Депрессняк

Владимир Волконский
ЭПИГРАФ: Человек, прячущийся от будущего в своем прошлом, теряет еще и настоящее...


...По моим ощущениям мы проплыли уже где-то метров 800 и, если с берега водоем казался не более, чем лужей для детей детсадовского возраста, то теперь у меня было чувство, что нас бросили в Атлантический океан - впереди было еще с пол километра водяной глади, если не больше, а силы уже начали покидать меня. Модель шла хорошо поставленным кролем, не сбавляя оборотов. Я, проклиная тот день, когда сел за баранку этого пылесоса, прилагал максимум усилий, чтобы не отстать. "Черт меня дернул с ней связаться, - думал я, отплевывая воду, идущую, как от водометного двигателя, у нее из-под ног, - кажется нарвался на олимпийскую чемпионку! Пожалуй, если буду тонуть, то она даже не остановится?!" - мелькнула в голове шальная трусливая мысль. А воспаленный мозг уже подбрасывал картинки одна страшнее другой. "Вольдемар-то наш утонул, попав под винт олимпийской чемпионки..." - "Да, страшная, нелепая смерть, даром, что кандидат в мастера спорта по плаванию..." - "Одно дело в бассейне рекорды бить, другое дело на открытой воде..." - "Не надо было даже начинать!.. И главное - с кем связался?!" - "А труп-то его нашли?.." - "Да вон, к тому берегу прибило..." - "И что мы теперь его матери скажем...". От горьких мыслей меня отвлек шум работающего на полных оборотах вертолетного двигателя. "Неужели вызвали спасателей?" - "Откуда они здесь?". Меж тем от зависшего над нами вертолета образовалась огромная воронка диаметром в лопасть винта и она становилась тем глубже, чем ниже он опускался. Со стороны могло показаться, что какое-то гигантское хвостатое насекомое зависло над водоемом и жадно пьет из него воду, а все, что не может выпить - разгоняет по сторонам. В воздухе стоял шум и грохот от работающего на повышенных оборотах двигателя и столб водяной пыли, поднятый вверх центростремительной силой вращающегося винта, а внутри всей этой искрящейся карусели мы с офигевшей от всего происходящего моделью. Она тоже, как и я, остановилась и, задрав голову, ошалело смотрела вверх. Для полноты картины не хватало только веревочной лестницы, сброшенной из вертолета. Вместо нее оттуда высунулся мегафон и усиленный динамиками мужественный голос, перекрывая шум двигателя, прокричал: "Зайчик, с тобой все в порядке? Этот тип не пристает к тебе?"... Я проснулся в холодном поту... Надо же такому присниться! И опять этот вертолет! Сколько можно? Ведь не было же ничего такого... Или было?

Подчас такое отчаяние находит... Да что там подчас... Довольно часто... Особенно в последнее время. Жить не хочется. Окончательная утрата каких-либо целей и ориентиров. То есть они, конечно, есть, но теперь ты отчетливо понимаешь всю их иллюзорность и недостижимость. А зачем тогда жить? Все бренно! Без мечты жизнь пресна и бесцветна... Раньше мечта освещала твой путь и придавала ему хоть какой-нибудь смысл. А теперь все в тягость, летом - жара, зимой - холод, годы летят - ты не молодеешь. Увы!.. Бытовая неустроенность, болезни, даже не реальные, а возможные. И главное ощущение... Понимание, что все зря... И жить не хочется и умереть страшно. А где выход?

В такие минуты я ищу спасение в прошлом. Я возвращаюсь туда в надежде хоть на мгновение окунуться в мир, где время течет медленно, у тебя все хорошо, за тебя все решают родители, а тебе остается только радоваться жизни и мечтать. Только тогда ты мечтал поскорее стать взрослым, а теперь ты мечтаешь хоть на минуту вернуться назад в детство.
Но среди всех моих детских воспоминаний, в которые я ныряю в поисках спасения, особняком стоит это. Почти позабытое (я о нем вспоминаю очень редко - держу про запас, на самый худший случай). Оно, как ни странно, не связано с детством. Мне тогда было уже лет 25...27. И тогда я меньше всего думал, что именно оно так врежется мне в память и что именно в нем я буду искать утоления своих печалей.

