Еще раз о человеке, который мыслит

Сергей Корягин
Одним из главных пороков философии марксизма является ее претензия на окончательное решение всех вопросов, в частности вопроса о первичности материального по отношению к идеальному. Этот порок был перенесен и в истмат, чтобы доказать приоритет экономического над духовным, абсолютизировать классовую борьбу угнетенных за свои материальные интересы, неизбежность пролетарской революции и революционной диктатуры пролетариата. Здесь Марксу удалось создать сквозную логическую цепь, построить лестницу, по ступенькам которой  человечеству предстоит подняться из предыстории в историю и строить коммунизм. Историческая концепция Маркса – тоталитарное учение, то есть учение, не допускающее иных вариантов трактовки истории. Но практика опровергла его, оно пало под тяжестью невыполнимой задачи. Бросается в глаза избыток последователей Маркса в России, ортодоксальных и ревизионистов. Этот избыток можно объяснить тем, что марксистов Советы готовили, как колбасу на конвейере огромного мяскомбината и произвели их столько, что не сосчитать. Ведь они собирались править до конца веков!

Сегодня мы с Владимиром Першиным, ревизионистом, говорим о человеке. Прежде всего человек – биологическое существо, говорит он. «Природа уже делала свое дело, прежде чем появился человек, и его мысли». Из сказанного можно понять: сначала природа сделала свое дело – создала биологическое существо, которое потом стало мыслить. Суть здесь в том, что материалист природу и мысль разделяет во времени: сначала было одно, потом в результате эволюции появилось другое. В результате долгой эволюции, долгого естественного отбора. 

А Гегель, Марксов учитель, думает иначе. Если природа познаваема (а опыт учит, что она познаваема), то природа и мысль первоначально тождественны по своей сути, по своей закваске.  Кантова вещь в себе на первый взгляд кажется недостижимой для познающего субъекта, но с этим ее «упрямством» легко справляется даже животное: долго не раздумывая, оно хватает ее и проглатывает. Что остается? Только мысль. Да и практическая деятельность доказывает, что разум может не только познать поверхность  вещи, но и проникнуть внутрь нее. Природа разумна, и разумность природы поднимается по логическим ступеням: механизм, химизм, биологизм. Что происходит с появлением на земле существа, похожего на человека? Разум просыпается. Сначала в простейших формах общения первобытных людей с помощью жестов и нечленораздельных звуков. Появление звукового языка, а потом письменного – это уже настоящая история. Мысль «вышла из природы» с помощью усилий, потуг в трудовой и прочей деятельности человека и шла вместе с развитием его биологической «конструкции», вместе, но с некоторым опережением. Это уже была примитивная воля примитивного существа, в основе которой были заложены все потребности и инстинкты животного. Определяла ход дальнейшего исторического развития мысль. Определяла, но лишь настолько, насколько миноискатель определяет продвижение минера по минному полю, по которому на каждом шагу расставлены ловушки для жизни.

«Получается, что первоначально мысль возникла из ничего, из пустоты», – читаю я у Владимира Першина возражение против моего тезиса: вначале была мысль. «А природа из чего возникла?» – спрашиваю я в пику. «Природа материальна, а материя вечна», – его вероятный ответ. Да, в основе всякой философии лежит предположение о существовании некой первоначальной причины, которая существует от века, которая является причиной самое себя. И от этого никуда не уйдешь. У Спинозы такой причиной является субстанция, у Лейбница – монада, у Гегеля – понятие, у Маркса – материя. Современному мыслителю есть из чего выбрать. Российской интеллигенции был силой навязан марксизм, и «плавает» она сегодня в «закрытом бассейне» диалектического материализма, все выходыы из которого закрыты на замки консерватизма, привычки, душевной лености и страха перед тяжелой работой освобождения. Владимир Першин и подумать боится о том, что в основе мира, природы лежит не материя, а понятие, мысль, идея, дух.

Ключевыми словами для понимания гегелевской философской концепции является его мысль из предисловия к «Философии духа», стр. 9: «На мой взгляд, который должен быть оправдан только изложением самой системы, все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект». Что это значит? Это значит, что если субстанция мертва, если в нее от века не заложен принцип самодвижения, саморазвития, если в ней отсутствует «свернувшееся в своей простоте» в-себе-бытие – готовые отправиться в путь идеальные силы, то никакого развития не будет. И Гегель предположил, что этой идеальной силой является понятие, оно же – субъект. Единство и противоположность субъекта и субстанции (объекта) – первое противоречие, которое обрамляет процесс и позволяет мировому духу выбрать один из вариантов исторического развития в заданном диапазоне. Полагание – противополагание – снятие противоречия,  отчуждение – снятие отчуждения – новое единство. Маркс предположил, что отчуждение собственности превращает ее во враждебную человеку силу, его, это отчуждение собственности, следует снять путем ее обобществления. Красиво все это выглядело на бумаге, однако реальность показала, что отчуждение власти (революционная диктатура пролетариата) стократ опаснее для жизни общества, чем все пережитые человечеством отчуждения, вместе взятые.

Интересно вот какое признание моего оппонента Владимира Першина: «Мысль человека идет впереди дела только в рамках познанной и практически преобразованной им  окружающей действительности». Я думаю, Марксову теорию он выразил неточно. Маркс сказал бы так: «… в рамках познанной и подлежащей преобразованию действительности». Ученый познал жизнь, определил, куда она идет. Потом, чтобы его последователи сочиняли по ходу истории, а не против ее хода, и строго придерживались предложенных выводов, передал свои соображения коллегам в Институт философии. Чья мысль здесь «идет впереди дела»? Только первооткрывателя. Мысль унижена, положена в банку со спиртом и законсервирована. Христос познал истину жизни две тысячи лет назад, и теперь христиане только повторяют слова, которые зафиксировали его сподвижники. Маркс «познал истину жизни» в середине XIX века, сегодня марксисты только повторяют слова, которые он оставил на бумаге. Как Христовы заповеди. Зачем природа дала мозги современным марксистам? Почему они не ценят собственного достоинства?.. Нет ответа.

Можно прочитать у Гегеля: «Сова Минервы вылетает только в сумерках».  О чем говорят эти слова? О том, что только после завершения определенного цикла исторического развития мудрец может сесть за стол и нарисовать картину событий. И сделать определенные выводы,  чтобы политические деятели новой эпохи прочитали написанное и извлекли уроки. Марксу этого было мало: «Прежние философы лишь объясняли мир, задача же заключается в том, чтобы изменить его», – заявил он. Но философ мелочиться не станет, и Маркс предложил план глобальной переделки мира, чтобы человек стал на голову, а его желудок оказался вверху. И беда обрушилась прежде всего на нашу страну, огромная беда, которую, к сожалению, не все осознают. В последующих текстах я продолжу разговор о марксизме и его толкователях. Среда, 25 апреля 2013 года