Шарль Бодлер. Род Каина. Часть 1

Тина Гай 2
Шарль Бодлер, один из самых любимых поэтов, с которым познакомилась довольно поздно, уже будучи студенткой философского факультета. В школе о нем ничего не говорили и даже имени его не слышала.


После университета долго не прикасалась к стихам Шарля Бодлера, пока не наступил кризис девяностых, превративший  в одночасье капитализм в реальность и выбросивший тысячи бывших советских людей на обочину жизни.


Тогда для меня  Бодлер стал не просто великим   французским поэтом-философом середины XIX века, он ожил, а цветы зла, воспетые им почти двести лет назад, проросли так быстро и буйно, что, кажется,  только и ждали своего часа  и благоприятного момента.


И хотя история Бодлера случилась не здесь и не сейчас, но именно здесь и сейчас она становится все более и более актуальной, потому что наша жизнь   все больше похожа на жизнь, порождающую цветы зла.


Жизнь, в которой  в равной мере  есть добро и зло, молодость и старость, одиночество и человеческое тепло, радость и страдание.  Поэт пытался их прожить, принять, привить,  совместить, но слишком бунтарь и слишком устремленный к Идеалу и Богу, Бодлер так и не смог найти между ними компромисс, проваливаясь то в одну, то в другую сторону.


Но все-таки, испытав на себе все,  он нашел свою истину: человек всегда будет между волком и собакой,  между природным животным началом  и Богом, в нем  неистребимо зло, равно как и добро.  Нет красоты без тления, нет бессмертия без смерти, нет добра без зла. В этом вся философия Бодлера.


Родился Шарль Бодлер в апреле 1821 года в благополучной парижской семье. Единственное, что было не естественным в этом браке–почти тридцатипятилетняя разница между отцом и матерью, что давало право говорить о неравном браке.


Отец, Жозеф Франсуа Бодлер, к тому времени имел хорошую репутацию в обществе, хотя был выходцем из крестьянской семьи. В свое время он закончил Парижский университет, получил хорошее философское и богословское образование.


По окончании университета  Жозеф Франсуа Бодлер принимает  священнический сан, однако, спустя десять лет, решает посвятить себя административной карьере  и снимает  сан священства. Хорошее образование развило в нем природный художественный вкус, он был знаком с многими художниками и скульпторами, сам хорошо рисовал и оказал очень сильное влияние на сына,  привив мальчику вкус к искусству.


Гуляя с ним по садам и скверам Парижа, он показывал   ему скульптуры, рассказывал о художниках, научил сына рисовать.  Но вскоре, когда  Шарлю Бодлеру было всего пять лет, отца не стало.


Мать, Каролина  Дюфаи,  в отличие от отца, была бедна, росла без родителей, не была красавицей, но у нее был  живой ум и она была молода. Наверное, бедную девушку пленили ум, манеры и богатство Франсуа Бодлера, а может быть просто бедность заставила  двадцатипятилетнюю  девушку выйти замуж за  60-летнего старика.


Прожив в браке шесть лет, Каролина осталась вдовой, но через год вышла замуж за тридцатидевятилетнего майора, будущего дипломата и генерала Опика. Для Бодлера это стало личной трагедией, а второй брак матери иначе как предательством он не называл.


Второй удар и новое предательство последовали, когда мальчику исполнилось одиннадцать   и Опика направили  в Лион. Шарля отдали  в интернат при лионском Королевском колледже, отлучив от семьи и матери. Здесь  он пробыл четыре года.


Двойное предательство матери сделали свое дело:  мальчик стал неуправляемым, своенравным и бунтарски настроенным.


Все остальное было лишь  проявлением  и следствием недолюбленности мальчика в детстве, тяжелой психологической  травмы от предательства матери, которую любил всей душой, и ждал, что когда-нибудь она его пожалеет и обнимет от всего сердца. Но этого Шарль так и не дождался.


Когда семья вернулась в Париж и мальчика отдали учиться в Коллеж Людовика Великого, он уже был трудным подростком: плохо учился, хотя все признавали его способности,  вел себя нагло и вызывающе.


Однажды из-за случая, когда  Шарль отказался  выдать тайну товарища, разорвав  переданное ему письмо и съев его,  был чуть не исключен из школы, но  Бодлер  сказал, что «предпочитает любое наказание выдаче тайны товарища».


Но  все-таки он получил степень бакалавра и в восемнадцать лет стал самостоятельным, объявив родителям, что хочет быть поэтом.