Это была обычная поездка с друзьями на речку. Ну как обычная? Обычная, да не совсем. Руслан тогда купил первую свою машину - красную "восьмерку" и мы поехали обкатать ее. Жизнь била ключом. Мы были молоды, глупы, наивны и полны радужных надежд (по крайней мере, я!). Для нас все только начиналось и мы свято верили, что нас ждут великие дела. Ведь за окном было начало 90-х - время неограниченных возможностей. Сегодня ты мог быть еще никем, а завтра ты уже успешный бизнесмен, брокер или директор СП. Деньги варили на чем угодно (поверьте, все Абрамовичи и Ходорковские тоже начинали именно так). У меня, правда, никогда это особенно не получалось. А вот Руслан преуспел (сейчас, сами понимаете, он ездит не той самой "восьмерке". Я уже со счета сбился сколько машин он сменил). Но не буду забегать вперед... На дворе стоял июнь месяц, была 30-градусная жара и мы ехали на пляж. Руслан взял с собой очередную свою девчонку (уже даже не помню, как ее звали), я был один, а пляж был уже платный. Какие-то делки подсуетились и на месте бесплатного раньше пляжа появился платный. Больше, впрочем, делки ничего менять не стали. То же самое солнце, тот же самый песок, та же водичка, но уже за деньги. Время было рабочее, поэтому людей было не много. Это сейчас там яблоку упасть негде, а тогда - пара десятков машин, среди которых резко выделялись первые подержанные иномарки, и людей не больше полусотни.

Сейчас, возвращаясь назад, я пытаюсь вспомнить, что же меня тогда так поразило?.. Да, скорей всего тишина... Было удивительно тихо... Особенно после городской суеты. Спокойствие и умиротворенность будто были разлиты по всему пляжу... Никто никуда не спешит. Время течет размеренно и чинно, словно подчиняясь общему неторопливому ритму. Все настраивает на благостный позитивный лад. Это где-то там, за окружной люди воюют за бренный металл, а здесь только те, кто эту войну уже выиграл. Средний класс...
- Хорошая погода, не правда ли?
- Не могу с вами не согласиться...
- Вам угли для шашлыка оставить?
- Спасибо, вы очень любезны...
- Сколько литров жрет ваша машина?
- 12...
- Серьезный аппарат! Из Германии пригнали?
- Нет, тут брал...
- Руслан...
- Валера... Очень приятно.
- Давно тут?
- С утра...
- А мы только приехали...

Я лежу на песке. Мыслей - ноль. Мне хорошо. Все проблемы остались дома. Я о них даже вспоминать сейчас не хочу. Краем глаза вижу ухоженную блондинку с маленьким ребенком. "Интересно, на чем она сюда приехала? Может на этом синем "Гольфе"? Или на той "слепой" Мицубисе? А, впрочем, какая разница?! Ясно, что не пешком пришла..."
- Не подскажите, сколько время?
- Не знаю, часы остались в машине. Наверное, около двух...
Ей лень отвечать, так же, как мне лень спрашивать. Мне и так хорошо... Время тянется медленно, как черепаха, цепляясь минутной стрелкой за каждое деление, и останавливаясь на каждой цифре, чтобы передохнуть. Ему тоже хорошо... Синее небо, обрамленное зелеными соснами, где-то на горизонте сливается с такой же синей водой. Прохладный песок приятно холодит ноги. Я чувствую, как загар ровным слоем ложится на мое утомленное бездельем тело. Надо бы перевернуться...
- Вольдемар, шашлык будешь?
Мне лень даже отвечать. Безмятежность завладела моим телом и я боюсь даже пошевелиться, чтобы не расплескать это чувство. У меня нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее. И я пью его по капле, наслаждаясь каждым глотком. И хочу, чтобы так было всегда...
- Сколько тебя звать?! Шашлык остынет! - чья-то тень закрыла от меня солнце.
Я приоткрыл левый глаз. Силуэт Руслана в лучах солнца расплылся и подрагивал. От него шло сияние. Ощущение безмятежности исчезло - реальность в образе Руслана напомнила о себе.
- Жри сам! Я не голодный... Или отдай голодающим Африки!
- Брось придуриваться. Пригласи лучше вон тех двух симпатичных девчонок.
Я скосил глаза в ту сторону, куда указывал Руслан, и действительно обнаружил там двух очаровательных фей, словно выпорхнувших из пучины морской. "Наверное, вылезли из воды, пока я предавался мечтам..."
- А как же твоя?
- А что моя? Скажем ей, что они с тобой, а потом разберемся...

