Шарль Бодлер. Род Каина. Часть 2

Тина Гай 2
Шарль Бодлер очень болезненно воспринял решение суда об опеке.  Оно унизило его человеческое достоинство, поставив на нем клеймо неполноценного. Кроме того, решение суда  обрекало Бодлера  на полунищенскую и голодную жизнь, тем более, что  опека была  пожизненной.


Шарль Бодлер никогда не мог  забыть своего унижения и спустя много лет, когда ему исполнилось уже сорок, он с горечью пишет матери: «Что касается опеки, скажу лишь слово: сегодня я знаю огромную силу денег и понимаю важность всего, что имеет к ним отношение; я представляю, что ты воображала себя очень ловкой, ты думала, что заботишься о моем благе, но лишь одно меня преследовало всегда: как случилось, что тебе на ум не пришла такая  мысль:


«Возможно, мой сын никогда не будет в той степени, как я, обладать чувством ответственности за свое поведение, но возможно также, что он станет человеком замечательным в других отношениях. В таком случае, что я должна делать?


Осужу ли его на двойственное, противоречивое существование, почитаемое, с одной стороны; отвратительное и презираемое – с другой? Осужу ли я его на то, чтобы он влачил до старости позорное клеймо; клеймо, которое причиняет вред, является причиной бессилия и горечи?»


Очевидно, что если бы ты не прибегла к опеке, все было бы промотано. Нужно было приобрести вкус к работе.  Юридический совет состоялся, все промотано, а я стар и несчастен».


Но это было только началом трагедии: потом Шарль Бодлер   еще дважды представал перед  судом. В 1857 году – как  уголовник, приравненный к ворам за сборник «Цветы зла», когда суд вменил ему «грубый и оскорбляющий стыдливость реализм» и «оскорбление религии» (узнаваемая сегодня формулировка).



И третий суд, состоявшийся уже посмертно  в 1868 году, и тоже за  сборник - "Книга обломков", в который вошли запрещенные к изданию судом 1857 года шесть стихотворений «Цветов зла» и  несколько шутливых и полупристойных.


Отмена решения о запрещении сборника «Цветы зла» произошло лишь  в 1946 году. Конечно, Шарль  Бодлер не был образцовым сыном, да он никогда и не претендовал на эту роль, всегда оставаясь  Infant Terrible.  Но в том же письме матери он пишет, что жизнь его жестоко наказала за любовь  к удовольствиям, красивой мебели, путешествиям и девицам.


В те же годы, когда суд принял решение об опеке, начинается его литературный путь. Бодлер начинает с прозы и драматургии, а главное – с переводов Эдгара По. Эдгар По очень сильно повлиял на Шарля, став его духовным учителем не только в поэзии, но и в политических взглядах на будущее буржуазной Франции.


В Эдгаре По Бодлер увидел себя:  совпадали не только некоторые черты их  биографий, но и духовный строй, слова, фразы, сюжеты, которые Бодлер только обдумывал, а они уже были написаны  Эдгаром По за двадцать лет до него. Это поразило поэта.  Бодлер до конца жизни переводил американского гения и писал о нем статьи. И до сих перевод Эдгара По Бодлером  остается во Франции самым читаемым и непревзойденным.



Замысел сборника «Цветы зла»  у Бодлера созрел довольно рано. В его основе лежит «Ад» Данте, что особенно видно по стихотворению «Вступление», которым открывается  сборник. Атмосфера «Божествоенной комедии»  создается через аналогии как композиционные, так  и лингвистические.


Первые стихотворения сборника появляются в начале пятидесятых годов. В 1855 году Бодлер, благодаря им, становится известным, а в 1856 году у него покупаются права на весь сборник и через полгода «Цветы зла» выходят в свет. Начинается слава, пусть и скандальная, но в 1861 году это дает ему основание провидчески писать матери:


«Литературное мое положение более чем благополучное. Я могу писать все, что захочу. Все будет напечатано. Поскольку у меня непопулярный вид мышления, я заработаю мало денег, но впоследствии приобрету огромную известность, я знаю это, - лишь бы мне хватило мужества выжить».


Но мужества становилось все меньше. Личная жизнь не складывалась, Жанна Дюваль воплощала животное начало,  Аполлония Сабатье, в которую он влюбился, будучи постоянным участником ее салона, на роль идеальной женщины не подходила, хотя Бодлер пытался с ней вести платоническую игру. Была и еще одна любовь – пышноволосая Мари Добрен, которая тоже ничем не увенчалась.


Вершиной жизни Бодлера стал 1857 год.  Ему 36, роковой возраст всех гениев. В этом году он получил скандальную известность  как автор «Цветов зла», осужденный за оскорбление морали и добронравия. В этом году умирает его отчим Опик, которого в детстве боялся и ненавидел.


В этом же году он объясняется в любви мадам Сабатье, но интимная связь была очень короткой: через 12 дней он пишет ей письмо, из которого Апполлония делает верный вывод - он ее не любит. Она для него после чувственной Жанны Дюваль оказалась слишком стерильной.


После выхода в свет «Цветов зла» ему оставалось жить всего десять лет. Десять мучительных лет, полных нищеты, постепенного умирания и одиночества. Пишет он не так много, но все-таки он создает еще один шедевр – стихи в прозе, которые составили сборник «Парижский сплин».


В него вошло 50 стихотворений, которые Бодлер писал  в течение последних десяти лет. Сборник вышел посмертно и поэт его не увидел. Кроме того он подготовил второе издание, дополненное и исправленное, сборника «Цветы зла».  В него вошло тридцать пять новых   поэм.


И, наконец, вышла книга «Искусственный рай» о гашише и опиуме, где поэт описывает как собственный, так и чужой опыт употребления наркотиков. Сегодня эта книга в России под угрозой запрета.


В 1861 году даёт себя знать старая болезнь - сифилис, обострившаяся из-за употребления наркотиков, алкоголя,  нищеты, долгов и безденежья. Он часто находится на грани самоубийства. Мать, как он ни умоляет, на помощь не приходит, оставляя его умирать голодной смертью.


В последние годы пребывания в Париже, который он ненавидел, Бодлер, одинокий и больной, в лохмотьях  подолгу сидит один в летнем кафе, безучастно наблюдая за прохожими, которые кажутся ему мертвецами.


В 1864 году он уезжает в Брюссель в надежде заработать чтением лекций, но на его лекции почти никто не ходит. Психическое, умственное  и физическое здоровье поэта  слабеют.


И наконец, развязка: 4 февраля во время посещения службы в Намюре он упал прямо на каменные ступеньки. Врачи обнаружили у Бодлера правосторонний паралич. Агония ужасна: он теряет речь, мозг отказывается служить и он становится слабоумным и безгласным. Через полгода его перевозят в Париж, где через 14 месяцев  Бодлер умирает.

Его хоронят в  могиле ненавистного ему отчима, а еще через четыре года там же похоронят его мать...
(Окончание следует)

Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/sharl-bodler-chast-2/