Таланты и поклонница 12

Майя Уздина
«Творчество всякого талантливого автора обязательно отражает его личность. В том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается вполне индивидуально, психикой художника.» Кажется это слова Воровского.

В последнее время читала совершенно разнообразные книги, не похожие ни интонационно, ни по исполнению  одна на другую. Среди них новая замечательная повесть любимого писателя Владимира Породуминского - «Послезавтра.Бенька».


Незамысловатое содержание. В провинциальный городок детства, где живёт   младший брат с семьей и сыном – подростком, на два дня приезжает Иосиф,  16 лет строивший новую советскую жизнь. И на Севере и на Беломорканале. Ежедневный труд, во имя  высоко поставленных целей отнимают всё время крупного партийного руководителя. Время событий указано точно. У вокзала, куда прибывает поезд, клумба-календарь с обозначенным числом-20 июня 1941 года. Из международного вагона, даже окрашенного в отличный от других вагонов цвет, выходит единственный  важный гость.  В его руках  новый чемодан с подарками и авоська с апельсинами.  Рассказ ведётся   племянником  гостя - Бенькой.

 Вот  во время этих двух дней происходят встречи с разными жителями провинциального городка. В атмосферу жизни  автор погружает читателя так, что становится ясно, чем  живут жители , их взаимоотношения  друг с другом, их предчувствие надвигающейся опасности, их заботы. И всё это глазами подростка.

 Текст настолько густой, что даже небольшие  описания людей дают возможность глубоко вникнуть в их заботы и понять прошлое и будущее их судеб. Приведу несколько примеров для того, чтоб читатели почувствовали стиль писателя.


На вокзальной станции Беньку с дядей подхватывает носильщик. Как «заправский носильщик Кривой Ефим надевал белый холщовый картуз и белый фартук с шестиугольной медной бляхой на груди; на бляхе был выбит номер «12», хотя одиннадцати других носильщиков в Б. никогда не водилось.

 
Он исполнительно появлялся на перроне ко всем поездам, имевшим остановку в Б., но приезжих, которым требовались его услуги, находилось не так-то много; всё остальное время с утра и до вечера Ефим бродил со своей тачкой по городу, что-то привозил, что-то увозил и за всякую исполненную работу брал одну и ту же плату — рупчик. Этих рупчиков ему хватало, чтобы каким-то неведомым образом содержать себя и свою бездетную супругу…»

В дороге, осматриваясь по сторонам, отмечает отсутствующий 16 лет в этих местах  дядя изменения.

«Когда Иосиф уезжал из Б., на этом месте ни Дворца не было, ни самой площади. Стоял здесь просторный двухэтажный дом самого богатого в городе купца Тарасевича. Позади дома был большой сад. Над высоким забором поднимались округлые купы усыпанных плодами дерев, воздух вокруг был напоен ароматом цветов и природного меда, — такой аромат был, наверно, в раю. После революции в доме Тарасевича поселился горисполком. Сад томился заброшенный, ограду разобрали, деревья порубили на дрова. Полуподвал горисполкома, где прежде располагались кухня, людская и подсобные помещения, захватил городской комсомольский вожак Гришка Кацман, рыжий, веснушчатый, горластый, сжигаемый постоянной энергией деятельности, — казалось, в жилах его течет огонь, тот самый, который звставляет отливать пламенем его курчавые волосы. Собирались, обсуждали злобу дня, спорили до хрипоты, едва не до драки, рисовали плакаты, сочиняли листовки, песни пели, свои, боевые, революционные песни, — что-то вроде молодежного клуба, или штаба, в ту пору большой разницы не было: когда приказали создать молодежный боевой отряд особого назначения, сборный пункт тоже назначен был у Гришки, в полуподвале. (Где он теперь, рыжий Гришка Кацман? Одно время был слух, что сам Троцкий приметил его на каком-то комсомольском или партийном съезде, обронил о нем в речи благожелательное слово. Недобрые вести о Гришке застали Иосифа еще в промакадемии.)»Здесь мне хочется отметить, что дальше в тексте даже не упоминалось имя Гришки Кацмана. Но разве из этого  короткого абзаца читатель не может представить себе дальнейшую трагическую жизнь комсомольского боевого вожака?


В повести не очень много персонажей- сам подросток Бенька , его соученики, педагоги, знакомые девушки, его просыпающиеся и ещё невнятные для него чувства, его родители мама Муся и папа Боря.

Лиза- бывшая невеста Иосифа ,её сложившаяся или не сложившаяся судьба, расстрелянный муж Лизы, дочь Татьяна, не пожелавшая под давлением отказаться от своего отца- «врага народа».

Непризнанный  художник  Константин  Арганов. « В газетах ему попадались статьи о вреде формализма – всё в статьях было понятно. Наверно, и Арганов из подобных формалистов». Это мысли Иосифа.

На следующий день племянник сопровождает дядю на старое еврейское кладбище к дедушке и бабушке.  Здесь тоже произошло многое.Многое и переменилось. Одно осталось неизменным – Эфраим.

