Опера Тоска в Большом театре 17. 03. 2012 г

Марина Шатерова
Сюжет оперы очень грустный и драматичный, никогда не думала, что когда-нибудь буду едва сдерживать слёзы именно на опере. Пели сегодня на редкость хорошо и не раздражающе, если этот комплимент звучит от человека, который к опере относиться прохладно-иронично-терпимо, то значит, действительно всё было выше всех похвал!!! Сюжет буду пересказывать, в основном опираясь на личные переживания и мысли по тому, что происходило. Не знаю, насколько драматично это выйдет – судить Вам…


Опера «Тоска» на музыку Джакомо Пуччини по одноимённой драме Викторьена Сарду. Не могу не похвалить музыку полную трагизма, демоничности, напряжения, но в то же время очень нежную и тонкую, играющую на самых тонких струнах моего сердца.


Действия происходят в 1800 году в Риме. Бывший консул Римской республики, политический узник Чезаре Анджелотти, совершает побег из тюрьмы и прячется в фамильной капелле его сестры маркизы Аттаванти. Она передала ему записку, в которой сообщила, что ключ от капеллы под крыльцом, а под алтарём её женская одежда и веер, чтобы он смог переодеться и сбежать. Он прячется.


Появляется ризничий – толстенький неуклюжий мужчина. Он всё время брюзжал по поводу художника Марио Каварадосси, который в церкви работает над образом кающейся Магдалины. Называл его неряхой и алкашом, но нет – его слова оказались клеветой – художник аккуратно обращался с красками, и вино с едой продолжали лежать в корзинке. Ризничий зубами снял пробку с винной бутылки и возбухал из неё. Его поймал с поличным художник Марио Каварадосси с другими рабочими, который трудились над другими фресками церкви. Ризничий, чтобы как-то отвести глаза от того, что его застукали, спросил, почему его корзинка с едой и выпивкой не тронуты, Марио ответил, что он поститься. Хотя на самом деле, я думаю, что он на диете, т.к. он был довольно пухленьким мужчинкой – эдакий Винни Пух. Ризничий пожелал увидеть фреску кающейся Магдалены, которую должен был нарисовать Марио, чтобы убедиться, что он тут действительно над ней работает, а не бьёт баклуши. Марио снял с картины ткань и открыл почти полностью законченный портрет. По тому, что было нарисовано, я не могу сказать, что Магдалена именно каялась – раскаяния у неё на лице я так и не рассмотрела, просто она сложила руки в молитве и с любовью, где-то может быть даже и с вожделением, смотрела вверх.


Ризничий вдруг запричитал, заохал, что типа Магдалена очень похожа на маркизу Аттаванти, которая ходит молиться в эту церковь – это же белокурые волосы и небесного цвета глаза. Марио не пытался этого скрыть: «Да, я действительно Магдалену срисовал с маркизы. Она тут молилась недалеко от меня, а я в этот момент как раз размышлял над тем, как должна была выглядеть эта Магдалена, она ведь жила хрен знает когда и нет чёткого описания её внешности. А тут смотрю – маркиза молиться!!! Ну и чтобы не париться – срисовал портрет с неё». Ризничий возразил: «А как же твоя возлюбленная певица Флория Тоска?». Тут мы узнаём, что у этого прелестного пухлика художника Марио есть возлюбленная – известная певица Флория Тоска, брюнетка с чёрными глазами. То есть, Марио любит одну женщину, а внешность Магдалены рисует с другой. Тут как в мексиканском сериале: «Мария, я тебя очень люблю, поэтому женюсь на другой!!!». В своё оправдание Марио затянул долгую песню о том, что женская красота вообще очень многообразная вещь – есть блондинки, есть брюнетки, и если ты любишь одну женщину, то не значит, что не не можешь чисто зрительно воспринимать красоту другой. Двойные стандарты у него какие-то. Но тем не менее Марио не скрывает того, что любит именно Тоску.


