Товарищи

Алексей Че
    Бар, в котором я работаю, в пятницу всегда полон. Один бармен выходит на полную смену с утра, а остальные уже к вечеру, в усиление. Я пришел к девяти, а не к шести, как следовало, потому что опоздал. В залах еще было мало гостей, но барная стойка уже занята. Опоздать на три часа, не самый хороший поступок, но и страшного ни чего не произошло. Все справлялись, работали без суеты, берегли силы для ночи. Самая работа начнется ближе к полуночи.
    Я не спеша со всеми поздоровался, ведь многих давно не видел. Сварил себе кофе, добавил сливок и пошел переодеваться.
    Был сентябрь, я вернулся с юга позавчера. Это очень здорово, что начальство понимающе относится к моим ежегодным поездкам на море, где я провожу все лето. А когда возвращаюсь, то снова работаю в этом баре. Единственный минус таких поездок в том, что каждую осень мне приходится искать себе новое жилье.
    Я почти допил кофе, когда услышал громкий голос человека, которого давно не видел, и был этому голосу рад.
- Кого я вижу? Это же наш путешественник вернулся! Всё, кухня временно не работает. Официанты, все заказы на стоп, я занят буду.
    Это Леха, наш повар – су шеф. У нас с ним отцовье-сыновья дружба. Когда мы работаем вместе, то время пролетает не заметно. У него бесконечный запас историй на все случаи жизни. Еще, он очень любит меня кормить чем-нибудь особенным, от чего мне делается не ловко перед другими сотрудниками. Я все чаще говорю ему, что сыт, что дома поел хорошо, а он расстраивается, и мы договариваемся на другой раз.
    После крепких объятий, вопросов о здоровье и погоде на юге, он меня спрашивает:
- Давно приехал?
- Пару дней назад.
- Как было на море?
- Хорошо.- говорю я и улыбаюсь, потому что в моем ответе есть всё, что Леха хотел узнать. Его воображение и вера в меня, сами дорисуют ему картины с прекрасными закатами, красивыми женщинами и интересными событиями.
- Это у тебя первая смена после возвращения?
- Вторая, вчера уже работал.
- Так сразу?!
- Ну да, как и год назад.
- Молодцом! - Леха смотрел на меня как на героя.- Жилье уже нашел?
- Нет еще, с этим проблема.
- Сейчас девять часов, ты опоздал?
- Да, - тут, видимо, улыбка с моего лица сошла, а потом появилась вновь, и Леха это заметил.
- Что? Что было?
- Долго рассказывать.
- А я и не спешу. - он как всегда, удобно уселся на пивную бочку, закурил и собрался слушать, приготовив лицо улыбаться.
- Ладно, слушай! Помнишь моего друга Сашку, высокий такой, в очках?
- Он еще не бритый всегда, но воспитанный очень?
- Да, он. Мы вместе этим летом ездили на море. Но он вернулся раньше меня.
- А че так?
- Не знаю, море надоело наверно.
- Как это? Море, бабы и холодное пиво может надоесть? Так не бывает.
- Бывает, Леха. Да и не важно это. Так вот, приехал он в августе и подселился к друзьям, в свободную комнату. А я, сейчас, как приехал, остановился у него, временно конечно. Но хозяйка их квартиры сообщила, что все комнаты надо срочно освободить, она продает квартиру. И мы с Сашкой решили вместе искать комнату.
- Ох это сейчас так дорого. – начал расстраиваться Леха.
- Это всегда дорого, но на двоих – не так.
- И что, вы обратились уже к агенту?
- Нет пока. Мы решили найти жильё традиционным способом.
- Это как же?
- Объявления.
- Объявления?
- Да, объявления. Вчера, после смены, я зашел в офис и напечатал около ста объявлений. На одном листе их получилось по пять. Я их тут же и нарезал. А сегодня утром мы с Саньком встретились, купили клей и пошли клеить.
- И что, вот прямо до вечера и клеили? Сто объявлений можно быстро раскидать.
- Нет, закончили мы еще днем…
- А сейчас ты тогда от куда идешь? Почему опоздал?
-…из милиции.
- Как из милиции?!
- Ну так, из милиции.
- Опять тебя загребли что ли? Да когда они от тебя уже отстанут? Наркотики снова искали?
- Нет, ну рассказываю же…
- Ладно, ладно, продолжай! Твой авторитет в моих глазах еще выше стал, - Лехе нравятся люди, которые не нравятся властям, - Погоди, я чаю принесу.
