закону есть место, так как вопрос первостепенной важности должен быть урегулирован на федеральном уровне, субъекты же могут вносить дополнительные меры помощи, координировать действия и следить за исполнением, но ядро для всей страны должно быть единым. Большая часть полномочий отдана на откуп регионам, но нормативно-правовые акты их в большей части дублируют Указ Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В то же время нет практически ни одного субъекта, в котором эти нормы бы реализовывались в полном объеме.  Но попытки создания такого закона уже были. В 2000 году закон был отклонен Президентом РФ по причинам вмешательства в дела субъектов, некоторой не проработанности, а также из-за отсутствия нужного количества средств в бюджете.
Но времена меняются, и в условиях демографического спада и относительно устойчивой ситуации в экономике России такой закон необходим. Я представлю тот комплекс мер, которые, на мой взгляд, необходимы для создания оптимальной обстановки. Для создания и благополучного развития института многодетной семьи.

1.3.Социально-экономическое регулирование
«Все исследования подтверждают высокие риски и глубину бедности многодетных семей. Она объясняется не только высокой иждивенческой нагрузкой, но так же: низкими заработками – 48% семей имеют в своём составе работников с заработной платой ниже прожиточного минимума», - выясняет в своей работе Е.Г Азарова.
В  целом бедность семей не только позор семьи, уровень активности которой оставляет желать лучшего, но и государства, которое не может предоставить необходимых условий
для жизни собственных граждан. Для улучшения ситуации необходим Закон, решающий и исчерпывающий все имеющиеся пробелы нынешнего законодательства.
Во-первых, необходимо расширение сферы действия материнского капитала. Ныне действующее законодательство предусматривает три формы возможного вложения материнского капитала:
1)  улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
Данный список необходимо расширить. Многие люди, получая материнский капитал, не нуждаются ни в одном из этих предложений или же наоборот – сводят концы с концами. Тогда для чего же им улучшение жилищного положения, если нечего кушать, нечем кормить детей и невозможно создать обстановку для их воспитания. Из вышесказанного хотелось бы предложить расширить перечень возможных действий с этим капиталом:
1)Покупка детского питания, необходимых предметов обихода, лекарств.
2)Приобретения иных вещей, напрямую связанных с развитием и воспитанием ребенка:
игрушки,  литература, пособия.
Таким образом, материнский капитал будет напрямую использован для развития ребёнка.
Во-вторых, для более четкого использования материнского капитала возможно создание  Государственной сети магазинов, в которых родители смогут приобретать на средства материнского капитала полный спектр товаров, связанных с развитием ребенка.
Для пресечения мошенничества возможно установление количества вещей, продуктов, возможных к покупке за определенный промежуток времени. Расширив возможности использования материнского капитала и создав подобную сеть, государство предоставит родителям максимально возможную свободу и комфорт при воспитании ребенка.
В-третьих, необходимо внести изменения в Трудовой кодекс РФ и мать, воспитывающую более трёх детей, наделить статусом работающего человека. Ведь воспитание детей - это огромный труд, зачастую несовместимый с реальной работой, и государство должно понимать и поощрять этот домашний труд. А.И. Антонов пишет: «Доля однодетных семей настолько велика, что, как показывают расчеты, прирост населения обеспечивают семьи, где детей не менее шести… На этом фоне все более заметными становятся женщины, которые хотят создать большую семью…». Поэтому возможно изменить статус пособия и сделать это реальной заработной платой, процент с которой будет формировать накопительную часть пенсии. И установить уровень заработной платы не ниже средней по региону.
В-четвертых, необходимо не только предоставлять первоочередное право приема в больницах, но и создать особую группу семейных врачей. Такой врач будет прикреплен к отдельной многодетной семье, вести наблюдение за состоянием здоровья детей и родителей. Это поможет повысить уровень жизни, оперативно выявлять и устранять дефекты развития и поддерживать общий уровень здоровья. Так же это поможет выявлению алкоголизма, наркомании и иных отклонений у родителей, что будет способствовать реагированию службы опеки и попечительства.
В-пятых, необходимо создать четкую структуру льгот и поощрений в пределах всей страны.  Размер льгот должен завесить от количества детей в многодетной семье:
за третьего - участок земли, за четвертого - выдача ссуды на строительство дома, за последующих рожденных детей - полное погашение ссуды, сокращение налоговой нагрузки на родителей, вплоть до ее полной отмены, оплата коммунальных услуг.
В-шестых, необходимо вернуть орден «Мать-героиня», возможно, установить планку в 8 детей для получения этой награды. Семья, имеющая такой статус, должна перейти на частичное содержание государства: выплата ежемесячного пособия, увеличенный размер пенсий для обоих родителей, полная отмена налоговой нагрузки и прочее.
В конце концов, с увеличением льгот, выплат и пособий особую функцию необходимо отвести органам опеки и попечительства: формирование собственной службы приставов, расширение штаба сотрудников. Необходимо, применяя «мягкую силу», регулярно проверять семьи, определять уровень жизни семьи и детей, помогать, но в случае грубых нарушений действовать максимально жестко.
Все положения и льготы необходимо распространять также на семьи, усыновившие детей.
Заключение
Данные меры в купе с работой СМИ, учителей и психологов должны дать большую отдачу и в максимально короткий срок поднять престиж Семьи как института, преодолеть демографический спад и вырастить новое поколение граждан, любящих свою Родину.