В этот момент сбежавший узник Анджелотти чем-то загремел в своём укрытии и обнаружил себя. Марио и другие художники окружили его. Т.к. Анджелотти за время, проведённое в тюрьме, сильно похудел и сдал, то неудивительно, что они его не узнали. Когда он сказал, кто он, то его тут же накормили едой из корзинки Марио и спрятали в капелле, т.к. в этот момент в церковь пришла Тоска, чтобы навестить своего возлюбленного художника. Свидание она начала со сцены ревности, т.к. когда она вошла, то слышала какую-то возню (это прятали Анджелотти) и шорох платья. Уж не маркиза ли Аттаванти тут была с её любимым Марио? Тот открещивался, как мог – не было тут никого и быть не могло, т.к. кроме неё в его сердце больше никого нет. Тоска договаривается с Марио о вечернем свидании – он подождёт её у сцены после концерта и они пойдут к нему домой. Тут они очень мило строили планы на вечер: «Ты не мечтаешь о нашем домике, который ждёт нас, в зелени скрытый? Где цветут знойные травы и наполняют душу томным ароматом любви…». Договорились и Тоска уже было собралась уходить, но тут увидела портрет Магдалены, над которым трудился Марио. Увидела и обомлела, т.к. Магдалена вылитая маркиза Аттаванти. Естественно, что далее последовала ещё одна сцена ревности – маркиза ведь должна была приходить сюда, чтобы позировать Марио, было ли что-то между ними? Тоска страшна в гневе и ревности, но именно её чёрные глаза и страстность характера – гнев и ревность – так возбуждают Марио. Ему удалось успокоить и задобрить её – ну приходила маркиза во время службы помолиться, это выходило у неё очень уж вдохновенно, вот он и нарисовал её в виде Магдалены. Тоска согласилась его простить, если он голубые глаза маркизы-Магдалены сменит на чёрные глаза Тоски. Марио вроде согласился, хотя и не при Тоске он это переделывал, но обещал всё исправить. Вообще этот Марио производит впечатление очень недалёкого молодого человека: если он знает, каким ревнивым и страстным нравом отличается его возлюбленная Тоска, то рисовать образ Магдалены не с неё, а с другой женщины было просто верхом идиотизма, будто он не мог заранее спрогнозировать к каким разрушительным последствиям это может привести.


Тоска ушла. Марио предлагает беглецу Анджелотти переодеться в женские вещи маркизы Аттаванти (она спрятали их под алтарем, и сообщила это в записке для Анджелотти) – платье, чепчик и веер. Переодетым он пойдёт к дому Марио и спрячется там в саду, в колодце. Мысль о том, что Анджелотти вырвался из рук начальника полиции – барона Скарпиа – греет душу Марио и он укрепляется в мстительных намерениях помочь бежать бывшему узнику и оставить Скарпиа в дураках. Как можно было догадаться, этот Скарпиа просто упырь, лживый и развратный, дорвавшийся до власти подлец. Слышится пушечный выстрел – это в тюрьме обнаружили побег Анджелотти, услышав выстрел, он впал в панику, но Марио в азарте схватил его в охапку и уволок из церкви, чтобы хорошенько спрятать его от преследователей.


Тем временем в церкви в сопровождении певчих и клириков появляется ризничий. Он сообщает всем радостную новость – победой над армией Наполеона. По этому поводу во дворце Фарнезе вечером будет тусовка с исполнением кантаты, которую будет исполнять сама Флория Тоска. На радостях певчие и клирики сначала закидали его бумажными шариками, а потом общими усилиями подхватили толстенького ризничего на руки и, как футболисты после победы, подбрасывали его вверх.


Внезапно в церкви появляется глава полиции – барон Скарпиа – и его помощники – люди в чёрных пальто. Певчие, клирики и ризничий тут же испарились. Их можно понять – большое количество высоких людей в чёрных пальто не могут не нагнать на окружающих страха. Кстати говоря, один из приближённых помощников Скарпиа, с длинными волосами, был очень похож на Гриму Червослова из трилогии «Властелин колец» - поразительное сходство!!!
А этот Скарпиа на самом деле оказался очень красивым и представительным мужчиной – высокий, статный брюнет с аккуратной стрижкой в чёрном пальто с серебряной блестящей отделкой воротника и краёв. Подлец, конечно, роковой и коварный мужчина, но при этом дьявольски красив. Он влюблён в Тоску безответно и очень давно мечтает покорить её. Будь я на месте Тоски, то влюбилась бы в подлеца Скарпиа, чем в этого непонятного художника Марио, слишком уж рафинированным он мне представляется. Но, тем не менее, Скарпиа товарисч очень непостоянен в своих желаниях. Он высказывал мысль, что после достижения одной вершины, он тут же броситься покорять следующую, то бишь, как только он склонит Тоску к горизонтальным отношениям, так тут же отвергнет и пуститься на поиски другой красавицы.