«Эфраим был так стар, что даже старожилам казалось, что он жил всегда. Он рассказывает старому знакомцу:

«Еще не всё, Иосиф. Сейчас тебе будет совсем смешно. Незадолго перед тем, как ты явился на свет, умер твой прадед. Так я его тоже хоронил. Тогда я был еще совсем молодой — мне, наверно, и сорока не исполнилось».
 
«И не скучно: всю жизнь — на кладбище?»

«Скучно? Люди привыкли, что, если вокруг нет шума, крика, бегот- ни, то — скучно. Здесь не скучно, Иосиф. Идешь по дорожке, читаешь надписи на памятниках... Здесь воздух полон прожитыми жизнями. Здесь всё время думаешь о тех, кто жил, кто еще жив, о людях думаешь, о судьбе. Разве на остановке автобуса бывают такие мысли? Или в булочной? Или на стройке?.. Отсюда видней, что там делается...»
Эфраим махнул рукой в сторону кладбищенской ограды...


Владимир Порудоминский  начинал писать давно. Героями его книг были писатели, художники. Он настоящий мастер портрета. Его образы зримы. Его повесть музыкальна. Звучат песни тех лет и персонажи их исполняют, вслушиваются.
 Из материалов  повести автора, уместившихся на 30 –ти страницах, можно написать несколько романов.Такие они емкие, строки Владимира Порудоминского.

Повесть"Послезавтра.Бенька" напечатана: В журнале
"Литературный европеец"Мосты № 35.

А теперь об авторах «Прозы .ру»

ИРИНА НОВИКОВА 3
http://www.proza.ru/avtor/irinanovikova

Главное в человеке – его неповторимость. Только ничтожества легко отказываются от неё за лишний рубль в жалованье. Оставайся самим собой, чего бы тебе это ни стоило. Антон Чехов.
 
Про автора сайта ИРИНУ НОВИКОВУ я не могу  сказать,  что она готовый художник. Но что-то в ней есть такое, что трогает читателей. Пишет она на основе автобиографического материала. А биография её  тяжелая. Дочь алкоголиков, она вместе с младшей сестрой росла в детском доме. О буднях, о событиях, об учебе, даже о работе она повествует в коротких рассказах.

Читателей у неё не очень много, но все они пишут ей теплые, поддерживающие её работы слова. И среди авторов рецензий, есть прекрасные авторы, умеющие писать и оценить произведение достойно.
Это Леонид Словин, известный писатель, мастер детективов.Он поддержал Ирину, посоветовал продолжать писать.
 
Юрий Фукс :»… Взгляните вокруг: много ли чувствительных, легкоранимых людей,
на раннее детство и юность которых обрушился детдом,
не остервенились, не озлобились, а сохранили душевное здоровье,
выстояли и по-человечески состоялись?»
 
Светлана Лось: « Иринушка, дорогая! У меня нет слов, чтобы выразить впечатление от этого куска жизни. От этой боли и от этой правды. Бесхитростной, жёсткой, беспощадной.
"... а рядом стояла девочка моих лет с мужской сандалией в руке и плакала. Били её папу. Мы ушли, а она осталась, заодно и в моей памяти.
А сам рассказ, несмотря ни на что, очень человечен. В нём есть высшая гуманность, в нём сияет любовь.
С глубоким уважением»

В рассказах Ирины есть многие качества, необходимые автору: искренность, сочувствие, сострадание. Образы, краткие описания людей, с которыми сталкивала её жизнь,  остаются в памяти навсегда.

Читаю маленький рассказ о педагогической практике Ирины. Не могу не процитировать автора, чтоб вы сами  услышали  Ирину:
 
«Итак, я - воспитатель. Полученные знания и желание творить добро принесли меня в первый самостоятельный день на дошкольное отделение  на крыльях. Ночной воспитатель передал мне сопящую компанию, и я начала подъем. И сразу столкнулась с проблемой. Трехлетняя Юля спросонья извергала потоки слез, а я не могла добиться, в чем дело. Девочка еще не умела разговаривать, и все время кивала головой.

 На помощь пришел ее пятилетний брат. Он очень серьезно сообщил о том, что папа в тюрьме, потому что убил дядю Колю, который зарубил маму. Юля продолжала кивать, а я замерла в ступоре. Может ей приснилось что-то? "Вы что дома тогда были?" - спросила я. "Ага" - сказал Олег. Юля все никак не могла совладать с головой, но, слава богу, перестала реветь. Только после того, как я ее умыла, девочка немного успокоилась. Я еще не знала, что  лишь за один  сегодняшний день  мне придется выслушать эту историю   раз двадцать. А потом еще 26 дней. Что поделать - самое яркое впечатление в недолгой жизни Олега.

Летний день хорош длительной прогулкой и отсутствием занятий. Мы позавтракали, отметились на горшках, и пошли собираться на улицу. Возраст и соответственно навыки у детей оказались развиты по-разному, поэтому старшие стали одеваться самостоятельно, а я занялась малышами.

Перед выходом я проверила у ребят обувь. У всех, кроме одного мальчика она была надета правильно. " Сережа, переобуй" -  и он  послушно сел переобуваться. Серега  вообще оказался неконфликтным и спокойным ребенком, но постоянно попадал в казусные ситуации и оставался в них крайним.

