Он познал в себе человека образ и подобие божие

Книжная Полка Валерия Иванова
«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

Так писал один из лучших дореволюционных ученых-историков В.О.Ключевский о Сергии Радонежском(1314-1392), который был основателем Троице-Сергиевой лавры – когда-то крохотного лесного монастыря. Всего за несколько лет скудная обитель  стала духовным центром молодого Московского княжества, затем выросла в масштабах царства и империи, сохранилась при советской власти и ныне возродила свою прежнюю значимость.

А еще преподобный Сергий был молитвенником русских полков, уходивших на Куликово поле. Он благословил воинов и князя Дмитрия, прозванного Донским после этой победы, он послал с ним на ратный подвиг двух монахов – Пересвета и Ослябю. А еще Сергий создавал новые монастыри, каждый из которых сразу же  привлекал братию и мирян поддержкой веры, образцами духовной жизни, примерами благочестия – например, Андроников монастырь в Москве, Высоцкий монастырь в Серпухове и Успенский в Шавыкине. Ученики преподобного следовали его примеру и также становились основателями знаменитых обителей.

Может только показаться странным, что подвижник, почитаемый при жизни и причисленный к лику святых почти сразу после смерти, не оставил после себя никакого письменного наследия – ни грамот, ни поучений, ни проповедей. И никто из современников не упоминает о каких-либо его устных выступлениях.

Но каким же тогда образом троицкий игумен заслужил свой уникальный авторитет и огромное влияние на жизнь общества и власти? А именно тем и заслужил, что всегда избегал суждений и назиданий. Вместо этого он подчинил свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия, сделав это с безыскусной простотой. Он никого не наставлял «нарочно», он учил главным образом собою, своим скромным и нетребовательным образом жизни, мирным и чутким отношением к окружающим.

Это был человек, который познал в себе божий образ и до конца выполнил взятый на себя христианский и монашеский долг. А много ли найдется людей, до конца верных своему долгу?

Наверное, именно этим объясняется необычайная притягательность личности Сергия и  его способность творить чудеса – в чистоте души тайное делать явным, исцелять больных, возмещать слабым несправедливые обиды, а самое главное – укреплять духовные силы любого человека, обратившегося за помощью.
Обо всем этом и многом другом можно прочитать в книге Николая Борисова.

Борисов Н. С. «Сергий Радонежский», 298 с., ил. М.: Молодая гвардия. (серия «Жизнь замечательных людей»).