Младший брат - школьный

Николай Купин
            Стремительно и неудержимо уходит время. Уже мало осталось тех, кто был свидетелем пуска нашего завода. Но поговорите с ними, и они скажут, что это знаменательное событие произошло как будто вчера. Один за другим становились в строй основные цеха, которые сегодня уже и семидесятилетие отметили, уверенно вошли в пору своей почтенной зрелости. Но есть же у этих коллективов-ветеранов и младшие братья. В частности, такие, как цех производственного обучения, или же – «школьный завод». Уже и ему вот-вот стукнет сорок.

            В конце пятидесятых годов наша страна уже оправилась от ужасающих последствий опустошительной мировой войны, восстановила народное хозяйство, уверенно шла по пути экономического роста, бурного развития науки и культуры, укрепления обороноспособности, а воздушный простор Отчизны бороздили первые спутники Земли, готовя условия для долгожданного полёта в космос первого человека. Фундаментальная же сфера жизни – реконструируемая и обновляемая промышленность – требовала массового притока в трудовые коллективы профессионально подготовленной молодёжи.

            Большое внимание тогда уделяло правительство профессиональной ориентации и адаптации на производстве выпускников средних общеобразовательных школ. Уровень и содержание их обучения в школьных мастерских и практика непосредственно на производственных участках ведущих промышленных предприятий уже никого не удовлетворяли. Встал вопрос о создании в административных районах оснащённых всем необходимым для нормального процесса трудового воспитания межшкольных учебно-производственных комбинатов.

            Одними из первых в Советском Союзе с инициативой создать такой комбинат (у нас в районе) выступили Орджоникидзевский райком Компартии Украины и Харьковский областной отдел народного образования. Эту идею они предложили осуществить на базе тракторного завода, которому под строительство будущего комбината профессий передавался каркас недостроенного перед войной сооружения пожарной части по улице Карельской, а ныне – имени тогдашнего руководителя района И. З. Соколова.

            О широком развёртывании профориентационной работы со школьниками области и, в частности, о сооружении цеха производственного обучения ХТЗ было принято специальное развёрнутое решение Харьковского Совнархоза. Начальником цеха назначили лидера заводской молодёжи Ивана Фёдоровича Гридина, а программу и методологию обучения разрабатывал инициативный, одержимый инспектор трудового воспитания областного отдела народного образования Павел Андреевич Ярмоленко. Он постоянно пропадал на строительстве, генерировал свои просвещенческие идеи, вынашивал далеко идущие планы.

            А привлекал строителей к сооружению «школьного завода», выискивал необходимые для этого дела соответствующие материалы начальник управления капитального строительства нашего предприятия Яков Иванович Сорочук. В комплектовании учебно-материальной базы нового учебного заведения, кроме ХТЗ, участвовали и соседние заводы.

            Организацией завоза современного оборудования, различных приспособлений и приборов занимались бывший заместитель начальника цеха по производству Григорий Тимофеевич Былинка и механик Иван Григорьевич Юрченко, ныне покойные, а тогда энергичные высококвалифицированные работники, неординарные личности, с которыми всегда интересно было рядом трудиться, содержательно и приятно общаться.

            В строй действующих цех производственного обучения ХТЗ вошёл накануне первых занятий, которые начались 1 декабря 1961 года торжественными переливами школьного звонка.

            «Темп», 25 июля 2001 г.