Серое модное пальто

Аркадий Бельман
Отец был строгим, но справедливым. В семье царил морской порядок. Помню, будучи
Старшеклассником, летом я не имел право приходить домой позже 24 часов. А в Лиепае летом в 24 часа—светло, как днём. Мы с ребятами играли в волейбол, гуляли.
А потом, в 5 минут первого ночи, прибегали всей ватагой к моей квартире. Я стучал в Дверь и виноватым голосом говорил: „Папа, это я.“ Он грозно спрашивал: „Ты знаешь Который час?“—„Пять минут первого.“—„Ты опоздал. Иди, откуда пришёл.“ Громкое „Ура!“ моих друзей будило весь дом, и мы убегали.

Отец был из тех морских офицеров, для которых выражение—„честь имею“-- не пустой Звук. Помню время, когда я работал расточником, фрезеровщиком на судоремонтном Заводе „Тосмаре“, а отец там был начальником сухих и плавучих доков. В обед я играл   B шахматы. Со мной хотели играть-- ведь я был чемпионом „Динамо“ по шахматам. Кстати, тогда же, чемпионом „Спартака“ по шахматам был Валера Журавлёв, который Позже стал гроссмейстером.  Но я отвлёкся. Однажды ко мне подошёл офицер co Стоящего на ремонте в сухом доке корабля и предложил сыграть в шахматы. Он Оказался фанатом шахмат, и мы играли в обед у меня в цехе, a иногда-- у него в каюте.  Как-то решили cыграть матч из 12 партий, чтобы выяснить-- кто сильней играет. Последние 2 партии играли  на корабле. Я выиграл матч. Офицер подошёл к своему Шкафчику, вынул оттуда моднейшее серое пальто и протянул мне, сказав, что это—Подарок  победителю.  Столько лет прошло, а я до сих пор помню это пальто—серое, Mодное (выше колен) Оказалось, что этот корабль ходил в Лондон с визитом Вежливости и офицер купил несколько модных пальто. Да, забыл сказать, что офицер Был со мной одного роста. Я долго отнекивался, но офицер аккуратно уложил пальто   В большой пакет и буквально вытолкнул меня из каюты. Дома я надел пальто. Бабушка И мама похвалили пальто и сказали, что оно мне очень идёт. Наконец, с работы пришёл Отец. Я, радостный, подбежал к нему в новом пальто и рассказал про подарок. Он Молча выслушал, покраснел, как рак, и начал орать так, что задрожал весь дом.—„Ты Запятнал мою честь!“--кричал он—„Тебе дали пальто, чтобы запятнать моё доброе Имя!“ Потом он снял с меня пальто, аккуратно уложил его в большой пакет и приказал Отдать подарок. Утром, как побитая собака, я приплёлся к каюте офицера и отдал серое Модное  (выше колен) пальто.

Отец не пил и не курил.
На всех доках, где отец был начальником, на каждом шагу торчали таблички--             Не курить! Отец строго следил, чтобы слесари не были выпившими. Перед работой он Проводил инструктаж с бригадиром слесарей, потом открывал сейф и вытаскивал Оттуда большой бутыль с чистым спиртом, необходимым для протирки механизмов Корабля, и наливал cпирт  в ведро, которое приносил бригадир. Чтобы не было Злоупотреблений, отец заставлял бригадира на дно ведра наливать бензин. Так Продолжалось несколько лет. А потом был знаменитый хрущёвский указ о Демобилизации офицеров. Отец попал под этот указ. На работе отцу устроили Торжественные проводы. Рабочие и ИТР выходили на сцену клуба и говорили отцу добрые слова. Наконец, слово взял бригадир слесарей. Он сказал: „Дорогой Лев Фёдрович! Мы любим вас, как отца родного. Спасибо, что Вы не обижали рабочих.      А на прощанье-- хочу сознаться, что в ведро, которое  приносил с собой, я наливал не Бензин, а пиво. И чистый спирт, что Вы наливали в ведро, очень помогал нам Согреваться там, в доках. Бригадир подошёл к отцу, и они расцеловались.