Народный календарь, 25 апреля - 1 мая

Александр Мишутин
 
   
      25 АПРЕЛЯ. ВАСИЛИЙ ПАРИЙСКИЙ.
«Василий земле пару поддаёт». «На Василья и земля запарится, как старуха в бане». С этого времени земля-матушка всецело подчиняет себе крестьянина.
  По примете охотников медведь в этот день вылезает из берлоги. Похоже, что тоже запарился.

  27 АПРЕЛЯ. МАРТЫН-ЛИСОГОН.
  Пробуждаются все: от малой до большой твари. Бабочки, мухи, мушки. Накануне медведь из берлоги вышел. А теперь и лису выгнала из норы талая вода. Нашла она другую, посуше, или вырыла и сидит неподвижно. Старые врали-охотники говорят, что на лису в это время нападает куриная слепота: «Три дня, три ночи не видит хитрый зверь ни темноты, ни света Божьего – сидит на новом гнездовище да дремлет, покуда ему ворона не станет клевать головы». (А.А. Коринфский)

  Мартынов день во многих местах России считался «вороньим праздником». Правильно надо бы сказать «вОроновым» праздником, днём вОрона , а не вороны. Ворон – птица вещая и зловещая. Долго живёт, много знает-помнит. Этакий носитель злой мудрости и дурного предзнаменования. «Ты не вейся, чёрный ворон, над моею головой…». И уж если каркает ворон, то к беде. На церкви сидит, каркает – быть покойнику на селе, на избе каркает – к покойнику во дворе. Даже если пролетит над каким-то двором эта зловещая, демоническая птица, и там не быть добру.   

 28 АПРЕЛЯ. ПУД.
  При благоприятной погоде «на Пуда» доставали пчёл из-под спуда. Это на юге России. В средней полосе осматривали омшаники, прислушивались к гудению пчёл. Через несколько дней и этих вынесут на вольный воздух.
 
  29 АПРЕЛЯ. ИРИНА-РАССАДНИЦА, УРВИ БЕРЕГА.
  К этому времени лёд держится только у берегов рек, но и его время пришло: отрывает Ирина припай, льдины от берега, уносит на стрежень вскрывшейся реки. Так – в центральной России. А в Сибири к этому дню только ждут вскрытия рек.
  На юге России высаживают в грядки капустную рассаду, а на севере России это произойдёт только к 18 мая, на другую Ирину – рассадницу.
 
  30 АПРЕЛЯ. ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК.
  В южных областях России в этот день вывозили пчёл на пасеки. Пчела – «божья птаха», «божья работница». Уважение к ней – вечное и глубокое. За труд и пользу, за безгрешность, за достоинство. Поэтому обычай вывоза пчёл обставлен как ритуал.

  Посреди пасеки устанавливался стол, покрытый чистой скатертью. На нём – хлеб, соль, черепок с жаром, богоявленская (крещенская) вода, свеча от пасхальной утрени (хранили с прошлого года или свежая). Помолясь, обходили с зажженной свечой пасеку, кропили её богоявленской водой,  и произносили молитву:
 « Стану я на восток, против дальней стороны, и слышу шум и гул пчёл…Ты, пчела ройся у (имя рек), на округ садись. Замыкаю я тебе, матка, все пути – дороги ключом, замком; а бросаю свои ключи в Окиан-море, под зелёный куст; а в зелёном кусте сидит матка, всем матка старшая, сидит и держит семьдесят семь жил, а жалит непокорных пчёл. А будет вы, пчёлы, моим словам не покоритесь, сошлю я вас в Окиан-море, под зелёный куст, где сидит матка… Слово моё крепко!»

  1 МАЯ. КУЗЬМА. ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ. КРАСНАЯ ГОРКА.
  «Май холодный – год хлебородный». «Сколько дождей в мае, столько лет быть урожаю». В мае всегда бывает период холодов. «Когда цветёт черёмуха – всегда живёт холод». В мае соловей запевает, несмотря на возможные холода.
  С Кузьмы начинали сеять морковь и свёклу. Некоторые крестьяне смачивали семена в родниковой воде рано поутру, предварительно опустив в родник медные деньги. Другие – замачивали в обыкновенной речной воде, но на трёх утренних зорях. И те и другие делали это втайне от посторонних глаз.
Фомино воскресенье. Красная горка
 
  Как появилось «Фомино воскресенье»? По библейской легенде выходило так. Воскрес Христос, вознёсся на небо, все радуются. И только апостол Фома бубнит: «Не верю. Пока не увижу Христа и следы гвоздей на его стопах – не поверю». Прямо-таки как начальник УВД!  Пришлось Христу вернуться для освидетельствования. День возвращения Христа назвали «Фоминым воскресением» или  - антипасхой, в честь Фомы неверующего.

  Именно в Фомино воскресение молодёжь празднует Красную горку. Почему – «красная горка»? «Красная» - объяснимо: красна девица, девица-краса – красивая, значит. Красная площадь – ясно. А – «горка»?

  Не по низким берегам рек укоренялись поселения славян, а по высоким. Не в ложбинах были места молений языческим богам, а на холмах. Внизу – беды: долгая зима, разливы, затопления, разрушения. Вверху – спасение и благо. Холмы и пригорки первыми открываются солнцу и теплу. С высоты легче обороняться, чем в долине. Высота – благо и защита.

  В подсознание наше вошло убеждение в превосходстве «высокого» над «низким». Сначала как физическое превосходство, а потом как нравственное. «На высоком холме», «высокий терем», «высокий человек», «высокие мысли». Вроде того, что не может быть полёта мысли в овраге.

  И вот – Красная горка. Красная – потому что восхитительна своей свежей, лаково отливающей зеленью. А горка – ближе к небу  - благо.
  В северных областях России с восходом солнца собирался на зелёном холме девичий хоровод. Нарядный, яркий, весенний. На середину круга  выходила «хороводница» и произносила заклинание. Девушки повторяли слова «хороводницы». Заканчивалось обращение к солнцу такими словами: «Кого хочу – того люблю, кого сама знаю – тому и душу замыкаю…на веки веченские заклятьем тайным, нерушимым. Аминь!»  (А.А. Коринфский).
   Так начиналась Красная горка. С моления о женихе. О суженом.

  Красная горка – девичий праздник, но считалось «дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдёт себе невесты, или возьмёт рябую уродину».            
(С.В. Максимов)

  Весенние работы – вот они, у порога. Торопись! Внимание и силы заберёт матушка-земля. И очень возможно, что уже не по любви выбирает себе пару парень, а по необходимости: семье позарез нужны молодые руки и сила. И выходят женихи вместе с родителями на «зелёные смотрины» и договариваются. А в Костроме по-иному договаривались: в этот день парень обливал девушку водой. Это было равносильно публичному признанию в любви. Облил – значит, обязан свататься.
  Фомино воскресенье. Красная горка.
    Я поздравляю именинников этой недели.
  25 апреля: Василий. 
 27 апреля: Антон, Иван.328 апреля. Анастасия, Аристарх, Василиса, Тамара,
             Трофим.
 29 апреля: Галина, Ирина, Леонид, Ника.
 30 апреля: Александр, Семён.
 1 мая: Виктор, Иван, Кузьма.
   С днём ангела вас!