Девчонок долго уговаривать не пришлось. И пока Руслан, как всегда отмалчивался, мне пришлось солировать за двоих. Девчонки с плохо скрываемым восторгом смотрели мне в рот. Найдя благодарную аудиторию, Остапа понесло. День обещал закончиться лучше, чем начался...
- А давайте выпьем за Родину! - неожиданно голосом Кисы Воробьянинова разрушил всю идиллию Руслан.
В этот момент Остапа не стало. Солнце потухло. Руслан своим дебильным тостом полностью растворил меня в серной кислоте. Кто я рядом с ним?.. Пигмей? Клоун? КВН-щик недоделанный?! А он бывший офицер, летчик, уволенный из армии в запас за то, что разбил самолет стоимостью 30 млн. долларов... Практически герой! Да еще и предлагает выпить за Родину! И то ерунда, что из нас пятерых никто не пьет, вернее пьют только девчонки, потому что я, вообще, не пью, а Руслан - за рулем. И ерунда то, что он не летчик, а офицер наземного сопровождения полетов. И в кабине пилота оказался потому, что его друзья-летчики дали ему "порулить". И что он ухитрился разбить машину, которая была оснащена автоматической системой "от дурака", тоже ерунда. Как он ухитрился ее отключить и почему она не сработала? В этих вопросах разбиралась уже военная прокуратура... Но сейчас все это не имело уже никакого значения, потому что после тоста "За Родину!" фигура Руслана достигла поистине исполинских размеров и закрыла собою солнце.
- Пойду в волейбол поиграю!
Мне показалось, что моего ухода никто даже и не заметил...

На волейбольной поляне играли "чайники". Мне - члену сборной института по волейболу играть с ними было - терять класс. Но выбирать было не из чего. "Ладно, так уж и быть, покажу им  высший пилотаж" - решил я... Но не тут-то было. Оказалось, что играть на песке и играть на паркете - это не одно и то же. Трудно подобрать момент для прыжка, уходя по самые рессоры в песок. Пару раз так опозорился, что хоть святых выноси. Хорошо еще, что никто не знал, что этот лузер, который играет рядом с ними - кандидат в мастера спорта по волейболу. Сет мы кое-как выиграли, но продолжать чего-то расхотелось.