Когда Скарпиа и его подчинённые появляются в церкви, то обыскивают её в поисках улик, указывающих на пребывание здесь сбежавшего узника Анджелотти. Находят веер маркизы Аттаванти, т.к. она сестра сбежавшего, то становиться очевидным, что она оказывала ему содействие. Скарпиа допрашивает ризничего, не видел ли он тут Анджелотти, не оказывал ли кто-нибудь из работавших здесь содействия беглецу. Ризничий заглянул в корзинку с едой Марио и обнаружил, что она пуста. Ну и сдал Марио, как стеклотару – это Марио накормил сбежавшего Анджелотти своей едой, значит он ему и помогает. Ну-ну… Он не мог допустить мысли, что Марио мог просто проголодаться, махнуть рукой на свою диету и хорошенько поесть. Скарпиа заскрежетал зубами – этот ненавистный художник Каварадосси, возлюбленный Тоски, встал на моём пути!!!


В церкви появляется Тоска. Она пришла, чтобы предупредить Марио, что не придёт на свидание – видно будет репетировать кантату. Надо же, какая она порядочная и обязательная женщина, другая на её месте просто бы не пришла и всё, ну ждал бы её Марио, ни ничего страшного… Но она не нашла в церкви Марио, здесь был только Скарпиа. На вопрос Тоски: «Не видел ли ты Марио», Скарпиа ответил, что вероятно он на своей вилле с маркизой Аттаванти предаётся любовным утехам. Флория не поняла его хода мыслей: «А с чего ты взял, что это так?». Скарпиа показывает ей веер маркизы, наверное, его Анджелотти с Марио обронили, когда убегали из церкви. Всё внутри Тоски буквально взорвалось от ревности – значит, Марио ей соврал, убаюкал в прошлый раз её бдительность своими сладкими любовными речами, маркиза ходила в церковь, чтобы позировать ему для портрета кающейся Магдалены. Скарпио был в восторге от того, как Тоска страдает, изводиться ревностью, всё время бубнил себе под нос «Яд ревности подействовал», «Тоска, Скарпиа выпустил в небо ястреба твоей ревности». У Флории созрел план – пойти на виллу Марио и застукать его с маркизой с поличным. Тогда ему уже не отвертеться, ему не удастся и не уболтает он её своими сладкими речами. Скарпиа поощряет её план. Тоска уходит. «Беги, Тоска. В твоём сердце свил гнездо Скарпиа» - поёт Скарпиа. Он посылает проследить за ней своих тайных агентов, тогда они смогут выследить и схватить Марио и Анджелотти.


Когда Скарпиа остался один, то начал предаваться сладостным мечтам о том, что поймает двух зайцев сразу – схватит и казнит Марио и Анджелотти, то бишь, избавиться от беглеца и устранит соперника на любовном фронте. А потом ещё и его любимая Тоска упадёт в его объятия. Здесь началось просто кошмарное действо – это было в церкви и все фрески на декорациях вдруг исчезли, поверх пустили голографическое чёрно-белое изображение ада – демон с большими скрученными рогами, сплошное переплетение человеческих тел, чертей. А вместо портрета кающейся Магдалины появилась стройная сексуальная брюнетка с голой грудью. Звучала очень напряжённая, демоническая музыка, местами даже жуткая. И Скарпиа говорил о том, как он долго любил, мечтал и желал Флорию Тоску, что он всё сделает для того, чтобы она была с ним. У меня просто волосы на голове шевелились, и мурашки по коже ползали – всё это вместе: его слова, надрывное трагическое исполнение (перевод текста с итальянского можно было прочесть бегущей строкой на табло по краю сцены), напряжённая музыка и эти адские картинки на стенах, которые в самом конце его пения вдруг отделились от декораций и стали приближаться, задвигались в воздухе – очень жуткое впечатление всё это вместе произвело на меня. Честно признаюсь, что страшнее в моей жизни было только «Звонок 2» в «Москве» и «Ужас Амитивилля» в «Авроре». Я знаю, что значит любить безответно, испытывать эту постоянную тянущую тоску в душе, в сердце, и рвущее на части отчаяние, когда надежда на взаимность тебя покидает, и ты понимаешь, что никогда не будешь счастлив и жизнь – это просто череда чёрно-белых дней и одиноких, холодных ночей. Не знаю, обратил ли кто-нибудь внимание на то, как под эту напряжённо-демоническую музыку дирижировал дирижёр, но это меня впечатлило не меньше, а может быть даже и больше, чем то, что происходило на сцене. Дирижёр в этот момент был просто Дьяволом, который дирижирует Адом. Общее впечатление – музыка, исполнение Скарпиа, спец.эффекты и дирижёр – просто жутко-захватывающее. Меня просто раздавило и размазало. Никогда не ожидала такого эффекта от оперного спектакля!!!


