Я живу в России

Алые Паруса Любви
                Я ЖИВУ В РОССИИ - произведение, занявшее ЧЕТВЁРТОЕ

 место во ВТОРОМ конкурсе Алые Паруса Любви МФ ВСМ по теме "Мы любовью к Родине богаты"

Автор  Рима  Саргсян

-Бабушка, а что такое Родина?
-Родина - это  место, где ты родился, где вырос, куда  тебе хочется вернуться, когда  ты далеко…   Это земля твоих прадедов и твоих будущих детей…   
 Этот короткий, но надолго запомнившийся диалог между любимой бабушкой и мною сохранился в моей памяти. С каждым годом я чувствовала, что когда-нибудь продолжение последует,  я узнаю много нового и открою для себя иной мир, мир любви, борьбы, страдания …Я много раз задумывалась о том, в какой стране живу, какую роль она играет в истории человечества, что она пережила, какие величайшие победы  одержала…Нам, конечно же, рассказывали на уроках истории о героических поступках, о том, как  не щадя жизни, люди   защищали свою родину- Россию от врага…  Я читала об этом книги, смотрела фильмы.
    Дети еще не до конца понимают значение слова « родина», не до конца чувствуют. Я была такой же. Но с возрастом я начала задумываться и задавать себе неожиданные вопросы: «А вдруг начнется война? Пойду ли я защищать Россию?! Не побоюсь ли я врага?». Мне очень хотелось бы найти ответы на эти вопросы, но я уже понимала, что ответы на них  я  нигде не найду, разве только у себя, в сердце…
Иногда я даже пыталась посвящать маленькие четверостишья  моей любимой стране России:
 Любимая моя Россия!
 Горжусь я славою твоей.
Прекрасная  моя Россия!
На свете нет страны родней…
Стихи наивные, конечно, но очень искренние.
   В день  своего шестнадцатилетия  я отправилась в гости к бабушке. В тот вечер мы долго сидели и разговаривали обо всем на свете.   В камине уже догорали поленья, я поведала бабуле все свои тайны.  Вдруг она поднялась из кресла и достала из комода большой старый альбом.
- Смотри, моя дорогая! Это наш семейный альбом, он мне достался от мамы. В нем фотографии из истории нашей семьи. Твоя прабабушка, то есть моя мама, старалась сохранить этот альбом, точнее я бы назвала это ее дневником, здесь есть фотографии твоих предков, записки и различные заметки, в основном она тут пишет о трудностях жизни в годы Великой Отечественной войны. Надеюсь, вам рассказывали про эту  страшную войну, где погибли миллионы лучших людей  ради своей Родины, ради России.
- Конечно, бабушка! Ты же знаешь, что история моей страны для меня очень важна. Мне интересно, что происходило с Россией, в каких войнах участвовала, как она добивалась победы, уничтожая врага.
-Я рада, что  тебе это интересно
Бабушка открывает старенький, пыльный альбом…
-Вот это твоя прабабушка, а это твой прадед, - показывая на  старенькую фотографию, сказала бабушка.
- Почему ты никогда не рассказывала о них?  Расскажи, ведь они жили в самые тяжелые годы, и ты тоже родилась в это время.
- Я давно ждала этого момента, ведь все то, что я сейчас тебе покажу, ты должна осознать, осмыслить и понять, - серьезно проговорила бабушка. Она открыла последнюю страницу альбома и достала оттуда  несколько листочков из школьной тетради. Листочки потемнели от времени, некоторые буквы выцвели, но текст, написанный детской рукой,   можно было прочитать. Бабушка протянула мне эти пожелтевшие листочки и сказала:
-Читай и листай страницы альбома. Они о многом расскажут тебе лучше, чем я.
     И она тихонько вышла из комнаты, оставив меня наедине с горящим пламенем в камине, со старым альбомом и неизвестной мне тетрадкой…
« …На улице воет метель, снегом засыпало все село, и я подумала: «Когда же закончится зима». Закрываясь от холода в тулупе, я легла головой на подушку из соломы, которую мама набивала сама. Иногда ночи были такими снежными, что утром с трудом приходилось выбираться из избушки,  случалось, нас откапывали соседи…