"Где-то тут я турник видел, - подумал я, - Пойду, повишу - позвонки растяну..."
Турник оказался ржавым ломом, вставленным меж двух сосен. Я запрыгнул на него и закрыл глаза. Ощущение безмятежности возвращалось, а вместе с ним и радость бытия...
- Что, тяжело? - нарушил зарождающуюся идиллию чей-то голос.
Я, не спрыгивая с турника, повернул голову. У меня за спиной стояло пузатое чмо неопределенного возраста с ребенком.
- Да нет, не очень, - я аккуратно, чтобы не повредить позвонки, спрыгнул на землю.
- Следи за трассой! - неизвестно кому сказало чмо и, отряхнув руки, попыталось запрыгнуть на турник.
С третьего раза ему это удалось. Судорожно извиваясь всем телом, чмо подтянулось раз пять.
- Вот так-то! - гордо отряхивая руки от ржавчины, с чувством выполненного долга, опять-таки неизвестно кому сказало чмо.
- Что, вот так-то? - спросил я.
- Вот так надо подтягиваться! - уточнило чмо.
- А-а, - сказал я. - Тогда следи за трассой! - и с этими словами я легко вспрыгнул на турник.
- Раз, два, три, четыре... - послышалось у меня за спиной.
- Пять, шесть, семь, восемь... - по голосу было слышно, что чмо явно не рассчитовало, что я подтянусь больше него.
- Девять, десять, одиннадцать, двенадцать... - в голосе чма появились нотки неудовольствия и удивления.
- Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать... - по голосу стало понятно, что чмо уже жалеет, что связался.
- Шестнадцать, - сказал я и спрыгнул.
Повисла тягостная пауза.
- Зато я бегаю быстрее, - неизвестно кому сказало чмо. - Пошли, сынок!
И они со скоростью черепах важно почапали назад к воде. Причем, со стороны было видно, что пузатая черепаха явно идет со скоростью курьерского поезда на побитие мирового рекорда, а маленькая догоняет ее сзади на дрезине.

Вернувшись на пляж, я обнаружил рядом с Русланом и нашими новыми знакомыми еще одну девчонку, явно модельной внешности. Она с важным видом лежала на китайском полотенце, делая вид, что никто ей не нужен и не интересен.
- Как зовут принцессу? - спросил я, укладываясь на песок рядом с Русланом.
- Не знаю! - буркнул Руслан. - И никто не знает... - добавил он, (видимо его она уже обломала!).
"Ладно, и не таких объезжали" - подумал я и сделал пробный залп левым бортом.
- Девушка, а любите ли вы Самуэля Клеменса так, как люблю его я?
Девушка открыла правый глаз и навела его на меня. По ее лицу было видно, что она не то, что с творчеством Самуэля Клеменса не знакома, а и, вообще, читать не умеет. Или умеет, но умело это скрывает от окружающих.
- Ай донт ю андестенд!
- Чё? - не понял я.
Все с интересом наблюдали, чем закончиться наша дуэль.
- Я училась в английской школе и мы его не проходили! - смилостивилась надо мною модель, переходя на русский.
- А я учился в русской школе и мы его закончили изучать еще в 4-ом классе...
- Я рада за вас...
- ...Правда тогда он больше был известен, как Марк Твен. Вы слышали что-нибудь о Томе Сойере?
- Как говорите, Том Сойер? Первый раз слышу! А что он сделал? Он, что миллионер?
- Я подозреваю, что нет!
- Ну тогда у него нет шансов...
Разговор явно не клеился. В этот момент к нам подошел какой-то парень. По мобильному телефону, прикрепленному прямо к плавкам (на секундочку, было начало 90-х!), всему пляжу было видно, что либо он, либо кто-то из его ближайших родственников, прочно оккупировали две-три строчки в списке Форбс.
- Котик, скупнись и мы поедем! - обратился он к модели.
- А ты?
- Я не хочу!
Модель грациозно встала, сняла солнцезащитные очки и направилась к воде.
- Я, пожалуй, тоже скупнусь! - неизвестно кому сказал я и лениво, чтобы никто ничего не подумал, поплелся вслед.

Зайдя в воду по пояс, я поинтересовался у модели:
- А как зовут?
- Сплаваем на тот берег скажу!
Я посмотрел на тот берег. Отсюда он казался таким же далеким, как берег турецкий.
- Ты учти, я тебя на себе тащить не собираюсь!
- Будь спок, за мной катер пришлют... - и с этими словами она сиганула в воду.
Мне ничего не оставалось, как последовать за ней. Барышня с места рубанула кролем. "Кажется нарвался на олимпийскую чемпионку," - подумал я. "Но ничего, не зря же я все детство провел в бассейне, я и брассом не отстану...". Но сделать это оказалось не так уж легко. Модель шла хорошо поставленным кролем и не думала даже сбрасывать обороты. Я прикладывал максимум усилий, чтобы не отстать ("брасс" - самый медленный из всех стилей плавания, но я же все-таки мужчина!). День переставал быть томным... Мы проплыли уже метров пятьсот, впереди было столько же, если не больше. Модель шла крейсерской скоростью не менее 14 узлов в час, я уже сто раз пожалел, что связался. "Если буду тонуть, то она вряд ли даже остановится..." - мелькнула шальная мысль.