    Пока он ходил за чаем, я успел переодеться. В курилке уже какое то время находились и другие ребята, повара и официанты. Лехин искренний интерес к моей истории, всех очень забавлял, и они смеялись когда он задавал мне встречные вопросы. У нас на работе – он самый первый комик, но слушал меня сейчас серьезно, хотя все равно было смешно.
- Ну давай уже рассказывай, как все было дальше? – спросил Леха голосом Черепахи Тортиллы.
- Мы стали размышлять, где бы повесить эти объявления. И решили, что будем ходить по тем улицам, где нам бы хотелось жить. Прогулялись, и начали с Апраксина переулка, потом отправились на Банковский переулок. Ходим, клеим, а объявления все не кончаются. Тогда мы пошли на Гороховую улицу и стали двигаться от канала Грибоедова в сторону Садовой.
- Хорошие места, и от работы не далеко. А что за объявления у вас были, какой текст?
    Я достал из сумки оставшиеся пятьдесят объявлений и вручил их Лехе.
- Так много осталось? – удивился он.
- Да. Прочти текст объявления, и скажи, что думаешь?!
Он прочел сначала про себя. Его что то смутило, и тогда он стал читать вслух:
- «Два товарища снимут комнату в вашем доме. Своевременную оплату и чистоту – гарантируем…».
    Далее шли наши имена и телефоны. Сашкино имя я написал первым, надеясь, что чаще будут звонить ему, а не мне. И совершенно этим не гожусь, мне даже было стыдно, немного. Но, признаю, позволил себе такую слабость, было.
- Вот, такие объявления мы и клеили.
    Леха о чем то серьезно думал, но не решался сказать. Однако, через минуту сказал громким шепотом:
- Тебе разве не кажется, что это как то по-гейски написано? – все, кто был рядом и слушал наш разговор -  заржали.
- Что именно «гейского» ты тут видишь?
- Ну не знаю, - Леха буквально смущался, - Два товарища…снимут комнату…
- А как бы ты тогда написал? Считаешь  я не думал какие тут слова поставить, когда объявления эти печатал?
- Ну, я даже не знаю…
- И с каких это пор слово «товарищ» стало гейским?
- …заменил бы словом «друг», например.
- «Друг»?... Это хорошее слово, согласен. Но подставь это слово в объявление!
- Два друга снимут комнату в вашем доме… - произнес Леха тонким голосом, и все вокруг снова засмеялись.
- Ну как? - спрашиваю.
- Нет, другое надо слово.
- Какое, например?
- Ну… - Леха напряженно думал,- во! «молодой человек».
- Уверен? – тут ему и читать не пришлось, все представили себе это объявление, исполненное Лехиным грубым фальцетом и снова засмеялись.
- Не знаю тогда, как надо было писать, но что то в этом объявлении не так. Ладно. И что же дальше было? Мне так не терпится узнать! – это уже было сказано голосом Мальвины.
- Мы ходили по этим старым и красивым улицам. Находили  окно с аркой, или эркер, или балкон с витыми прутьями, и клеили объявление на дверь именно того подъезда, где находилась нужная нам  квартира. Это по-началу, а потом мы стали клеить объявления на каждую дверь. И вот, спустя полчаса поступил первый звонок. На Сашкин, естественно номер. Движение было сильное, и из-за гула машин разговор длился долго. Звонила женщина. Саша задал ей все необходимые вопросы, и очень удивился цене. Спросил, почему так дорого, а потом вежливо попрощался.
- И что, что же она ему такого сказала, эта, звонившая женщина? – Леха уже подстраивал голос под очередного киногероя.
- Она живет с дочкой и мужем в одной из двух комнат. Другую собирается сдавать. Площадь четырнадцать квадратов – шестнадцать тысяч рублей в месяц.
- Но это же слишком дорого! За такие деньги и при таких условиях.
- Да, я знаю. Вот и Санек ее спросил, от чего такая цена, при том, что в квартире и так будет всем тесно. А она ему и говорит: «Ни чего это не дорого! И вообще, я еще с дочкой не советовалась. И кстати запомните, товрищи, у меня муж мент, вздумаете сесть на иглу – тут же в тюрягу загремите!». На этом Саша с ней и попрощался.
- Ну ни фига себе! Вот это наглость! – возмущался Леха, - Жить за стенкой с такой занудой, плюс ко всему у нее еще и муж – мент. Правильно сделали, что отказались. …а в милицию, ты из-за этого попал?
- Нет.
- Ну хорошо тогда, а дальше, что было?
