Путь учителя и поэта

Анастасия Павленко
Поэт после смерти остается жить в стихах, учитель – в учениках, садовод – в садах. Алим Арифи, чей 100-летний юбилей в этом году отмечает самаркандская интеллигенция, оставил после себя и проникновенные строки, и сотни учеников, и взращенные любовью сады. Но главное – он оставил светлую память об эпохе, в которой жил и творил, потому что именно на таких людях обычно держится земля, а в случае Арифи – Самарканд.

Аромат книг и цветов в доме, находящимся в двух шагах от Регистана, был всегда. Рукописные фолианты с арабской вязью, каких за 200 лет в семье ювелиров и мыловаров накопилось больше тысячи, привлекали внимание Алима (в переводе с тюркского - ученый) с детства. Книголюбию способствовал и его отец. Видный общественный деятель, поэт и богослов Ариф Гульхани (Гульхан в переводе - пламенный), лично знакомый с Фуркатом и Мукими, в своем благоухающем саду собирал таких литераторов, как Саддридин Айни, Туграл, Саид Ахмад Васли, позже в его доме бывали  Ш. Рашидов,  А. Хамдам,  А. Мухтар и другие. Высокий слог, на котором изъяснялись почетные и частые гости дома,  не мог не повлиять на старшего сына пламенного поэта. И в пять лет Алима уже водили в школу старого образца, где учили чтению, письму и следовать канонам ислама.
 
На дворе стоял 1918-й год, поэтому одновременно с мактабом Алим вместе с братом берет частные уроки по русскому языку. Впоследствии совершенное владение тремя языками  - узбекского, русского и таджикского - сыграет решающую роль в его образовании и педагогической деятельности. Уже в 16 лет он, окончив к тому времени новометодную школу, вместе с отцом, мударисом «Мадрасаи нав»,  берется за ликвидацию безграмотности, помогая самаркандцам адаптироваться к новой реальности. Культурная революция 20-30-х годов прошлого столетия ломала привычный уклад  жизни, срывая с женщин паранджу, сея атеизм и меняя арабскую графику на латиницу, а затем кириллицу. Инакомыслие карались казнью или ссылкой в Сибирь. Адаптироваться пришлось и семье Гульхани, принеся в жертву свою богатейшую библиотеку, от которой на сегодняшний день осталось лишь 130 книг. Однако пена революции ушла, способствуя  рождению новой интеллигенции. К блестящей плеяде просветителей относился и молодой Алим Арифи, не перестававший тянуться к науке, особенно открывавшей тайны природы.

В учености богатство, его источник – книги,
Свет знаний разбивает невежества вериги.

Почему соль соленая, а трава зеленая? Почему вода точит камень и поют соловьи в саду? Ответы на эти вопросы Алимжон мог получить в созданном в 1927 году Самаркандском государственном университете. Вот где пригодилась забота отца, отправлявшего сыновей на уроки русского языка, ведь диковинные предметы, как химия и биология, преподавали профессора из России. Алим не только сам впитывал новые знания, но и переводил лекции преподавателей своим однокурсникам. К тому моменту 20-летний учитель Алим Арипов был награжден первой почетной грамотой за вклад в образование.

Переводчиком сердца я сделал перо,
Чтоб воспеть красоту и творящих добро!

После окончания университета в 1937 году Арипов поступает в аспирантуру, но серьезная болезнь помешала сделать научную карьеру. После выздоровления он продолжает педагогическую деятельность и преподает естественные науки сначала в институте и техникумах, а затем в школах.  Именно тогда Алим Арифи начинает писать стихи.

«Будете гостем» - одно из первых своих творений – он прочитал на поэтическом вечере в саду у отца и сразу получил благодатный отклик в виде написанной композитором Махди Халиловым к нему музыки. Через несколько недель песня на стихи Арипова исполняется Шарофом Сайфиддиновым во время спектакля на сцене театра юного зрителя. С тех пор за учителем закрепилась слава поэта, которую, впрочем, он никогда не искал и даже сторонился ее, успев при жизни, к 70-летнему юбилею, выпустить только один сборник стихов. Хотя к этому же времени его песни звучали по радио и телевидению в исполнении народного артиста Узбекистана Артыка Атаджанова, заслуженного артиста республики Собиржона Муминова и других. Ведь главное для Арипова было честно трудиться на своей родной земле.

Пока человек не испытан в труде,
Героем не будет он признан нигде.

Работая одновременно в 4-х школах Самаркандского района и городской вечерней школе, он не переставал возиться с землей: на семейном столе всегда были фрукты и овощи, выращенные Ариповым. Кстати, именно он первым в Самарканде начал разводить горшечные  растения, приучая местное население к вечнозеленой красоте на подоконнике. Но его мечта о создании в Самарканде ботанического сада так и не была реализована.

Алим-ака никогда не опаздывал и ценил чужое время. Раздражался, когда заявленное мероприятие – собрание или свадьба - вдруг начиналось на час позже. Требовательное отношение к другим начиналось, прежде всего, с самого себя. Спал, как Ибн Сино, по четыре часа в сутки, иногда урезая и это время для неожиданно пришедшего вдохновения. Весь его день до поздней ночи был наполнен полезным трудом, при этом Арипов всегда ходил пешком. Свою страсть к пешим прогулкам он объяснял просто: "При ходьбе мысли встают на нужное место и оздоравливается организм, к тому же приятно по дороге встретить старых знакомых". Что интересно, у проходившего ежедневно 7-8 километров по пыльным либо заснеженным дорогам Арипова костюм выглядел, будто его только что принесли из химчистки, а туфли – из магазина. Причем ухаживал за своей одеждой исключительно сам, считая зазорным взваливать на плечи жены то, что способен сделать своими руками. 

А своими руками он делал многое. До сих пор в 95-й школе, которой Заслуженный учитель Узбекистана Алим Арипов из своей полувековой педагогической деятельности посвятил 25 лет, в кабинетах химии и биологии можно встретить предметы, которые он изготавливал вместе с учениками.

Коль во тьме все пути, от путей отрекись!
Коль в очах нет добра, от очей отвернись!
Коль родным называя, наветы плетут,
Ты таких лицемеров всю жизнь сторонись!

Арипов всю свою жизнь боролся с невежеством, выражавшимся не только в безграмотности и необразованности - это побеждалось при помощи знаний, полученных из книг. В своем творчестве и общественной деятельности он пытался заклеймить невежество духа, которое часто скрывается за демагогическими речами. Он был одним из первых, кто инициировал проведение праздника Навруз в своей родной махалле «Коканд». Приложил усилие для сохранения стены Афросиаба, у подножия которой была открыта мастерская для автомашин. Во время бездумной антиалкогольной кампании в 80-х годах выступал против тотальной вырубки виноградников в Самаркандской области. Алим Арипов был настоящим подвижником, неся в народ на протяжении всей жизни высокую культуру и воспевая любовь к родному краю.