Теперь уже для родителей настало время  держать  удар. Их мечта о том, что Шарль станет дипломатом, провалилась, а реакция матери на известие, кем он хочет стать, описана в стихотворении «Благословение», которым открывается  самый первый  раздел шедевра Бодлера «Цветы зла»:

Когда веленьем сил, создавших все земное,
Поэт явился в мир, унылый мир тоски,
Испуганная мать, кляня дитя родное,
На Бога в ярости воздела кулаки.

"Такое чудище кормить! О, правый Боже,
Я лучше сотню змей родить бы предпочла,
Будь трижды проклято восторгов кратких ложе,
Где искупленье скверн во тьме я зачала!

За то, что в матери уроду, василиску,
На горе мужу Ты избрал меня одну,
Но, как ненужную любовную записку,
К несчастью, эту мразь в огонь я не швырну,

Я Твой неправый гнев обрушу на орудье
Твоей недоброты, я буду тем горда,
Что это деревце зачахнет на безлюдье
И зачумленного не принесет плода".


Здесь Бодлер  впервые говорит, что скорбь и страдания – высший, если не единственный, признак благородства человека: «Я знаю, кто страдал, тот полон благородства». Это утверждение стало эпиграфом к его жизни.


После объявления своей независимости и решения стать поэтом, он знакомится с группой молодых литераторов и начинает вести  богемный образ жизни. Он ходит по злачным местам, начинает употреблять наркотики, пить вино и в конце концов в восемнадцать  лет заражается сифилисом. Эта не до конца излеченная болезнь  спустя двадцать пять лет станет причиной его смерти.


Ужас родителей от поведения сына, грубостей и своенравия, заставил их принять решение отправить его  в  Индию на "исправительные работы". Но до Калькутты Бодлер не доплыл, умоляя вернуть его обратно. Но путешествие оказало огромное влияние на его поэтический дар. Он впервые столкнулся с экзотикой, новыми цветами, запахами, новой красотой.


Меньше чем через год он снова в родном  Париже. Но сейчас он уже совершеннолетний, имеющий право на немалое наследство отца в 100 тысяч франков,  получивший материальную и моральную независимость от родителей. В двадцать два года Бодлер  начинает вести новую самостоятельную жизнь.


И начинает он ее с создания имиджа денди: Шарль Бодлер тратит деньги на дорогую одежду, желая произвести впечатление, на женщин, друзей, наслаждения, наркотики, вино. Он швырял деньги налево и направо, не ценя их.


Неуверенность в себе, робость и саморефлексия приводят его к проституткам, а не к благопристойным женщинам, с которыми он боялся знакомится в страхе, что те откажут ему. Бодлер рано понял вкус чувственной любви, которую дала ему Жанна Дюваль.  Любовь или страсть, привязанность или привычка? Кто знает.


Говорят, что Жанна была недалекой девушкой, пленившая его  чувственностью, формами, свободой выражения желаний и бесстыдством. До самой ее смерти Бодлер  оставался привязанным и преданным ей, помогая и поддерживая в трудные минуты. Пусть она не понимала его стихов, обманывала и выманивала деньги, изменяла при случае, но они были нужны друг другу.


Два года такой свободной и независимой жизни привели Шарля к самоубийству. За это время он промотал половину своего наследства, получил массу дурных привычек и хронических заболеваний.  В двадцать четыре года он пишет другу предсмертное письмо:


«Убиваю себя - без печали. - Не испытываю ни одного из тех потрясений, что люди называют печалью. – Мои долги никогда не были источником печали. Нет ничего более легкого, чем возвыситься над подобными вещами.


Я убиваю себя потому, что не могу больше жить, потому что невыносимо устал каждый раз засыпать и просыпаться. Убиваю себя  потому, что я бесполезен другим – и опасен для себя самого».


Единственной заботой поэта перед смертью была, ни мать, ни брат, ни отчим, а  Жанна Дюваль.


Однако покушение на самоубийство закончилось неудачей, нож прошел мимо сердца. Но «любящие и заботливые»  родители настолько были обеспокоены тем, что происходило с сыном, что на семейном совете было решено в судебном порядке  установить над Шарлем Бодлером опеку, ограничив его финансовую самостоятельность.


Опека была возложена на адвоката семьи, который по решению суда  выдавал Шарлю по двести франков в месяц на карманные расходы и не более.  Так закончилась бурная самостоятельная жизнь, в которой он узнал все, к чему стремился, и  которая дала ему возможность стать великим поэтом.


Началась трагическая вторая половина жизни.
(продолжение следует)


Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/sharl-bodler-chast-1/