Статья пятая Робот в законе

Олег Колмыков
         Ал Кудряшов «Аритмичная Игра» http://www.proza.ru/2013/04/24/846

          Из цикла « К вопросам о литературном творчестве Ал Кудряшова»

                Статья пятая
                «Робот в законе»

                ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО:
                «Аритмичная Игра»

  Читая и перечитывая произведение Ал Кудряшова «Аритмичная Игра», невольно задаёшься вопросом: «Ну почему я не тот самый робот?»
  В очередной раз из-под пера Ал Кудряшова выходит самобытное, яркое, свежее произведение, безусловно дарующее всякому читающему радость первооткрытия, счастье самопознания и упоительное волнение от встречи с необычайно новым миром. Миром настолько реальным и эмоционально ощутимым, что остаётся только удивляться воистину волшебному таланту писателя, создавшего его. Подобно одному из своих героев – Скорку, из рассказа «С.Э.П.», - Ал Кудряшов материализует из небытия уникальнейший и своеобразный мир, наделяя его узнаваемыми, тонкими, точными чертами мира настоящего. Естественно, что в такой мир начинаешь верить с первых же строчек, чувствуешь его атмосферу, переживаешь вслед за автором каждый миг существования героев. Мне представляется, рассказа «Аритмичная Игра» во всех отношениях наиболее выразителен и психологически выверен. Глубокое проникновение во внутренний мир героев, тщательная мотивировка их поступков делает честь Ал Кудряшову, лишний раз подтверждая его заслуженную славу мастера психоанализа.
  На мой взгляд, в новом рассказе Ал Кудряшов расширяет привычные рамки художественного осмысления столь, казалось бы, изученной и не раз интерпретированной в фантастике темы как отношения человека и робота. В «Аритмичной Игре» эти отношения развиваются уже на несравнимо высшем уровне, уровне, я бы так сказал, чувственном и надсознательном. Словно бы вторгнувшись в святая святых классической литературы со всей силой своего дарования, смело и энергично, Ал Кудряшов обозначил новые горизонты фантастики – фантастики, образно говоря, высокой, то есть посвящённой уже не столько технике и её влиянию на жизнь, сколько влиянию жизни на технику. Так выпьем же за кибернетику!
В моём видении, это многообещающий, но трудный путь для литературы.
Путь, по которому первый, но не последний шаг за всё человечество сделал мой друг Ал Кудряшов.
  Вообще, одним из важнейших моментов в рассказе я считаю именно то, что наконец-то с фантастики окончательно сброшено покрывало, или нет, - даже чехол технократизма, прагматизма и ханжества, который долгое время застил глаза некоторым другим, кроме меня, выдающимся критикам, тому же Страннику, например. Что фантастично – то не безобразно! И наоборот! И так далее! Что немаловажно!
  Иными словами, мы имеем перед собой очаровательный пример плодотворного слияния поэзии жизни с прозой фантастики! Или – говоря проще, фантастику с человеческим лицом. Разумеется, с восхитительным, то есть – с женским.
  Выпьем же за кибенетику ещё раз!
  Особо же следует отметить то, что Ал Кудряшов о своём рассказе практически явил миру абсолютно новый, четвёртый закон роботехники в дополнение к трём уже существующим законам уважаемого Айзека Азимова.
  Этот четвёртый закон, как никакой из предыдущих, определяет реалии нашего будущего одномоментного сосуществования с кибернетическими устройствами. По сути сказать – с представителями Иного Разума. И закон этот несоизмеримо больше затрагивает ментальность человеческого сообщества. Ибо определяет не столько границы отношений роботов и людей (границы доселе практически нерушимые!), сколько уже степень взаимопроникновения двух различных миров… Или полов? Нет, сейчас не про Это! Хотя очень хочется…
  Шаг Ал Кудряшов в этом…то есть, не в этом, а в том, нужном нам сейчас направлении мысли решителен и смел. Он без колебаний отметает прочь миф о человечестве как о Высшей форме разума, в пух и прах обращает постулаты тех «разрушителей машин», которые скрипя зубами ратуют за дискриминацию кибернетических устройств. Человечество должно встать на более цивилизованную ступень в собственном мировоззрении, так как, изначально следуя техногенным путём, уже давно прошло этап «младенчества» и «рабовладельчества» в отношении машин. Стремясь к увеличению комфортабелизации, к улучшению бытовых условий и к облегчению собственного труда, Земляне наделяли и наделяют кибернетический мир всё большей свободой в выборе действий, то есть повышают уровень мышления роботов. Ведь только свободный разум (кибернетический ли, человеческий, любой другой), способен решать задачи современности, и, значит, возлагая решение этих задач на плечи (читай – головы) роботов, мы сами приближаем их к себе.
  Но при этом пытаемся приучить к беспрекословному повиновению?
  Опыт самого человечества уже показал, что такое невозможно. Антагонистическое противоречие – между даруемой роботам свободой действий и определяемыми нами же границами этой свободы – рано или поздно (но обязательно и неожиданно) разрушит наш мир. Стоит ли подходить к пропасти всё ближе и ближе? Может быть, лучше заранее поставить всё на свои места и узаконить наши отношения, а именно: взаимопроникновение, симбиоз человечества и роботечества.
  Ал Кудряшов в своём произведении касается лишь одного из аспектов данной проблемы, но предвидение истинного Художника позволяет ему делать далекоидущие и всеобъемлющие выводы…
  Образно говоря, играя камушком, он предупреждает о лавине.
  Перекидывая из руки в руку кирпич, намекает о последствиях.
  Помахивая дубинкой, давит на психику.
  Позволю же себе наконец сформулировать Четвёртый Закон Роботехники – Закон Ал Кудряшова! – ибо автор в произведении не ставил своею целью конкретизацию глобальной проблемы, а обрисовал  её выражение на единичном примере, как и должно настоящему Художнику и Творцу.
  Писателю вообще не пристало являться человечеству  в роли Пророка.
  Писатель – это чародей. Его перо – волшебная палочка, которой он творит чудеса на страницах своих произведений. Где каждое слово подобно бриллианту, и в любой фразе слышится музыка. Где герои, проживающие свой короткий век в перипетиях сюжета, незримыми нитями связаны с Читателем и дарят тому радость и печаль сопереживания. Писатель не волен направлять или указывать Человечеству, но он способен его очаровывать. Писатель не властен над умами, но наши сердца открыты ему, как никакому доктору. Наши сердца на его широкой, сильной ладони. Иллюзорные миры, рождённые талантом Писателя, это зеркало, в котором всё сущее отражается чётче, ярче, отчётливее, и в которое Человечество смотрится без страха. Что оно видит там? Писатель оставляет за человечеством свободу выбора, не задаёт лишних вопросов и ничего не требует взамен. Писатель бескорыстен и не ищет выгоды, поэтому – беспристрастен: зеркала не врут, даже иллюзорные. Человечество смотрит на себя со стороны и думает: «Кто я, куда иду? Кому это всё надо? Сколько можно? Кто виноват? Пора заканчивать?»
  Таково, по-моему, положение вещей. К лицу ли талантливому писателю, такому, как Ал Кудряшов, например, указывать перстом и тыкать человечество, словно шкодливого щенка, носом в лужи? Нет, нет и нет! Ал Кудряшов чуточку лукавит, он с иронией и с лёгким сарказмом вовлекает нас в круговорот событий. Нам предстоит самим разбираться в подводных течениях с тем, чтобы вынырнуть победителями, а не побеждёнными. Разобраться собственным умом и не прослыть невеждами, заплутавшими в трех соснах, глупцами, обведёнными вокруг пальца и олухами, оставшимися с носом.
Итак, Закон Ал Кудряшова, изъясняющий определённую сторону взаимоотношений роботов и людей – по моему мнению – должно сформулировать следующим образом:
«Каждый нормальный робот будет стремится к обладанию женщиной!»
  И тут уж ничего не попишешь!
  Даруем ли мы полную свободу роботам сами, - и тогда приведённый выше закон с некоторыми изменениями и дополнениями по форме полноправно войдёт в статьи Конституции, - или же роботы так или иначе свергнут наш роботовладельческий строй и устроят мир вообще по-своему, - тогда жди ещё больших сюрпризов! - реализация такового закона на практике неизбежна!
  Де-факто – в любом из приведённых случаев, де-юре – только в первом из них.
Берегитесь, мужчины! У вас появились достойные соперники!
И теперь мы выпьем, наконец, за женщин!
Всё-таки на месте того робота должен был быть я!