- Мы ходили и клеили. Дождь, как на зло, пошел. Но мы не сдавались. Иногда, проходя мимо мест, где уже побывали – мы не находили своих объявлений, их кто то срывал. Бывало, что когда мы заходили в уютный и ухоженный дворик, то видели совершенно чистые двери и стены. И ни каких следов наклеенной бумаги. Сначала, нам это казалось удачей, что ни кто до нас не клеил тут объявления, и наше то уж точно сработает. А потом нас на ругал дворник, содрал бумажку и пригрозил лопатой. Мы, мол, засоряем тут чистоту.
- И что тогда?
- И тогда мы стали клеить на специальные щиты для объявлений.
- Но там же и других полно.
- Да, и мы стали заклеивать эти щиты своими объявлениями, поверх остальных.
- Правильно! Надо быть наглее.
- Там по большей части были афиши о концертах. Но еще, мы стали клеить на водосточные трубы.
- А чего? У нас во дворе все трубы в бумаге. – поддержал Леха.
- Постепенно, мы перешли через Фонтанку, и продолжили на Гороховой улице. В одном дворе, а дождь уже кончился, у подъезда сидело много бабок, и они укоризненно на нас смотрели. А на вопрос, не знают ли они о сдающейся комнате – ни чего не ответили. Помню, как заметил, что одна из них быстро направилась куда то, но не придал этому значения. И когда мы клеили очередное объявление на трубу, то услышали, сначала, шаги сзади, а потом и строгий командный голос: «Немедленно прекратить! Ваши документы?!». Старший лейтенант представился, но фамилию я не разобрал. На этом наши поиски жилья и закончились.
- Я знаю, это та бабка на вас настучала. Точно тебе говорю, это она!
- Да Леха, скорее всего.
- И что потом? В отделение вас повели?
- Ну да. Там было два милиционера. Нас развели по разным комнатам. Сашке, как выяснилось, достался «злой полицейский», он ему хамил все время.
- А тебе, «добрый полицейский» достался?
- А мне – безразличный. Он не спеша написал протокол. Задал массу вопросов, как это обычно бывает.  Я еще подумал, что большая часть их работы – писать. Это было очень долго, и писал он много. Потом зачитал, там говорилось, что я – такой то такой то, такого то года рождения, оперативно был пойман в момент злодеяния, нарушая статьи такие то, и загрязняя культурный облик города Санкт-Петербурга, а так же – за незаконное распространение рекламных листовок. И все в таком духе…
- Но ведь вы не распространяли рекламные листовки!
    Тут я рассказал Лехе о нашем коротком диалоге со Старшим лейтенантом. Он положил передо мной протокол и ручку. Потом спросил:
- Давно вы в Петербурге, - я сказал ему, что приехал два дня назад.
- На долго приехали?
- Пока нравится…
- Работать собираетесь?
- Да.
- Почему сразу взялись за такую работу, неужели другую нельзя было найти?
- За какую такую работу? О чем вы говорите?
- Ну вот же – листовки рекламные распространяете.
- Это не листовки, а наши объявления о поиске жилья. Мы комнату ищем.
- Какую еще комнату? – удивился милиционер и пошел в соседний кабинет  за уликой, в виде конфискованной у нас листовки. Идет назад, читает на ходу в пол голоса. Остановился возле меня, посмотрел как то странно, сконфузился, спрашивает: - вы, что, геи?
- Нет, - говорю, - не геи. А с чего бы?
- Ну…два товарища…там написано…снимут комнату…?
- А что тут гейского то, в слове товарищи?
- Ну, я не знаю… Ладно, не геи значит, но все равно, ваши объявления под статью о загрязнении города подходят. Подпишите протокол!
Все это длилось бесконечно, и утомительно. В кабинете было душно. В коридоре, своей очереди на прием, ждали граждане. Там где они сидели, свет почему то не горел. И от этого казалось, что их очень много. На тот момент я уже опоздал на работу, подписал протокол. Сашку отпустили в это же время. Мы спросили участкового о том, что будет дальше? Он сказал, что с нами свяжутся, возьмут штраф в размере 2 500 рублей, и всё.
- И тут, Леха, нас отпустили. Мы с Саньком закончили поиски, прошлись еще не много, попрощались, и я пришел на работу.
- Да уж… - протянул Леха, - вот и менту показалось, что объявление гейское, хотя он не имел права тебя об этом вот так, невежественно, спрашивать…
    Мы допили чай уже давно, и пора было работать. Еще раз посмеялись Лехиной манере все комментировать, и разошлись, каждый по своим делам. Впереди была еще целая ночь пятницы.