Второй Московский турнир ветеранов дзюдо

Петров Владимир
    Ветеранский спорт все больше входит в нашу жизнь, ему открыты границы все стран. Разве это плохо в возрасте заняться своим здоровьем, подготовиться  и выступить на  соревнованиях… Нижняя возрастная планка ветеранов во многих видах спорта начинается с тридцати лет, а верхняя доходит до восьмидесяти…
   Еще в 2009 году в Камышине Волгоградской  области я убедил Александра Ивахненко начать готовиться к чемпионату России по борьбе самбо среди ветеранов. Александр кандидат в мастера спорта СССР  по вольной борьбе, готовил команды  города по вольной борьбе, но не бросил спорт и в последние годы занимался бегом , лыжами.  Мы с ним много готовились и результаты пришли - в 2010 г Александр стал третьим на чемпионате России по самбо среди ветеранов в своем возрасте и чемпионом мира в Праге…Мои личные тренерские задачи сбылись и самому конечно тоже захотелось принять участие в ветеранских соревнованиях…

  19 мая 2012 г в Москве во дворце  детского спорта проходил Второй Московский турнир ветеранов дзюдо. Из г. Камышина Волгоградской области на эти соревнования выехали двое спортсменов – Александр Ивахненко и я - Владимир Петров. Конечно, это был настоящий спортивный праздник - ведь турнир проходил  в рамках юношеского фестиваля национальных  неолимпийских видов спорта одновременно на двух этажах здания.  И чего тут только не было и мини-футбол, армспорт, историческое фехтование…
  С приветственным словом к участникам соревнований обратились директор Дворца спорта олимпийская чемпионка Мастеркова С.А, Зверев С.И - президент Московского союза ветеранов дзюдо. Выступающими отмечалось, что соревнования проводятся  в честь 67- летия Победы в Отечественной войне.
  Затем участники разошлись по своим видам спорта – рядом с нами расположились  юные самбисты и каратисты. Здесь уже узком кругу с началом соревнований нас поздравлял Б.Беридзе – один из создателей  Московского союза ветеранов дзюдо, неоднократный чемпион мира и Европы по борьбе дзюдо и самбо среди ветеранов. Он пригласил выйти спортсменов, только что вернувшихся из Польши и ставших чемпионами и призерами чемпионата Европы среди ветеранов 2012 г. - Михаила Илинича и Валентину Юшину.
Было приятно нам, только что сошедшим с поезда, вживую видеть звезд ветеранского дзюдо, ведь Михаил Илинич к тому же является первым мастером спорта Советского Союза по дзюдо, получившим это звание в 1973 году.
   Что ж, поздравления поздравлениями, а борьба есть борьба. Я выступал в весовой категории 73 кг в группе М-6 . В моей первой схватке с Михаилом Константиновым я столкнулся с сильным, жестким соперником и проиграл.
- Москва бьет с носка - прошумело в голове. Когда уходил с татами, один из московских ветеранов, видя насколько я расстроен, поддержал меня :
- Не расстраивайся,  Константинов он чемпион России и по самбо и по дзюдо и чемпион мира, да он вообще фанат - на одной руке подтягивается …
Вторая моя схватка была с Сайидовым Бахтияром, который выиграл свою первую встречу подхватом. Здесь я, как говорится, оторвался, на первой минуте поймал соперника на свой коронный прием - бросок через спину с колен.
- Иппон!- туже объявил судья.
Сайидов расстроился, потемнел лицом и долго сидел у ковра. Затем в разговоре с ним он упомянул, что является серебряным призером чемпионата России по дзюдо. Наверно, не будь проигрыша в первой схватке, не было бы этой моей победы. Моя вторая победа была технической, соперник что-то долго ходил по залу, судья не стал ждать пока он оденет форму и объявил победу.
   Александр Ивахненко в своей категории в весе 60 кг стал победителем соревнований и, кроме того, провел товарищескую встречу с Дюльгер Федором, который моложе  его на 15 лет. Александр достойно вел схватку, но проиграл более молодому сопернику, являющемуся мастером спорта, призером мировых чемпионатов среди полицейских. Надо было видеть, как затем Дюльгер в зале нашел нашел знаменитого фотографа дзюдо Бухтиярова и вместе с Ивахненко они сфотографировались на память.
 Переживая за Александра я говорил : Все же по природе он вольник, в куртке ему непросто, но как он делает боковое удержание, это оттуда из советской школы борьбы. Соперник на спине, Александр подтягивает голову правой рукой, прижимается корпусом, но захват таков, что создается огромное напряжение на грудь соперника, две -три секунды и он хлопает по ковру...
- Посмотрите, - к нам подходит один из ветеранов, - я на мире и Европе в стойке делал узел руки, вот такой . Он обхватил мою руку и тутже я захлопал по его плечу. Да, а кажется, что в стойке сделать болевой невозможно. По моей просьбе, чтобы запомнить особенности, ветеран еще несколько раз продемонстрировал прием.
    По окончании соревнований состоялось награждение, я стоял на пьедестале с медалью за второе место  и стоящему рядом Сергею Звереву, депутату Мосгордумы, неожиданно сказал, вспомнив о 67- летии Победы:
- Мой отец участник московского ополчения и в 1943 году лежал здесь в Москве в госпитале.
Зверев  удивленно глянул на меня:
- Отец – то живой?