Далее действие нас переносит во дворец Фарнезе, в кабинет Скарпиа. Его кабинет представлял собой письменный стол с дополнительным стулом для гостя, диван с подушкой, высоченные книжные шкафы с бесконечными рядами книг и картины, которые просто висели в воздухе на тросах. Причём картины меня впечатлили – на них были изображены толстые голые тётки, а на одной из картин была голая тётка с раздвинутыми ногами, а рядом с ней стоял голый мужик. Да, живи я в Италии в 1800 году, явно пользовалась бы большей популярностью у противоположного пола…


Скарпиа возлежал на диване в ожидании Тоски, которая этим вечером поёт кантату во дворце. Он знает, что она пойдёт на всё, чтобы уберечь любимого от преследований, а может быть и куда большей беды – «Из любви своей к Марио должна она мне отдаться. Такова расплата за глубокое чувство». В кабинет входит Сполетта, помощник Скарпиа, и докладывает результаты своих наблюдений – Тоска была на вилле Марио, Анджелотти не найден, но зато они схватили художника Каварадосси. Скарпио ликует – соперник у него в руках, значит, он может с ним делать всё, что захочет и Тоска у него в руках, он может макраме из неё плести, она согласиться на всё ради спасения Марио.
Марио приводят в кабинет Скарпиа для допроса. Марио ведёт себе уверенно и не колется. Когда ему выдвигают то или иное обвинение, тот отвечает: «Да? А доказательства у вас есть?». Или просто всё отрицает, чтобы ему не сказали. Терпение Скарпиа быстро кончилось, он дал отмашку своим людям в чёрном, и они уволокли его в тайную комнату на пытки – отодвинулась одна из стен с книжными полками и Марио утащили туда.
Появляется Тоска. Она уже в курсе, что Марио схватили, и пришла поговорить со Скарпиа о том, чтобы его освободить. Скарпиа несказанно обрадовался её приходу и начатому Флорией такому долгожданному разговору, обнимал её за плечи. Тоска – певица, успешная и состоятельная, поэтому она попыталась договориться со Скарпио о денежной цене свободы Марио. Но Скарпиа не тот мужчина, который берёт у женщины деньги – он требует неденежного решения вопроса, то бишь, натуры. Тоска отвергает это предложение.
Из-за стены слышаться стоны Марио. Флория догадывается, что его там пытают, и приходит в ужас, умоляет Скарпиа остановить это. Тот отдаёт приказ, чтобы палач временно остановился. Марио понял, что в кабинете Скарпиа находиться Тоска, на её вопрос о том, что с ним, он мужественно ответил, что с ним всё в порядке и приказывает ей молчать о местонахождении Анджелотти. Я тут, честно говоря, так и не поняла, кем приходится Марио этот Анджелотти, вроде бы, не брат, не возлюбленный, может быть друг, но в спектакле нет на это прямых указаний. Почему Марио вступился за него ценой нечеловеческих страданий и в итоге смерти?