    На улице я попыталась вовлечь детей в игру, однако все, что им предлагалось, почему - то вызывало смех. Что такое? Наконец я поняла -  они просто не умеют играть. Ладно, значит, будем рассказывать сказки. Только у  Сережи опять обувь надета неправильно. Переобуй! И он снова садится менять сандалии.

    День идет. Часть детей бегает по площадке, часть крутится возле меня, мы в очередной раз слушаем "сказку" Олега. Надо что-то делать и как-то переключить его внимание. Но в этот момент переключается мое внимание, потому что я цепляюсь взглядом за Сережкины ноги и вижу уже знакомую "неправильную" картинку. Да что ж такое то?! Нервы у меня на пределе.( Надо же - хватило одного дня). Он издевается что ли? Ш........ев!!! - кричу я! Можно не продолжать, парень падает на землю и начинает  расстегивать обувь.

Ближе к обеду замечаю, что Серега старается держаться от меня подальше, я же постоянно невольно ищу его взглядом.  Опять! Все! Терпение лопнуло. Я подбегаю к нему и сдергиваю сандалии, один при этом слетает вместе с носком.

Меня как ледяной водой окатили. Мальчик втягивает голову в плечи и смотрит  обреченно, а я хочу провалиться сквозь землю от стыда и вины перед ним. На месте правой ступни у него - левая, на месте левой - правая.

 Молча натягиваю сандалии так, как ему удобно носить.  Мне предстоит сделать еще много   всяких открытий, а пока я размышляю о том, что не получается у меня как в учебниках. И дети, оказывается, совсем не такие как в книге.»

Разве можно забыть этих детей?  Прочитайте, поддержите молодого автора!

СЕРГЕЙ САЗОНОВ.
http://www.proza.ru/2012/09/19/1181

По наводке приятеля начала читать нового для себя автора. «Шут». Начала читать и оторваться не могла. Умело, остроумно, интригующе.   Стиль произведения читатель чувствует сразу, с первых строк.

«- Выбросите его за дверь!

      Ну почему именно эти слова всегда воспринимаются буквально? Рядом со мной неумолимо возникает охранник, на помощь ему спешит доброхот из гостей. Кажется, это начальник ЖКХ. О, любимое ЖКХ! Ты всегда придёшь на помощь. Два бугая на одно тело утончённо-культурных пропорций. Меня подхватывают за шиворот и поясной ремень, отрывая ноги от земли. Успеваю лягнуть ЖКХшника. На охранника не покушаюсь. Он малый подневольный. Приказали выкинуть – исполняет. А вот чинуша сам разохотился подсобить. Никак не может простить, что я как-то назвал его главным по дерьму в регионе или главным дерьмом, уже не помню. А разве не так? Если коммуналка то здесь, то там начинает тонуть в самом настоящем дерьме, а он у них главный.

      Двери распахиваются моей башкой. Обидно, голова – единственный ценный в моём теле орган. Ещё и больно, но в этом приёме нахожу свои плюсы. Могли бы выносить вперёд ногами. А такое никуда не годится, примета плохая, живого человека – и из дверей, как покойника. Затем идёт картинное раскачивание на раз-два-три и полёт с высоты крыльца на дорожку. Хорошо бы попасть на газон, но дорожка к дому широка, как проспект, и выложена привезённым из Хохляндии гранитом. Так что не дождёшься меня, сыра-земля, принимай на себя, чужеземный камень. Руки назад, чтобы не повредить. По первой я ещё выставлял их вперёд, разбивая локти с ладонями. Голову тоже как можно дальше запрокинуть, тело расслабить. Была ведь задумка: подговорить прислугу после приезда гостей класть под крыльцо парочку гимнастических матов. Но нереализованная мысль, как прерванная беременность. Толку от неё никакой, одни лишь сожаления.»

 Мне было очень интересно читать. Взялась за второй рассказ «Навязанная услуга».

 Авантюрный сюжет. Герой просыпается  не один.  Обнаруживает  рядом женщину.

"Наконец-то Артём разглядел её анфас. Лицо, слава богу, правильных пропорций, даже приятное. Отсутствие косметики на нём не пугало утро. Повезло. Сказать больше - ночь с такой дорогого стоит. Обидно, что он ничего не помнит из вчерашнего»

Читаешь и невольно приходит на ум  Остап Бендер. На всякого мошенника найдётся другой мошенник.  Художественное пособие для «чайников» или  «лахотронов». Сюжет интригует, стиль письма свободный, не перегружен литературными находками, текст остроумен и современен.
Хотите посмеяться, не перегружая себя  сложным литературным материалом, а развлечься - читайте     СЕРГЕЯ  САЗОНОВА!

Но и если хотите задуматься, тоже читайте Сергея Сазонова. Я коротко рассказала только о двух его произведениях.  Другие - ждут Вас, удивят и озадачат.
Читайте и  пожалуйста пишите свои отзывы!
Всем читателям желаю здоровья и успехов!