Его высочество одиночество

Валерий Вяткин
Тамара Николаевна  никогда  не  была  красивой,  и  по  этой  причине  страшно  завидовала  всем  симпатичным  женщинам.  До  тридцати  пяти  лет  она  так  и  не  сумела  выйти  замуж,  правда,  у  неё  был  любовник,  но  это  только  для  того,  чтобы  женщины - сотрудницы  по  работе,  не  обижали  её  жалостью.  В  остальном  она  была  такой  же,  как  все.  Зимой  одевалась  в  меха,  летом  в  кримплен  и  джинсу.  В  юности  много  читала  стихов  и  прозы,  и  по  этой  причине  чувствовала  себя  женщиной  интеллигентной - этакого  меланхолического  склада,  тщетно  пытающейся  врасти  в  грубую  современную  реальность.
Петр  Григорьевич  Пряслин,  её  нынешний  мужчина,  был  человеком  неказистым,  через  меру  тощим,  но  удивительно  жилистым.  В гостях у Тамары Николаевны  он  любил  выпить  рюмочку  хорошего  вина  и,  расслабившись,  поговорить  о  политических  проблемах.  При  этом  все  его  рассуждения  были  своеобразной  вариацией  на  глобальную  тему о гибели современной  цивилизации.  Но  почему-то  слушать  его  было  приятно,  порой,  даже  увлекательно.
Правда,  в  последнее  время  Петр  Григорьевич  приходил  к  ней  нечасто,  но  и  не  так  редко,  чтобы  успеть  соскучиться.  Обычно  к  его  приходу  Тамара  Николаевна  старалась  припасти  бутылочку  сухого  вина   и  какой-нибудь  нестандартной,  редкостной  закуски.  Они  вместе  садились  за  стол  и  начинали  мимолетную  трапезу - вступление.  Перед  тем  как  выпить  первую  рюмку,  Петр  Григорьевич  обычно  начинал  разговор  ни  о  чем.
- Вот  шел  к  тебе  и  думал:  как  быстро  меняется  жизнь.  Вчера  ещё  мы  жили  при  коммунистах,  а  сегодня  уже  капитализм  строим…Странно!
- Глупо, -  отвечала  Тамара.
Он  умолкал,  выгибая  губы  коромыслом,  делая  вид,  что  задумался,  а  Тамара  улыбалась  ему,  стараясь  приободрить.  Он  понимал  её  улыбку  по-своему,  поднимал  бокал  и  просил:
- Выпей  со  мной  за удачу.
- Не  могу, - отвечала  она,  -  ты  же  знаешь… Ну  если  только  чуть–чуть…
И  она  отпивала  из  рюмки  крохотный  глоток. Это  потому,  что  в  прошлый  раз  с  Тамарой  Николаевной  после  выпитого  сделалось  плохо.  Сердце  билось,  как  очумелое,  голову  кружило,  а  в  желудке  было  так  невыносимо  тошно,  что  она  полчаса  не  могла  отойти  от  унитаза.  Разве  для  этого  стоит  пить? Вот  Петр  Григорьевич - другое  дело.  От  вина  он  становится  только  более  румяным,  более  молодым,  в  нем  появляется  приятная  шаловливость,  он  не  прочь  пофлиртовать,  наговорить  этаких  возбуждающих  сальностей - соблазнительно - срамных  вещей,  от  которых  бросает в жар.  В  общем,  когда  он  пьян - от  него  можно  ожидать  чего  угодно.  И  Тамара  Николаевна,  со  странным,  нарастающим  волнением,  ждет.  Сначала - его  руки  на  плечо,  потом - первого,  как  бы  случайного,  поцелуя,  потом - неразборчивого,  но  очень  ласкового  шепота  прямо  в  ухо.  Но  с  особой  страстью  того  момента,  когда  его  мягкая  и  тёплая  ладонь  пускается  в  путешествие  по  её  разгоряченному  телу,  умело  проникая  в  самые  заветные  места  и  поселяя  там  щемящую  музыку  тактов - странную  и  смертельную  потребность  пройти  путь  греховной  любви  до  конца,  до  полного  успокоения  после  пролитых  чувств.