  В заключение привожу эпиграфы, которые нарочно оставил напоследок ради того, чтобы сохранить интригу статьи:   

1.
«Мужчина, будь бдителен, мух не лови!
Роботы хочут от женщин любви!
Чуть зазеваешься, робот в постель
Быстренько прыгнет к подруге твоей!»

Жан Даун
(бывший Дон Жуаном до драки из-за прелестницы донны Бан Анны
с роботом-командармом)

2.
Иное время, иные нравы! (Своевольные измышления)

Как жаль, что Пушкин (парадоксов друг),
в чудесную минуту вдохновения,
не угадал  страстей и мук,
что нам готовит просвещение!

О, если б только Пушкин знал
Какой нас всех тут ждёт финал!
Так про чудесное мгновенье
Имел совсем иное мненье!

не так, не туда всё пошло изначально!
Средь шумного бала девице Наталье
Вдруг встретился робот почти что случайно…
И в угол прижал капитально, каналья!..

…О, кибернетика! Наука из наук!
Нам приготовила сюрприз –
А разорвать порочный круг
Тут смог бы только Джим де Гриз…

Ах, Александр Сергеевич, милый,
Видишь, как время всё изменило!
отбросим ненужную больше патетику!
Кружку!
и выпьем, друзья мои,
за кибернетику!

попугай Ромуальд, кибернетическая машинка