Скарпио начинает с Флорией вкрадчивый и задушевный разговор, пытаясь расколоть её на признание о местонахождении Анджелотти, но Флория очень осторожна в своих словах, чтобы не проболтаться. Скарпиа видит, что тут все какие-то непробиваемые: Марио мужественно терпит пытки и молчит, и Тоска, зная о том, что до её прихода к нему в кабинет, её любимого мучали, тоже почему-то молчит, кем ей приходиться этот неизвестный Анджелотти тоже совершенно непонятно, что это заставляет её молчать. Тогда Скарпиа снова нажал на нужные рычаги: «Пытайте дальше!!!». Стена с книжными полками отодвинулась и открылась пыточная камера, где окровавленный и измученный Марио был привязан к металлической решётке. Сердце любящей Флории дрогнуло и она призналась: «В саду, в колодце». А что, если бы она не увидела своими глазами измученного Марио, то не раскололась бы, а самой мысли, осознания того, что там за стеной мучают её любимого – этого недостаточно, чтобы тут же всё рассказать. Непонятно!!!


Торжествующий Скарпиа отправляет своих агентов в чёрном на виллу, чтобы достать из колодца Анджелотти, Тоска бросилась к окровавленному Марио, но тот гневно оттолкнул её, жутко разозлился, что она проболталась.


Помощник Скарпиа приносит новость о победе французов под Маренго. Все в печали, один Марио торжествует (я-то думала, что он итальянец, а не француз) и грозит Скарпиа расплатой «Пусть трепещет твоё сердце, тиран Скарпиа!!!». Недальновидный тип этот Марио, угрожать человеку, в чьих руках находиться его жизнь – верх безумия!!! Не могу понять, что Флория – талантливая, успешная и богатая женщина нашла в этом ограниченном толстике. Тут, как говориться, любовь – это дар Божий, если любишь, то часто не понимаешь, почему именно этого человека и за что. Рассерженный Скарпиа приказывает казнить Марио и его уводят. Тоска в отчаянии, она предлагает Скарпиа все свои богатства за жизнь любимого (вот интересно, если у неё не будет денег, будет ли Марио любить её так же сильно, он ведь её моложе, а Флория хоть и талантлива, но не очень-то внешне красива, так что вполне возможно, что её главным украшением в глазах Марио были всё-таки деньги. В противном случае он именно с неё писал бы портрет кающейся Магдалены, а не с маркизы Аттаванти), но тот непреклонен – ему нужна любовь Тоски: «Давно истерзан я любовью к Богине». Он подталкивает её к дивану, Флория теряет равновесие и садиться на него. Скарпиа обнимает её за плечи и всячески пытается склонить к горизонтальным отношениям. Но Тоска брезгливо отталкивает его!!! Вот что странно, если любишь человека и страстно желаешь спасти его жизнь, неужели так сложно было дать Скарпиа то, что он от неё больше всего хочет – закрыла бы глаза, сжала зубы, и любимый Марио был бы свободен, но нет, надо покривляться и построить из себя неприступную женщину. Ладно бы, если бы Скарпиа был страшным – пучеглазой бородавчатой старой жабой – так нет, стройный, красивый, роковой мужчина, неужели было так противно??? Флория хочет спасти любимого, но не хочет платить ту цену, которую ей предлагают. Измученная и убитая горем, она обращается к небу: «Жила искусством, жила любовью, всегда помогала людям, приносила цветы Богоматери и страстно молилась, почему же Бог оставил меня в сей трудный час!!!».


Появляется помощник Скарпиа и сообщает, что Анджелотти покончил с собой при аресте. Ну вот, ради этого слабака Марио мужественно терпел муки пыток и теперь его самого казнят. Мог бы этот Анджелотти не отсиживаться в колодце, а решать свои проблемы сам, не втягивая в это окружающих, а ещё лучше, как-нибудь помочь тем, кто пострадал по его вине, так нет, он просто кончает с собой и всё, что пережили Марио и Тоска – всё было напрасно. Сюжет очень жизненный – не скажешь тут, что это «бабушкины сказки» или «мексиканское мыло» - в жизни всегда так: за слабость одних расплачиваются другие.


