Перед Пасхой. Пилат не был прокуратором Иудеи

Андрей Дятлов 2
У Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите» есть диалог между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом есть диалог, в котором Иешуа во сне говорит прокуратору: «Мы теперь будем всегда вместе. Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя!» Накануне Пасхи интересно посмотреть, что же за человек, чье имя, действительно, не отделимо в нашем сознании от имении Христа, которого он отдал на казнь.

О рождении Понтия Пилата ничего не известно. Формула Булгакова — сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы восходит к средневековой немецкой легенде о короле Атусе, увлекавшемся астрологией. Однажды, будучи на охоте, он по расположению звезд прочел знамение: ребенок, зачатый им в эту ночь, будет знаменит. Но поскольку король был вдали от дома, он велел привести к нему первую попавшуюся  женщину. Поблизости оказалась мельница и слуги привели дочь мельника Пилу. Отсюда и имя Пилата — Пила и Атус.
Однако, германское (или не римское!) происхождение будущего наместника Иудеи было вполне возможно: он служил в коннице, куда римляне нередко набирали всадников из покоренных народов. И то, что Пилат стал гражданином Рима и поднялся до уровня высшего чиновника — говорит о его личной храбрости и незаурядных способностях.

Пилат – это третье имя. Скорее — прозвище, какие   обычно носил каждый римлянин, подчеркивающее ту или иную отличительную особенность человека.
Второе его имя — Понтий известно, а вот первое не сохранилось, хотя есть археологические свидетельства, говорящие о том, что оно было коротким. Например, Гай, Марк...
Так что полностью оно могло звучать «(имя) Понтий Пилат», по аналогии, скажем, с именем «Гай Юлий Цезарь» или «Марк Клавдий Марцелл».
Третье имя Пилата, по одной из версий, идет от названия метательного дротика (pilum). То есть, прозвище – «метатель дротика» - Пилат мог получить либо за личные воинские подвиги, либо оно досталось ему по наследству, как свидетельство доблести предков.

Вопреки красивой формуле из «Мастера и Маргариты», Пилат не мог быть «Всадником Золотое Копье». Такого звания или почетного титула - «Золотое Копье» - у римлян не было. Звание Всадник применялось только к служащему или служившему в коннице римскому гражданину. Это было и звание принадлежности к определенному знатному  сословию. А вот «Золотое Копье» - это масонский титул, о нем можно почитать в «Энциклопедии франкмасонства».

Понтий Пилат не был прокуратором Иудеи. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, его бывшей резиденции в Иудее, археологи нашли плиту с латинской надписью, переведенной, как «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Это была первая археологической находка, подтвердившая существование Пилата.
То есть, Пилат назван в ней префектом, а не прокуратором, как в евангелиях и более поздних текстах. Дело в том, что наместники некоторых провинций или их частей стали именоваться прокураторами лишь во II и III веках н.э. До этого прокураторами назывались чиновники и другие частные агенты императора, преимущественно по финансовым делам. Официальные же управители, одновременно командовавшие военными соединений, именовались как раз префектами.

Знаменит жест, описанный в Евангелии от Матфея, когда Пилат совершил омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству Христа: «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». Но этот обычай не римский, как полагают многие, и не введенный Понтием Пилатом. Это - древний иудейский ритуал. Если кого-то убили, но убийца не известен, согласно Тора нужно было принести в жертву телицу, «и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головой телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови этой, и глаза наши не видели».

Отпущенного Пилатом перед казнью Иисуса Христа на свободу в честь праздника Пасхи разбойника Варавву, по иронии судьбы тоже звали Иисусом.

Пилат был большим любителем жесткой расправы с местным населением. Филон Александрийский (21 г. до н.э – 41 г. н.э.) называет его «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый». И числит за ним «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств,.. многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известна история, когда он подослал в толпу переодетых солдат с дубинками, чтобы спровоцировать беспорядки, а затем подавить их. Но после жалобы самаритян на подобную кровавую расправу, в 36 году Пилата отстранили от должности и отправили в Рим.

Смерть Пилата туманна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век н.э.), Понтий был сослан во Вьенн в Галлии (теперь Франция), где, в конце концов, покончил жизнь самоубийством. По другой апокрифической легенде, Пилата казнили по приказу из Рима. Еще версия - бывший Всадник утонул или был утоплен в озере в Альпах. Во Вьенне есть пирамидальная колонна ипподрома, которую до сих пор гиды выдают за «гробницу Пилата».

Считается, что под финал своей жизни Пилат стал христианином. И по одной из версий даже был убит за это при Нероне или Калигуле (по разным источникам). Эфиопская церковь до сих пор 25 июня отмечает день памяти святых Понтия Пилата и его жены. В 12-м веке Католическая церковь исключила Пилата из числа святых, праздник святой Клавдии Прокулы остался.

Понтий Пилат упоминается в сочинениях историков античности Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. Но самое поразительное, что имя римского наместника, считающегося виновником смерти Христа, вместе с именами Иисуса и Девы Марии, включено в христианский Символ веры: «...И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого».

...Действительно, «Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя!»