Примерно  около  одиннадцати  Петр  Григорьевич  уходил.  Целовал  её  в  узкой  прихожей,  оценивающе  смотрел  на  себя  в  тёмное  настенное  зеркало  и  говорил,  что  стареет.  Она  молча  улыбалась  ему.  Как  бы  говоря:  разве  это  важно.
После  его  ухода  долго  не  могла  уснуть,  подходила  к  окну  и  смотрела  на  ночной  неподвижный  город,  на  сонную  симметрию  ночных  огней,  на пунктир  неподвижных  кустов  в  провале  двора,  на  ажурные  силуэты  деревьев  чуть  выше.  Однажды  в  такой  момент  Тамара  Николаевна  очень  остро  почувствовала  своё  бесконечное  одиночество,  одиночество  чем-то  похожее  на  тупую,  неотступную  боль.  И  эта  боль  не  проходила  очень  долго,  ей  даже  показалось,  что  она  не  пройдет  никогда.  Тамара  Николаевна  растерянно  прошлась  по  комнатам,  в  темноте  наткнулась  на  стул  -  больно  ушибла  коленку  и  снова  вернулась  к  окну.  Что  это  с  ней  сегодня?  Впервые  она  ощутила  одиночество,  как  страх,  который  почему-то  не  кончается.  Она  даже  почувствовала,  как  тупая  боль  придавила  сердце  и  на  долю  секунды  оно  испуганно  остановилось.
С  этого  дня  Тамара  Николаевна  стала  бояться  смерти.  Смерть  могла  причинить  боль  ещё  более  сильную  чем  одиночество,  и  это  пугало.  Она  не  заслужила  такой  кары,  во  всяком  случае,  ей  казалось,  что  не  заслужила.  И  когда  к  ней  в  очередной  раз  пришёл  Петр  Григорьевич - она  встретила  его  подчеркнуто  холодно,  потому что  была  на  грани  нервного  срыва,  хотя  и  старалась  всячески  это  скрыть.  Она  усадила  его  рядом  с  собой  на  диван,  чмокнула  в  щеку  и  как  бы  между  делом  спросила:
- Петя?
-Да.
- А  как  ты  представляешь  себе  одиночество?
- Одиночество, - задумался  он,  и  его  крупный  лоб  наморщился  до самой  переносицы. - Одиночество  очень  сложная  штука… Вот  например,  в  городской  толкучке  я  чувствую  себя  страшно  одиноким.  Или  в  ночи,  когда  просыпаюсь  вдруг  ни  с  того  ни  с  сего.
- А  ещё?
- Нельзя  себя  распускать,  милая.  Надо  помнить,  что  мы  часть  великого  народа,  у  которого  есть свои  древние  ценности.  Что  у  нас…
- Причем  тут  наши  ценности?
- Не  понимаю…
- Ну,  ты  смог  бы  почувствовать  одиночество,  как  головную  боль,  например? 
- Не  знаю… Но  я  порой  тоже  чувствую  себя  одиноким,  только  не  знаю,  отчего  это… Все  окружающие  люди  мне  кажутся  одним  целым - общностью,  а  я  среди  них  существую  суверенно.  У  них  свои  цели  -  у  меня  свои,  у  них  свои  жесткие  принципы,  а  я  в  душе  беспринципен… Больше  того,  скажу  тебе  по  секрету:  они  все  смертны,  а  я  бессмертен  и  всерьёз  в  это  верю.  В  исключительность  свою.
- Продолжай,  пожалуйста.
- Одиночество,  оно  порой  тягостно,  порой  желанно.  Вот,  например,  когда  на  звезды  смотришь  -  такое  ощущение,  что  ты  слишком  маленький  и  многого  ещё  не  понимаешь.  Одинокий - до  бесконечности… Потом,  конечно,  проходит.  Нельзя  же  всё  время  на  звёзды  смотреть.  Раньше  этим  поэты  занимались,  потом  философы,  а  сейчас,  вероятно,  только  дураки…
- Продолжай.
- О  чем,  милая?
- Об  одиночестве.
- Самые  одинокие  люди  сейчас - это  те,  которые  по  своему положению стоят  выше  всех  остальных.  Они  или  очень  талантливые,  или  очень  богатые… Или  жулики… Мы  же  с  тобой - ни  то  и  ни  сё.  Значит,  нам  вечное  одиночество  не  угрожает.
