Мыслители

Фирюза Янчилина
Учёные, которых уважает и ценит Вася: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Вернер Гейзенберг, Ричард Фейнман.
Эйнштейн, несмотря на то, что сотворил общую теорию относительности (ОТО), взбаламутившую науку надолго, был, тем не менее, действительно умным человеком. Смог построить, правда, опираясь на достижения других мыслителей (Пуанкаре, Лоренца), специальную теорию относительности (СТО). У этой теории гораздо больше противников, чем у ОТО. Однако Вася до сих пор не увидел в ней чего-то принципиально неверного. А вот ОТО – неудачное творение, имевшее плохие последствия для всего мира. Сведение такого физического явления, как гравитация, к чистой геометрии – разве не искусственный приём? Общая теория относительности настолько навороченная, что даже специалисты не понимают её. Вася убеждался в этом неоднократно. Ещё в Новосибирске он подробно изучал её, даже ходил на лекции Хрипловича по ОТО. Иосиф Бенционович имел привычку не отвечать на вопросы аудитории. Когда его спрашивали о чём-нибудь, часто делал удивленно-выразительное лицо, всем видом показывая, что вопрос задан неправильно. Но Васе было достаточно того, что тот писал на доске.
Кроме того, Вася прочитал много книг по общей теории относительности. Выделил для себя учёных, более-менее разбирающихся в хитросплетениях ОТО, и изучал их публикации и монографии. Выявил несколько основных положений теории, которые, как потом оказалось, не понимали даже ведущие специалисты по гравитации в России. Например, эффект красного смещения. Почему фотон вылетает из гравитационного поля массивного тела покрасневшим, то есть длина его волны увеличивается? Выяснилось, почти все учёные рассуждают «по-ньютоновски», полагая, что гравитационное поле отнимает энергию кванта. Но ведь ОТО – чистой воды геометрия, там нет места физике Ньютона. Покраснение определяется исключительно местонахождением фотона. Так называемые специалисты почему-то упорно не понимают этого феномена.
Вася считает, что если бы Эйнштейн был жив, то понял бы его теорию квантовой гравитации. Ведь для великого учёного гораздо важней была сама наука, её развитие, а не честолюбивые намерения. Чего нельзя, к сожалению, сказать, про его последователей. В каком-то смысле, ситуацию можно сравнить с Христом и христианами. Последние зачастую ведут себя неподобающим образом, порой искажённо воспринимают Библию, а многое в ней и вовсе не понимают.   
Учёный, открывший поистине потрясающее явление, а именно квантовую неопределённость, это Вернер Гейзенберг. О нём говорят гораздо меньше, чем об Эйнштейне. Одна из главных причин, вероятно, в том, что он был немцем и жил в эпоху Гитлера. Не покидал родину даже в период фашистского режима. Но этот учёный, по сути, создал фундамент квантовой механики.
Из более поздних мыслителей Вася выделяет Нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана. Он не сделал ничего выдающегося, подобно Эйнштейну, Бору, Гейзенбергу. Но он был хорошим, честным, талантливым учёным. Создал замечательную серию книг «Фейнмановские лекции по физике». Почему-то в нашем университете они, впрочем, как и «Берклеевский курс физики», считались дополнительными пособиями. Основными были учебники, написанные соотечественниками, гораздо более слабые и не позволяющие вникнуть в смысл тех или иных природных явлений. Вообще, пониманию основ физических наук у нас почти не уделяли внимания. Мои воспоминания о лекциях и семинарах связаны с огромных количеством формул. Не удивительно, что и сами лекторы не смогли понять Васиной теории: потому что они не умели смотреть в корень, суть вещей. Их мышление, скорее, шаблонное, впрочем, как у большинства.
Вася перечитал почти все книги Фейнмана, изданные на русском. Неоднократно возвращался к его лекциям по гравитации. И так же, как и про Эйнштейна, считает, что если бы этот учёный был жив, то вник бы и понял теорию квантовой гравитации.