Одесский калейдоскоп

Антон Ромашин
Когда в 70-е годы прошлого столетия первые евреи начали оформлять отъезд из СССР, перед ними стал очень важный ВОПРОС: каким образом переправить на Запад свои капиталы и др. ценности. А капиталы эти были. И вы себе даже не представляете какие!
Со временем эти вопросы  были решены с той стороны в централизованном порядке. Но, на первых порах приходилось решать это самостоятельно.
Вот одна из историй, рассказанная очевидцем. Врач Берта Львовна, во время спокойного ночного дежурства простодушно рассказала ее своей коллеге в белом халате о своих дальних родственниках.
Одна еврейская семья имела дальних родственников в Польше. Хотя к этому времени из социалистической тогда   Польши, по «приглашению» польского правительства, выехало большинство евреев, но кто - то остался, умело маскируясь под местных. К таким вот замаскированным и приехали родственники из Одессы, которые были, наверное, тоже были замаскированные под Ивановых или Петровых, иначе они, будучи, например, Беренштейнами, могли скомпроментировать своих «поляков» Каминских.  Обсуждая вопрос возможного отъезда из СССР на ПМЖ на Запад, одесситы  посетовали, что имеют хорошие деньги, но в рублях, и, мол как же перевести эти капиталы на Запад для последующей безбедной жизни. От «польских» родственников поступило предложение встретиться  в Варшаве  с их знакомым гражданином Швейцарии, сотрудником швейцарского посольства в Польше. Во время встречи этот господин дал согласие принять  соответствующую сумму в рублях, обязательно в купюрах 10-ти рублевого достоинства. Он вывозит эту сумму, как дипломатическую почту в Швейцарию и помещает эти средства в Швейцарский банк на их имя. Но, при этом, его КОМИССИЯ за услуги составит 50%.
ВНИМАНИЕ!  Была названа сумма, которую собирались передать этому дипломату для переправки – 1 000 000,00 рублей. Да, Вы поняли правильно один миллион  рублей.
Тут встала проблема: как переправить этот миллион в Польшу? После изучения вопроса и соответствующих консультаций им было рекомендовано рискнуть…
Через год после этой договоренности, они снова получили приглашение поехать в Польшу к родственникам. Этот миллиончик они, согласно полученным  рекомендациям, завернули в какую-то неприглядную тряпицу и бросили  на боковую полку   в купе, приготовившись, в случая обнаружения, не признать какое-либо свое отношение к этому свертку. «Шо такое, шо  Ви к нам имеете…???» Для снятия психологического напряжения во время прохождения таможенного и пограничного контроля им было рекомендовано принять какие-то лекарства, кажется, бром.
«Шо Ви думаете, у них получилось!» Так они стали богатенькими  при переезде на Запад и помогли материально швейцарскому народу. А эти десятки - зарубежные банки, при определенных условиях тогда принимали. И курс тогда был 0,66 рубля за один доллар США. Так что они за свои, оставшиеся после комиссии, 500000 рублей получили около 700000 долл. США. Имейте ввиду, что покупательная способность доллара тогда была в 2, 3 раза выше, чем в наст\вр.
Откуда же такие деньги у «простых» советских евреев, спросите Вы? Это отдельный вопрос. А вы и не поймете или… не поверите. Долго объяснять. Их спросите. Они Вам скажут: «Места надо знать». После 1990 года многие из них легализовались. Их фамилии теперь на слуху.
И если вы думаете, что О.Бендер – это единичный  пример, то вы глубоко ошибаетесь. Это вполне себе  собирательный образ…
Но, все же в качестве еще одного примера  еще одна история.
Жил был тоже «простой» одесский парень Игорь Ильченко. «Да, брат!», -  так он отвечал некоторым приезжим в Одессе, которые услышав его фамилию, как правило, ассоциировали его с артистом  одесской филармонии Виктором Ильченко, выступавшим совместно с Карцевым. Тем более, что он действительно был парень с юмором.
 Родная тетка Игорька была замужем за евреем. Она была счастлива в этом браке, а Игорек получил множество еврейских родственников и даже двоюродных братьев. С детства вращаясь в этом кругу, он стал для них своим. Когда его призвали в ряды Советской армии, то вместе с ним попал один такой дальний, но родственник – Юра(Ури) Ройтер. После службы Юра, как закончивший перед армией торговый техникум, и, имея соответствующую протекцию, стал ночным директором  знаменитого одесского гастронома на углу Дерибасовской и Преображенской (тогда ул. Советской Армии).
Как – то летом, теплым августовским вечером 1974 года, мы навестили Юру в  подсобном помещении гастронома. Юра гостеприимно открывал шампанское, предлагая закусывать его шоколадом. После трех бутылок шампанского, они перешли на водку и эта смесь  стала воздействовать на них, как во время сеанса …на детекторе лжи, развязывая им языки.
Они вспомнили то время, когда им было по 12-13 лет…
Родители  этого Ю.Ройтера жили в центре Одессы, в квартире дореволюционной постройки с высокими потолками. Но главным напоминанием о  дотеплопаровом обогреве квартир была, расположенная в углу гостиной, громадная печь. Эта печь являлась даже некоторым украшением квартиры, т.к. была обложена изразцами, а самый верх ее венчала красивая чугунная решетка. Между верхом печи и потолком было некоторое пространство, что-то вроде полки.
12-летние мальчишки, Юрик и Игорек  начали с лимонада, а потом «закусили» пивом  и стали немножко буйными. Они играли с мячом, который  кто-то из них  сумел-таки  отправить  как раз на эту самую печку. Что бы достать мяч, пришлось сооружать пирамиду из мебели. А когда они достигли необходимой высоты, оказалось, что, кроме мяча на печке  находится немаленький чемоданчик. Как же не заглянуть, не поинтересоваться - что же может храниться на такой высоте? Вы не поверите!.. Это был чемодан, о котором Ильф и Петров не успели рассказать в своих «Бендерах и стульях». Чемодан был полон денег!!!
Как вы понимаете достоинство купюр… не по рублю, не по трешке, не по пятерке и, тем более не по 15 рублей, а в пачках – по 10, по 25, по 50, по 100 соответственно советских рублей. Таким образом, прикинув на самый  морской выпуклый глаз, можно определить, что там было ну никак не меньше 1 млн. рублей.
С этого времени прошло уже больше 10 лет, мальчики росли, росли и их аппетиты… Деньги, естсвнно, просвистели. Но, главное никто и никогда не спросил их об этом…
Сколько же должно быть таких заначек, чтобы  можно было не заметить пропажу или забыть о существовании, как минимум миллиона?
АэС, 27.04.2013 г.