Пока  он  это  говорил,  он, кажется, не  обращал  внимания  на  Тамару,  а  сейчас  посмотрел  на  неё  как-то  оценивающе  и  подозрительно,  как  врач  на  больного.  Потом,  видимо,  убедившись  в  чем-то,  тихо  вздохнул  и  замолчал.  Она  тоже  молчала.  Она  думала,  что  в её  плохо  обставленной,  маленькой  комнате  Петр  Григорьевич  чувствует  себя  неуютно.  И  свет  от  торшера  какой-то  безжизненный,  тусклый,  и  занавески  на  окнах  выцветшие,  и  холодновато.  Уже  начался  отопительный  сезон,  а  от  батарей  теплом  и  не  пахнет.
- Одиночество,  это  болезнь  разочарованных  людей, - неожиданно  продолжил  Петр  Григорьевич, - как  кашель  после  простуды.  Оно  возникает  от  раздвоенности  между  долгом  и  желанием,  между  мечтой  и  реальностью.
Тамара  решила,  что  он, пожалуй,  прав… Хотя,  в  чем  она  успела  разочароваться - не  понятно.  В  любви?  Так  её,  кажется,  не  было  вовсе.  В  людях?  Но  они всегда  были  такими.
- Человек  любит  красоту, - между  тем  продолжал  Петр  Григорьевич. - Сначала  эту  красоту  он  видит  в  природе,  потом  в  Боге,  потом  в  себе  стремящемся  к  совершенству… Это  естественно.  Он  хочет  быть  лучше… А  одиночество - это  удел  тех,  кто  уже  никуда  не  стремится.
- Ты  думаешь?
- Мне  так  кажется.
Он  снова  внимательно  посмотрел  на  неё  и  нашел  в  ней  какую-то  перемену.  У  него  создалось  впечатление,  будто  она  с  тайным  испугом  ждет  от  него  чего-то  ещё, - возможно,  самого  главного.  Только  он  не  мог  понять - чего  именно.  Чтобы  не  слишком  затянулась  пауза,  он  хлопнул  себя  по  карману  на  брюках,  сделал  вид,  что  спохватился  и  выставил  на  стол  огромную  бутылку  портвейна.
- Вот,  премию  сегодня  получил.  Решил  отметить.
Тамара  даже  покраснела  от  неожиданности,  и  с  удивлением  посмотрела  на  обычный  серый  костюм  Петра  Григорьевича,  в  котором,  оказывается,  можно  скрывать  такие  внушительные  предметы.
- Купил  по  случаю.  Говорят,  португальский,  трехлетней  выдержки.
Тамара  только  улыбнулась  в  ответ.  Петр  Григорьевич  вначале  тоже  улыбнулся,  но  потом  наморщил  лоб,  тронул  седые  волосы  на  виске  и  виноватым  голосом  заговорил:
- Я  тебе  никогда  не  рассказывал…
- О  чем?
- У  меня  очень  больная  жена…
- И  что?
- Мне  её  жаль,  конечно…. До  этого  она  была  прекрасной  женой.  Воспитывала  детей… А  сейчас,  сама  понимаешь…
- Мог  бы  и  не  говорить, - после  неловкой  паузы  обронила  Тамара Николаевна…
А  собственно,  на  что  она  надеялась?  На  пылкую  искренность  чувств,  как  в  восемнадцать  лет,  на  самопожертвование  и  геройство  ради  неё?  По  крайней  мере,  он  не  лжёт,  ничего от неё не скрывает, и  это  уже  приятно.  Такой  может  оставить  в  любую  минуту,  но  обмануть  -  никогда… 
- В  последнее  время, - начала она  со  слезой  в  голосе,  с  неестественной  для  неё  хрипотцой,  -  мне  так  одиноко  в  этой  холодной  квартире,  если  бы  ты  знал…
- Ты  потеряла  ориентиры.  Это  сейчас  у  всех  так…Время  сонных  будней  закончилось,  грянуло  время  реформ,  и  ты  растерялась.
- Но  причем  здесь  ориентиры?
- Да  как  же, милая  моя.  Ты  просто  не  знаешь,  куда  тебе  двигаться.  До  этого  всё  было  ясно - и  вдруг - полный  хаос… Тут  любой растеряется.
