Неожиданная встреча... У бухты Цемесской 11

Гавриил Иваниченко
Попрощался с гинекологами  и поехал обедать в тот же ресторан на улице Советов с дневными ценами.  В зале – есть свободные места.  За одним из столиков увидел знакомое лицо – молодого человека лет 25.  Где-то видел его мельком…   Но  – где? 

Он сам подошёл ко мне. Напомнил, что он - муж  дочери профессора Бударина, известного терапевта в Краснодаре.  Живёт в Новороссийске,  работает в порту, на таможне… А  его жена (дочь профессора) заканчивает  учёбу  в  Кубанском Мединституте. 

В Мединституте мы с ним как-то и виделись, когда он приходил к своей жене. Он («таможенник»), как я его именовал в душе,  почти каждую неделю ездит в Краснодар, к жене.  И моя девушка тоже  учится в Мединституте, и мне предстоят такие поездки в Краснодар...

Мы виделись часто, обедая в этом ресторане. Всегда заходил в этот ресторан обедать после работы, когда было время поехать в Центр города. На работе – всё торопишься. Приятно не спеша пообедать  в  полупустом ресторане… Ведь   днём  цены  низкие, как в столовой.

Профессор Бударин преподавал  внутренние болезни в нашем Мединституте,  ему сдавал экзамен по терапии. О профессоре,   особенно о его жене - артистке,  ходили легенды в Краснодаре.

Трудно понять – что в этих легендах -  правда, а что  возникло в результате многочисленных пересказов  фактов… Но неудобно спрашивать, и я не трогал эту тему. 

Но зять  Бударина («таможенник», как я в душе его называл) сам затронул эту давнюю историю,  рассказал мне истинные факты о событиях, связанных с его тёщей –  «профессоршей» Будариной…  Объяснил он это тем, что многие люди, не зная истинных событий, относятся к его тёще, да и к семье -  с предвзятостью.

Жена профессора Бударина была популярная артистка, пользовалась успехом у зрителей. Как все артисты, во время Отечественной войны она выступала с концертами перед  советскими солдатами, офицерами, в госпиталях. Но война пришла на Кавказ.   Фашисты захватили Краснодар. 

Профессор Бударин успел эвакуироваться с Медицинским институтом в тыл, в Тюмень. Там в Институте всю войну готовили врачей, лечили раненых.

Но с его  супругой-артисткой происходило что-то странное, не понятное людям.   Она  то ли не успела уехать, то ли не захотела эвакуироваться ни с Мединститутом, ни с  артистами театра.

И в итоге оказалась в оккупированном фашистами Краснодаре. Она хорошо знала немецкий язык.  Вращалась в среде немецких офицеров. Выступала, танцевала и пела перед ними. И одновременно слушала разговоры фашистов между собой, полученную информацию передавала «нашим»… И это продолжалось весь период оккупации города.  Но люди не знали этого, считали, что  она прислуживает фашистам, относились к ней с  понятным  предубеждением…

Но вот советские войска прогнали немцев из Краснодара. «Профессорша» - артистка осталась в городе. И снова стала выступать перед советскими солдатами, офицерами, перед ранеными.

Сначала все удивлялись… А потом стали говорить, что артистку Бударину оставили  в оккупированном Краснодаре для сбора информации для советской разведки.  Всё  так и было… С освобождением Краснодара закончилась конспиративная работа жены профессора Бударина.

Но некоторые люди  всё же с трудом верили в то, что все её танцы, выступления перед фашистами   были игрой. Оставалось предубеждение…  И это травмировало  её,    осложняло жизнь… Об этом я слышал ещё обучаясь в мединституте и потом.

Некоторые её игнорировали, не общались с ней, испытывали некоторое недоверие… Поэтому «таможенник» и решил рассказать мне  эту историю военных времён, что бы у меня  не было непонимания… 

«Таможенник»    удивлялся – почему я  не имею  желания пойти в рейс на одном из кораблей Новороссийского порта. Ведь многие врачи Новороссийских больниц периодически уходили в рейсы на кораблях. 

Однако ещё мой друг капитан  Николай Павлович Гнев наглядно показал мне, взяв в рейс на своей шхуне, что работа моряка не простая, не каждому по зубам… Тяжело выдерживать длительные рейсы без семьи, без берега. И сейчас  меня - не тянуло в море… Юношеские   мечты    развеялись как дым…

Дело шло к вечеру. Серёгин, вероятно, уже ушёл домой,  его кабинет   свободен. И я могу  отправиться  в  кабинет  Главврача – отдохнуть и  читать литературу  по гинекологии,   готовиться к завтрашнему операционному дню.