- Живой ,- ответил я.
- Привет отцу от нас, от москвичей.
    С собой на соревнования я брал фотоаппарат и с удовольствием фотографировал. В третьем часу дня соревнования заканчивались, я стал собираться на поезд в Камышин, как раз начинали свои тренировки скалолазы у дальней стены и их фигурки продвигались все выше к потолку.  Александр Ивахненко остался в Москве у своих детей и не просто так, через неделю начинался чемпионат России по самбо среди ветеранов в Муроме Владимирской области – от Москвы это недалеко, порядка 300 км . Александр выступил на этих соревнованиях , заняв второе место.
   Здесь он встретил многих ребят, выступавших на московском турнире по дзюдо, да именно так и хочется сказать, несмотря на возраст – ребят - и Федора Дюльгера и Михаила Константинова, ставшими победителями соревнований по самбо.
   Вместе с Александром Ивахненко мы передаем огромную благодарность всем, принимавшим участие в нашей подготовке к соревнованиям и, конечно же, в первую очередь ребятам из спортивного клуба «Самбо» г. Камышина.
А ветеранская спортивная жизнь продолжается – по приезду в Камышин Ивахненко увидев меня, зажегся :
- Владимир, соревнования на день Конституции в Камышине на набережной. Один круг – 3,5 километра, я наверно на два побегу, смотри, может тебя в списки внесем?
По лету мы продолжали тренировки, на которых в ходе схваток с молодыми соперниками на вопрос: Может ли возрастной спортсмен, ветеран освоить новый прием? - я себе уверенно ответил: Да, может !
Еще в январе 2012 г один из молодых кандидатов в мастера спорта захватив своей левой рукой правый отворот моей куртки совершил бросок с колен в правую сторону,по ходу броска в подвороте ,захватывая своей свободной правой  рукой мою правую руку.
 Когда -то в молодости я пытался так бросать, но бросок не пошел, ведь одной рукой фактически приходилось срывать соперника, а силенок не всегда хватало и я стал бросать с колен несколько по иному. Я стал присматриваться к технике выполнения этого броска, помог и интернет - на чемпионате Европы 2012 г по дзюдо в Челябинске увидел его блистательное исполнение Гадановым весовая категория 66 кг. в финальной встрече с поляком Ковальски, и десятки раз прокручивал ролик по интернету, вглядываясь в малейшие детали ,да и на Московском турнире ветераны бросали этим приемом фактически из стойки.
В Камышине в одной из схваток я именно так дважды бросил соперника весом 65 килограмм причем в левую сторону и бросок, как говорится, пошел. Впоследствии в схватках я применял его против молодых ребят весом в 75 кг.
   В  сентябре 2012 г.в Звенигороде Московской области проводился чемпионат России по дзюдо среди ветеранов.   Мы не поехали на эти соревнования в силу разных житейских причин, хотя подготовка была достаточно высокой.
   В этот день я  утром вышел на стадион , пробежал трусцой четыре круга. Сделал несколько ускорений, а   затем в честь ветеранского чемпионата рванул на стометровку…
  Я, конечно,  сожалею, что не попал на чемпионат , я ведь мог встретиться  на ковре в своей весовой категории 73 кг со звездой самбо восьмидесятых годов Сергеем Авдониным - чемпионом Советского Союза 1974 г. Тогда вторым стал А. Хапай – чемпион мира по самбо 1974 и 1975 г, третьим   чемпион Европы 1972г, чемпион мира 1973 г  Д .Рудман - создатель школы Самбо 70, автор многих книг о самбо, четвертым стал Констанин Герасимов из г. Саратова – чемпион Европы 1972 г., чемпион кубка мира, впоследствии Герасимов участвовал и становился чемпионом многих ветеранских соревнований. Я бы попросил Авдонина в подробных деталях рассказать об этом турнире, о всех его схватках, о приемах, проводимых против соперников…
 Сергей Авдонин в 1976 г стал чемпионом Европы по самбо, впоследствии на тренерской работе .  Накал ветеранских соревнований высок, тем более только что закончилась олимпиада 2012 г, увенчавшаяся победой нашей сборной в дзюдо. И казалось Авдонин на ветеранских соревнованиях в Звенигороде явный фаворит, ну не тут то было, Сергей не попал даже в призеры… А через месяц на чемпионате мира по борьбе самбо среди ветеранов Авдонин все же стал бронзовым призером чемпионата уже в своей родной категории 68 кг …
   Ветеранский спорт… Но на местах в провинции не так все просто,  в Камышине  спортивный зал на стадионе Текстильщик передали детскому саду. Где будут тренироваться взрослые спортсмены, никто не подумал. Безусловно, каждая ситуация в становлении ветеранского спорта требует внимательного отношения. Как правило, на местах существуют комитеты по спорту и наделение одного из заместителей председателя именно рассмотрением  и решением вопросов ветеранского движения поможет развитию ветеранского спорта в целом.   
   А пока у нас в целом по стране хорошо развиты Дюсш, но вот вам исполнилось 18 лет… и двери в мир спорта для вас закрыты, то есть спорт закрыт практически для всего взрослого населения страны… За лихие девяностые годы развалилось достаточно много предприятий, где уделялось внимание развитию физкультуры и спорта.   
А мы  на Олимпиады замахиваемся…
Но не будем о грустном, впереди 2013 год, впереди много соревнований – дай бог здоровья!