The Beatles. Back In The USSR. Из книги Ian MacDon

Андрей Зотов 2
[142] Back In The USSR (Lennon-McCartney)

McCartney: вокал с двойным наложением, вокальная гармония, пианино, соло-гитара, бас-гитара, ударные, хлопки в ладоши.
Lennon: вокальная гармония, соло-гитара, 6-ти cтрунная бас-гитара, ударные, хлопки в ладоши.
Harrison: вокальная гармония, соло-гитара, басс-гитара, ударные, хлопки в ладоши.

Записано: 22-23-го августа 1968 года в студии Abbey Road 2
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Ken Scott
Дата выхода в Великобритании: 22 ноября 1968 года (LP: The Beatles)
Дата выхода в США: 25 ноября 1968 года (LP: The Beatles)

      Вдохновленная лозунгом кампании в поддержку Британской промышленности «I am backing Britain» (Я поддерживаю Британию) - данная рок-композиция Маккартни сначала называлась «I am backing the UK» ( Я поддерживаю Великобританию) перед тем, как в порыве сюрреализма, вдруг стала называться «I am backing the USSR» – а уже оттуда, под влиянием хита Чака Берри 1959 года «Back in the USA», получила свое окончательное наименование. Название песни, запись которой происходила как раз в тот момент, когда советские танки входили в Чехословакию, была воспринята многими, как весьма бестактная насмешка. Общество Джона Бёрча (John Birch Society) в Америке, даже обвинило Битлз в пропаганде коммунизма. (Песня, на контрабандных пленках, неизбежно проникла в СССР и стала одной из самых любимых композиций среди советских фанатов Битлз). 

      Нездоровая атмосфера в студии, которая накалялась в течении нескольких недель, разрядилась на первой сессии по записи песни – Старр заявил, что он «покидает группу» из-за постоянных пререканий с Маккартни по поводу того, как играть партию ударных. В отсутствии Старра, Маккартни, Леннону и Харрисону пришлось поспешно объединить свои усилия  в студии и, как результат, степень энергичности трэка оказалась явно на уровень выше всех остальных недавних записей группы. Накладывая новые дорожки записи на базовый трэк, где Маккартни играет на ударных, Харрисон на соло-гитаре, а Леннон на басс-гитаре (1) они создали оглушительную звуковую картину, подкрашенную рокотом реактивных двигателей и фальцетом в подпевках, по образу стремительных композиций Beach Boys «Surfin USA» и  «Fun Fun Fun». Предположительно, из-за быстрого темпа песни Маккартни, играя на пианино, опускал аккорд с диез-альтерацией в финальных тактах каждого перехода, что требовалось по всем канонам рок-н-ролла – гармоническое смещение, которое, как и многие другие забавные неортодоксальности Битлз, лишь добавило пикантности к общей ауре возмутительной оригинальности группы. Маккартни c блеском  демонстрирует свой лучший вокал со времен [64] «Drive My Car», и в целом, композиция «Back in the USSR» оказалась последней незаурядной песней в динамическом ритме рока в репертуаре группы.

(1) Это была гитара Fender Bass VI, подаренная группе в 1968 году, вместе с Rosewood Telecaster. Леннон играл на ней также при записи [140] «Rocky Racoon» и на фильм-версии [164] «Let It Be». Маккартни играл при записи [36] «While My Guitar Gently Weeps», а Харрисон при записи [146] «Birthday» и [149] «Honey Pie». Другая басс-гитара, также подаренная компанией, была Fender Jazz Bass, которую Харрисон использовал на некоторых сессиях Abbey Road ( Например, при записи [175] «Golden Slumbers»/ [176] «Carry That Weight»).