...Когда через полчаса мы все же доплыли до противоположного берега, мне уже было по барабану, как ее зовут. Я сидел на песке, не вылазя из воды, с трудом переводя дыхание... "Давно я не плавал на таких скоростях...". В 7-ом классе меня выгнали из бассейна, как бесперспективного, и, видимо, не зря!
- Ну что, поплыли назад?! - как ни в чем ни бывало спросила она.
- Нет, я останусь здесь и попрошу политического убежища...
- Меня, кстати, Милена зовут...
- А меня Уинстон Черчилль, младший... Где же твой катер?
- Он нас ждет в нейтральных водах.
- Нас? А как же твой миллионер?
Ее ответ заглушил шум работающего вертолетного двигателя, сквозь который пробивался многократно-усиленный динамиками голос миллионера:
- Зайчик, с тобой все в порядке? Этот тип не пристает к тебе?!
От зависшего над нами вертолета вокруг нас образовались концентрически-расходящиеся круги, а мы оказались внутри этой импровизированной водяной воронки. Было романтично и красиво, как в кино...

...Спокойно, господа, спокойно! Я понимаю, что было все не так. Но это же мои воспоминания? Могу я их чуть-чуть приукрасить? Самое интересное, что я не помню, чем закончился тот день... Ну, наверное, он как-то закончился, раз я сейчас пишу эти строки. Мы, по всей видимости, под вечер все-таки вернулись домой. И долгое время я, вообще, не вспоминал эту поездку. Ну, наверное, потому что жизнь и без того била ключом, и всякий последующий день был не хуже предыдущего и сулил новые незабываемые впечатления. Помню лишь только, что на обратном пути, сразу после того, как мы вырулили на трассу, нас догнала какая-то девка на новой "десятке", и весело подмигивая сквозь открытое боковое окно, предложила погоняться. Но Руслан никогда не был экстремалом и поэтому, сверкнув задними фонарями, золотистая "десятка" вместе с ее бесшабашной хозяйкой ушла за горизонт со скоростью не менее 180 км/ч, только мы ее и видели. Смешнее всего было наблюдать ее уже у въезда в город, где у светофора в ожидании зеленого выстроилось не менее 40 машин и она в первом ряду. Руслан обогнул всю эту кавалькаду с левой стороны - по встречной, и первым с едва появившимся зеленым въехал в город. Еще какое-то время мы могли наблюдать нашу знакомую в зеркало заднего вида, пока она снова не обогнала нас - теперь уже навсегда...

Сейчас, когда очередная волна депрессии и отчаяния вновь захлестывает меня, я мечась в поисках спасения по закоулкам своей памяти, всякий раз почему-то возвращаюсь именно в тот самый июньский вечер девяносто не помню какого года... Но почему в веренице событий, нанизывающихся друг на друга за прошедшие годы, я выделил именно эту ничего не значащую поездку на речку я не знаю. Когда и до нее и после были куда более значимые и интересные для меня события. Почему именно ее я держу в памяти своей на крайняк, когда становится совсем уже невмоготу?! Может за то секундное ощущение полной гармонии между прошлым и будущим, за неуловимое ощущение безмятежного счастья от полета в никуда, за минуты бездумия, умиротворения и отстраненного погружения в самого себя?.. Неужели в моей жизни ничего лучшего больше не было? И что это, вообще, было? Иллюзия счастья?.. А может это и было само счастье?..