Короткое свидание с Набоковым

Александр Кудинов
Женевское озеро.  Катер идет вдоль городка Веве. Вижу!!!Вон Чарли Чаплин!.. Ну памятник, конечно.. А это чей памятник? Ну да бог с ним..   В бинокль рассматриваю городок во всех подробностях, слева вижу ветку фуникулера. Ого! Высоко как! Наверно  вид оттуда...ну вот быстроходный катер подлетает к  Монтрё. Вижу еще памятники.. Все они, словно вышли на набережную, полюбоваться великолепными видами, открывающимися с этой части озера, слева Альпы с белоснежными вершинами и черными мрачными в закатном солнце скалами, а справа , уже празднично освещаемые все тем же солнцем, Швейцарские деревушки. Впереди , прямо передо мной , расстилаются бескрайние просторы озера, за спиной сам небольшой городок Монтрё, знаменитый ныне курорт, смею думать ,что и благодаря ему тоже, тому к кому я собственно и приехал. Катер сбавляет ход, причаливаем и я схожу на берег. Иду вдоль набережной..А это кому памятник? Смотрит на озеро, франтовато отставив ножку, правая  рука в порыве вскинута вверх. Читаю.. Фредди Меркьюри....Ну да.. Да.. Все надеялся, что его тут вылечат, говорят угрохал целое состояние, пытаясь с помощью швейцарцев избежать своей участи, клиническое лечение здесь в Монтрё отменное, но увы.. Не помогло.. Вот стоит теперь памятником на берегу Женевского озера . Сколько же знаменитостей здесь проживало! Ну вот и тот ради которого я сюда и приехал, а вернее приплыл. Да тут целый парк скульптур, всё больше короли популярной музыки, Элла Фитцжеральд , ну т. д. И как он затесался в такую компанию? Не случайно сидит , покачиваясь на стульчике от всех отвернувшись..
        - Здравствуйте, Владимир Владимирович...
Мне почудилось? Или он мне ответил? Сидит, усталый по-моему ,смотрит не на озеро, а в сторону и одновременно внутрь себя.
    Я стою перед памятником Набокову Владимиру Владимировичу и сзади него, через дорогу вижу отель, в котором он проживал последние  десять лет.  Тоже стиль жизни, он мог позволить себе и купить дом, и нанять прислугу, но вот выбрал такой образ жизни. Занимал несколько номеров, в одном проживал сам...Состояние, после того как "Лолита " разошлась по всему миру, его было таково, что он мог позволить себе всё, но, повторюсь, предпочел отель... Хотя, с другой стороны удобно:  накормят, напоят, уберут, постирают...
   - Чего пришел?- словно спросил Набоков, продолжая удерживать равновесие  на своем бронзовом стуле.
  Вихрь вопросов пронесся в моей голове, но пугаясь, что магия контакта исчезнет, я ляпнул:
   - Благославите меня.
  - Легко.. Благославляю..
  - И.. Это все?
   - А чего тебе еще?
Мы молчали, каждый в своём, облака на противоположном берегу стали сползать в озеро, растворяясь в нем .
   - Ты Пушкина "Капитанскую дочку" читал, - вдруг спросил Набоков.
   - Читал, конечно..
   - Ну вот.. И пиши как он, короткими  фразами  и попроще.. Шучу, конечно.. А что ты думал я тебе скажу?
   - Ну, может быть, что писать надо сердцем, - замялся я.
    - Если оно есть это сердце..
 Магия исчезла, я остался отдельно, а памятник Набокову Владимиру Владимировичу отдельно. Он продолжал балансировать на стуле, удерживая равновесие, не глядя на прекрасное озеро , лежащее у его ног . Он балансирует и ловит равновесие на стуле вот уже много лет, словно хочет понять что-то главное внутри себя. Мне тоже захотелось чтобы он поймал эту свою мысль, успокоился и посмотрел на озеро, такое разное в каждое мгновение.
   Уверенный, что может быть когда-нибудь так и будет, и почему-то покойно было на душе, я поднялся наверх в старый город и посмотрел в сторону Женевы, туда где Рона вытекает из Женевского озера или из озера Леман, как его называют ещё французы. Посмотрите на карту и вы увидите какую часть озера занимает Франция, а какую Швейцария.  Швейцарская часть более развита по всем показателям. Я каждый день наблюдал как французы из Эвиана добираются на пароме в Швейцарию на работу, вечером возвращаются обратно. Пора расставаться.. И не хотелось, но и находиться рядом было как-то неуютно, словно я своим присутствием потревожил его. Я пошёл вниз к озеру, к пристани, где стоял катер.
   Второе по величине озеро Европы было сегодня спокойно, величественное и мудрое..