- Нет,  Петя.  Нет.  Просто  сейчас  мне  кажется,  что  самая  большая  ценность  в  жизни - это  то,  мимо  чего  мы…пронеслись  в  юности,  так  ничего  и  не  поняв.  Сначала  нам  надо  было  получить  образование,  потом  хорошее  место для  работы,  потом  положение  в  обществе.
- И  что?  Мимо  чего  мы  пронеслись,  не  пойму  что-то?
- Мимо  первой  любви,  которая  была  самой  чистой  и  светлой.
- Первая  любовь!
- Да,  она  была  у  меня… Сейчас-то  я  понимаю,  что  дороже  этого  не  было  и  не  будет  ничего.  А  тогда…
- Тогда  были  иные  планы  и  целая  жизнь  впереди.
- Да.
- Оказывается,  это  так  глупо - жить  рационально.  Всего  не  успеть,  но ведь  и  лишнего  ничего  не бывает  в  жизни.  Поэтому  надо  уметь  остановиться,  прислушаться  к  самому  себе.
- Вот  я  остановилась.  Я  долго  стояла,  пыталась  понять,  а  потом…
- Что  потом?
- Просто  расплакалась…
Петр  Григорьевич  удивленно  захлопал  глазами.
- Ты  на  себя  наговариваешь,  Тамара.  У  тебя  хорошая  работа  и  получаешь  ты  за  эту работу  прилично,  и  деньги  вам  платят  во  время… Квартира  вот  есть.  Чего  тебе  ещё нужно?  Другие-то  люди  на  твоем  месте  были  бы  просто  счастливы.
- Ты  не  понимаешь,  Петя…
- Нет,  это,  определённо,  только  эмоции,  уверяю  тебя.  Всё  это  временное,  всё  пройдет.
Перт  Григорьевич  при  этом  многозначительно  посмотрел  на  красивую  тёмную  бутылку.
- Вот  выпьем сейчас  по  рюмочке,  и  всё  пройдет.  Пройдет  всё.
После  этого  Тамара  Николаевна  безрадостно  улыбнулась  ему  и  бесшумно  уплыла  в  кухню  готовить  салат.
Вернулась  через  пять  минут,  прихватив,  кроме  всего  прочего,  крохотный  кусочек  ветчины,  нарезанный  так  соблазнительно  тонко,  что  у  Петра  Григорьевича  глаза  загорелись.  Он  встал  с  дивана,  придвинул  к  нему  журнальный  столик,  к  столику  с  другой  стороны  пристроил  мягкое  кресло  и  удобно  разместился  в  нём.  Тамара  села  напротив.  Вот  теперь,  кажется,  всё  в порядке.
После  двух  рюмок  вкусного  тёмно – вишнёвого  вина  Петр  Григорьевич  почувствовал  себя  другом  человеком.  Стал  громко  говорить,  широко  улыбаться  и  с  повелительной  ноткой  в  голосе  попросил,  чтобы  Тамара  присела  к  нему  на  колени.  Он  по  ней  соскучился...  Она  с  удовольствием  это  сделала.  Тёплая  тяжесть  её  бедер  подействовала  на  него  возбуждающе  и  вместе  с  тем  умиротворенно,  как  может  умиротворить  уже  свершенный  грех.  Он  очень  любил  сидеть  вот  так  вот,  обняв  её  за  талию  и  блаженно  расслабившись,  чувствуя,  как  прорастает  и  вспучивается  пружина  страсти  в  нижу  живота.
После  выпитого  в  голове  у  Тамары  что-то  самопроизвольно  утратилось,  и  она  безвольно  отдалась  очаровательному  сонному  блаженству,  напрочь  забыв  всё,  о  чем  ещё  недавно  хотела  поговорить  с Петром,  и  только  томилась  желанием  поцеловать  его  в  маленькое  бледное  ухо.  Она  представила  себе,  каким,  должно  быть,  словоохотливым  выглядит  Петр  Григорьевич  на  работе,  где  его  окружают  молоденькие  сотрудницы,  и  испуганно открыла  глаза.  О  чем  это  она?  Вполне  возможно - всё  наоборот.
