Тайна Сэлливанова острова

Сергей Режский
                По мотивам рассказов Эдгара По 
 


     Песчаный берег.
Морские волны с глухим рокотом накатываются на берег. Ненастный день.
Дует сильный ветер. В тряске кусты, растущие по всему берегу редкими
группами.

     Лицо молодого человека в профиль.
Пристальный взгляд, аскетические черты лица. На голове черная шляпа.
Это Вильям Легран  —  человек с нервным характером, страдающий от
болезненного состояния ума, мизантроп, собиратель коллекции редких
насекомых и раковин. Один против ненастного дня, ненастного моря.

     В пяти шагах от него старый негр.
Он смотрит на волны, то и дело кося глазом на Леграна. В  его глазах
видна тревога. Это слуга Леграна Юпитер.

     От сильного ветра чайки зависают в воздухе.
Легран делает несколько шагов и неожиданно резко нагибается. В его
руках какой-то предмет, который он поднял с песка. К ногам падает
жук. Юпитер сразу же бросается к жуку, но не поднимает его, а ищет
чем взять, опасаясь возможного укуса.
     — Сейчас, масса Вилл, — бормочет он, — сейчас...
     Из песка торчит белеющий уголок бумаги.
И Легран, и слуга одновременно замечают его. Он почти весь засыпан
песком. Негр выдергивает скомканный листок, отряхивает, осторожно
берет им жука, заворачивает и передает хозяину.

     Легран разглядывает находку.
Дохлый жук ослепительно золотой, величиной с крупный лесной орех. На
спине хорошо видны три черных пятнышка — два круглых вверху и одно
нижнее, продолговатое.
     — Ну что скажешь, Юпитер, а?
Легран в восторге. Он чрезвычайно рад неожиданной находке.
     — Тяжелый жук, масса, — улыбается негр.
     — Отличный жук, превосходный жук. Теперь моей коллекции может
позавидовать сам Сваммердам. Ты знаешь, о ком я говорю, — Легран
хохочет. Негр косит растерянным глазом на беспокойные волны. — У
Сваммердама, я уверен, нет такого жука.
     Легран смотрит на быстро темнеющее небо.
     - Пора домой. Я очень, очень доволен прогулкой.
     Хозяин и слуга удаляются. Слышно как Легран сказал: - А ведь
этот жук твой, а Юпитер? Ты его поймал. Но он тебе ни к чему. Верно
я говорю? - Да, масса. Берите, я отдаю его вам.
     Легран хохочет. Порывы ветра усиливаются.


     Спустя некоторое время.
Путники повстречали знакомого офицера. Легран протянул ему находку.
Они разговаривают, и Легран показывает рукой то место, где они с
негром нашли жука.


     В это же самое время.
Сквозь миртовые заросли Сэлливанова острова пробирался человек.
Обогнув последнее препятствие, он вышел к хижине, одиноко стоящей
среди зарослей. Постучался в дверь. Не получив ответа, нашарил
в потайном месте ключ и, отперев дверь, вошел в жилище.
     В камине весело потрескивали дрова, языки пламени причудливо
освещали темноту комнаты. Человек снял пальто,уселся в кресло
поблизости от очага и принялся растирать замерзшие руки. Откинувшись
на спинку кресла, он прислушался.
     За стенами хижины порывисто свистал ветер. Слышно было, как
пронзительно кричат болотные курочки.

    
     Легран протянул руку офицеру, и они разминулись.
Хозяин и слуга вошли в заросли мирта и затерялись в них.


     Человек в хижине встал с кресла, потянулся, прошелся и подошел
к полке с книгами. Взяв одну из них, полистал и прочел вслух любимые
строки:
                На этот горный склон крутой
                Ступала ль ангела нога?
                И знал ли агнец наш святой
                Зеленой Англии луга?

                Светил ли сквозь туман и дым
                Нам лик господний с вышины?
                И был ли здесь Ерусалим
                Меж темных фабрик сатаны?

      Человек сел в кресло, продолжая читать стихи с прикрытыми
глазами.
      Сгущающаяся тьма вечера, небо в тучах, неприветливый пейзаж
острова, крики чаек и болотных курочек. Веселый и яростный Легран,
что-то выкрикивающий, и пугливо смотрящий на него Юпитер... Они
пробираются к хижине, не подозревая о госте, который читает в это
время стихи, уставясь неподвижным взглядом в огонь:   

                Где верный меч, копье и щит,
                Где стрелы молний для меня?
                Пусть туча грозная примчит
                Мне колесницу из огня.

                Мой дух в борьбе несокрушим.
                Незримый меч всегда со мной.
                Мы возведем Ерусалим
                В зеленой Англии родной.

                (Уильям Блейк. Из поэмы "Мильтон". Пер. С. Маршака)


       Дверь распахнулась. Легран и Юпитер возникли на пороге.               
       - А-а, закоренелый отшельник решил навестить эти богом
забытые края, - весело улыбаясь и горячо пожимая руку гостю, сказал
Легран.
       - Добрый вечер, масса, - приветствовал Юпитер.
       - Отшельник вы, а не я, - ответил гость, - и не просто
отшельник, а целый мизантроп.
       - О чем это вы? - нахмурился Легран.
       - Кто из нас двоих бежал от людей? Не спорьте, вы. Поселились
на этом проклятом острове. Я-то живу в городе и ежедневно встречаюсь
с этими двуногими, то бишь людьми...
       - Не моя в том вина, что я покинул Новый Орлеан, - перебил
гостя Легран. - Вы помните, сколько глаз и ушей потянулось ко мне
после моего..., как бы вернее сказать, моего обнищания. Ведь я слишком
дорожу своей гугенотской фамилией, чтобы унижаться перед этими, как вы
изволили выразиться, двуногими...
       - Но...
       - Друг мой, давайте не будем об этом. Поговорим-ка лучше о моей
находке...