 Мне чуть больше семи лет, но я уже хорошо понимала жизнь и знала, какой она жестокой может быть.  У меня был папа, у нас была счастливая семья, пока не началась война.
 Я иногда думала, а если папа был бы сейчас с нами, как бы мы жили…
 Наступило утро. Солнце встало. Желтое, яркое, но холодное. Мама уже на работу ушла, она трудилась на зерносушилке, где до войны работал и  мой папа. Приезжали поезда с зерном, и женщины разгружали эти вагоны. Когда мама приходила домой и раздевалась, мы (я, брат, сестра) окружали ее, как цыплята, чтобы подбирать зерна, которые попадали в обувь и складки одежды. Когда зерен было много, мы делали муку, но это длилось недолго. Вскоре после смены дежурные стали требовать с работников, чтобы они снимали обувь при выходе, а зерна, которые попадали, собирали и отдавали охранникам. Мы стали голодать…
 Прошло два года…
 В школу я пошла в девять лет, потому что у меня не было одежды, обуви. Тогда мне и брату, который тоже не ходил в школу, мама сшила фуфайку, бурку и купила нам колоши. Училась я в первую смену, после уроков бежала домой, снимала с себя одежду, брат надевал и шел в школу.
Так проходили дни за днями…а папы все нет… В последний раз я помню его, когда он покидал нас…
В тот день все были дома, когда  папа пришел с работы. Его глаза были  грустные, полные слез. Но что с ним случилось? Он сказал, что пришло извещение, его забирают в армию. Тогда мне было всего пять лет, и я не очень понимала, что это означает. Мама…  плакала весь вечер и на следующий день тоже.
 Мы все стояли у дороги, сестра плакала, брат был в недоумении, у мамы текли слезы, а я находилась на ее руках, и тогда я поняла, что папа от нас уходит, его забирают…возможно, навсегда… Он сказал: «Я вернусь, вы только ждите…»
…И уехал…
 Я вырвалась из маминых рук и побежала босиком за повозкой, захлебываясь слезами, кричала: «Папа…папа…не уходи…». Но он ушел…так было надо…
 И этот сон я вижу каждый день, несмотря на то, что прошло много лет, я верю, что папа вернется, я верю, что он жив, что он нас помнит, даже после того, как  пришло извещение о том, что в бою за Советскую родину, верный присяге, проявив героизм и мужество, рядовой Т. пропал без вести в декабре 1941  года …»
   Невольная слеза покатилась по моей щеке. Я никогда не думала, что моя бабушка пережила такое. Что война не только отнимала у взрослых людей их родных, но и лишала детей их родителей . А сколько было таких семей, как наша! Какой же наш народ был сильным не только физически, но и духовно. Потому что безгранично верил каждый солдат в нашу обязательную победу!
     …Я продолжаю перебирать и рассматривать фотографии, узнавать знакомые лица. Вот большая, цветная фотография. На ней мои родители, бабушка, тетя Нина и дядя Ваня, мои братья и сестры и я с большим красным шаром в руке. У всех веселые, счастливые лица… На обратной стороне фотографии написано: «9 мая 2005 год». 60-летие Великой Победы! Я помню этот яркий, праздничный день. На улицах, на площадях и на набережной Томи  многолюдно. Дети с разноцветными шарами и с флажками, у взрослых в руках цветы, а на груди гвардейские ленточки. День выдался теплым, солнечным. Ярко зеленели берега Томи, в бирюзовых волнах которой отражалось нежное голубое небо и белоснежные облака.
  Я очень люблю нашу реку, но сегодня я вдруг подумала,  сколько таких прекрасных рек в России и сколько таких городов, как наш! История целой страны  складывается из истории больших и малых городов, поселков и деревень, истории отдельных семей. Как в капле воды, отразилась жизнь большой и великой  родины – России в нашем семейном альбоме.
  Спасибо тебе, бабушка, за то, что ты  сохранила этот альбом, эту память о прошлом, без которого нет настоящего.   Я постараюсь его сохранить и передать своим детям.