В  это  время  её  Петя  выпил  очередную  рюмку  и  попробовал  поближе  привлечь  к  себе  Тамару.  Она  поняла,  прелюдия  закончилась  и  постаралась  слегка  отстраниться  от  него,  потом  хотела  что-то  сказать - уже  открыла  рот… И  в  это  время  за  дверью  кто-то  позвонил.  Петр  Григорьевич  испуганно  посмотрел  на  Тамару.  Она  с  тем  же  испугом - на  него.   Потом  нерешительно  соскользнула  с  его  колен  и  пошла  открывать  дверь.  И  когда  уже  подняла  руку,  чтобы  повернуть  замок - поняла,  что  за  дверью,  должно  быть,  его  жена… Так  должно  было  случиться  когда-нибудь...
Всё  остальное  произошло  практически  мгновенно.  В  узкий  коридор  вбежала  женщина  с  желтым  лицом  и  трясущимися  руками,  оттолкнула  в  сторону  Тамару,  приблизилась  к  Петру  Григорьевичу  и  на  секунду  замерла  перед  ним  в  позе  убийцы.
- Так  вот  ты  где,  сукин  сын!
Петр  Григорьевич  от  неожиданности  попятился  и  почему-то  прикрыл  лицо  руками,  пытаясь  наблюдать  за  женой  через  широко  растопыренные  пальцы.  Нижняя  губа  у  него  как-то  неестественно  отвисла.
- Я  тут  случайно,  Нина,  ты  не, - начал он оправдываться, путая лова.
В  это  время  женщина  слегка  качнулась  вперед  и  с  мужской  злобной  ловкостью  ударила  его  в  переносицу.
- Ох-х! - то ли  выкрикнул,  то  ли  простонал  он.
Жестокая  решительность  жены  свалила  его  с  ног.  Он  неловко  сел  на  пол  и  с  пола  попытался  что-то  объяснить,  обиженной  и  оттого  неукротимой  женщине.
- Я  тут  не…Я…
Больше  Тамара  ничего  не  расслышала.  У  неё  застучало  в  висках,  перед  глазами  поплыло.  Она  попыталась  ухватиться  рукой  за  дверной  косяк,  за  кожаный  плащ  на  вешалке,  потом  за  какую-то  мягкую  материю.
Последнее,  что  она  почувствовала - это  приближение  тёмного  бесконечного  одиночества,  от  которого  веет  холодом,  и  в  которое  она  проваливается  навсегда.  Потом - глухой  удар  в  бок,  всколыхнувший  голову.

Очнулась  она  примерно  через  час.  Целый  час  она  умирала,  но  так  и  не  умерла,  а  воскреснув - сразу  решила,  что  зря.  Не  надо  было.
Петр  Григорьевич  и  его  жена  удалились,  так  и  не  подняв  её  с  полу.  Только  сейчас  она  поняла,  какая  это  жестокая  сладость - иметь  мужчину,  да  ещё  чужого,  да  ещё  женатого.  Ведь  это  значит - страх  иметь, смерть  иметь - больше  ничего  не  иметь.  Не  чувствовать  как  следует  ни  восторга,  ни  преданности.  Да  может,  это  и  не  любовь  вовсе.  Странная  забава.
А  что  она  с  ним  видела?  Сплошные  стены,  дома,  маски,  декорации.  Всё  перегорожено  как  в  клетке,  и  от  всех  надо  прятаться,  скрываться.  Слышала  шум  машин,  стук  чужих  поездов,  обрывки  знакомых  мелодий.  И  никогда  не  видела  неба  во  всю  ширь.  Только  синие  лоскутки  вразброс - сквозь  шторы,  сквозь  листву,  сквозь  слезы.
Ей  хотелось  забыться.  Выпить  снотворного  целый  флакон  и  умереть.  Смерть  и  забывчивость  были  сейчас  похожи.
Пошатываясь,  она  подошла  к  журнальному   столику,  неуверенной  рукой  взяла  с  него  бутылку  и  без  остановки  выпила  до  дна.  К  чёрту  всё.  К  черту!
С  Петром  Григорьевичем  больше  она  не  встречалась.  Да,  впрочем,  и  не желала  об этом… А  его жена - больная  женщина  вскоре  умерла.  И  её почему-то  было  жаль…