А Марио уже готовят к казни «Взлетел уж в небо эшафот…». Тоска отчаянно умоляет Скарпиа освободить её любимого. Но цена ведь известна!!! Флория делает вид, что согласна на условия Скарпиа – она переспит с ним ради спасения любимого. Скарпиа понимает, что это скорее всего фикция и садиться за стол, чтобы написать фиктивный пропуск на выезд из страны «певицы Флории Тоски и кавалера, который будет его сопровождать». Флория тем временем стоит над ложем и скорбно делает вид, что готовиться отдаться подлецу Скарпиа (неужели секс с красивым мужчиной – это так ужасно), она вытаскивает из причёски бусинки, заколки и шпильки. Увидев шпильку – металлическую, длинную и острую, как кинжал, в её голове рождается коварный план, и она незаметно сжимает её в руке. Скарпиа, дописал пропуск, и вожделенно подходит к Флории. Она коварно ранит его в шею шпилькой, Скарпио отскакивает, как ужаленный, но подойдя снова, опять же получает удар. В итоге он падает, и Тоска исступлённо кромсает шпилькой его грудь, пока тот окончательно не умирает.


На рассвете мы видим площадку тюремного замка Сант-Анджело. Агенты тайной полиции приводят Марио Каварадосси и поручают его тюремщику. Через какое-то время к нему приходит немощный священник, чтобы исповедать и причастить, но Марио отказывается от его услуг. Он зовёт к себе тюремщика и просит выполнить его последнюю просьбу – он хочет написать прощальное письмо своей любимой и просит тюремщика передать его ей. Даёт тюремщику в благодарность кольцо – последнее, что у него есть. Тот соглашается, разрешает ему сесть за стол, где есть перо, чернильница и бумага, а сам уходит, чтобы не мешать. Но Марио не стал ничего писать… Он нашёл на полу кусочек мела и нарисовал на стене тюрьмы портрет любимой Флории и очень проникновенно запел:
«Горели звезды...
благоухала земля...
скрипнула калитка...
и следы на песке расцвели...
Она вошла, сияя,
Упала в мои объятья...
О, эти сладостные поцелуи,
Пылкие, томные ласки,
Пока я с трепетом
Освобождал прекрасные формы от одежды!
Навсегда развеялся мой сон о любви...
Время уходит...
И в отчаянии я умираю!
Но никогда я так не любил жизнь!»
У меня просто сердце кровью обливалось!!! Как же он всё-таки её любит, что в последние часы своей жизни он не смерти боится, не думает о том, как он прожил свою жизнь и что же его ждёт там, за гранью – он с любовью думает о ней, и он боится умереть потому, что рядом больше не будет ЕЁ.


Тут появляется Тоска. Измождённый, измученный Марио припадает к её ногам и обнимает её за колени. Она тоже очень рада его видеть, т.к. она принесла ему радостную новость – она показывает ему пропуск из страны для них двоих. Марио читает его и не верит своим глазам – «Это же первое помилование Скарпиа…» и «… и последние» - добавляет Флория – «Я его кровью руки запятнала!». По договорённости со Скарпиа казнь должна была быть фиктивной – солдаты будут стрелять холостыми патронами, когда раздастся залп, то Марио должен упасть и не шевелиться, пока она ему не скажет – она проследит, чтоб ушли все солдаты – и мы спасены.


Приходят солдаты и уводят Марио на эшафот – вверх по ступенькам, на площадку башни. Ставят его у стены и целятся из револьверов. Раздаются залпы, Марио падает. Когда все разошлись, Тоска поднимается по ступенькам наверх: «Марио, можно вставать!!!», но он не шевельнулся. Она подходит ближе, смотрит пристальней: «Марио…. Убили!!!». Они убили его!!! Казнь была настоящей. Так, может быть, не надо было ей пытаться обмануть Скарпиа, если бы у них был секс, так, может, и Марио бы помиловали по-настоящему. Теперь уже ничего нельзя исправить – любимый Марио мёртв.


Тем временем опасность угрожает самой Тоске – её окружают полицейские во главе с помощником Сполетта – обнаружен убитый Скарпиа и, конечно же, главная подозреваемая – Тоска, её видели последней наедине с убитым. Но она не далась им живой, со словами: «О, Скарпиа, встретимся перед Богом!» она бросается с башни вниз. Очень трагичный конец – все умерли, всё, что было сделано – всё напрасно. Странно ещё то, что Тоска умерла с именем врага на устах, а не с именем возлюбленного. Всё печально и плохо. Такого трагичного сюжета в оперно-балетных постановках я не вспомню – «Ромео и Джульетта» и то не так грустно, по сравнению с «Тоской».