Глава 6. Карло Гоцци

Виктор Еремин
Любовь к трем апельсинам; Ворон; Король-олень; Принцесса Турандот; Женщина-змея; Зобеида; Счастливые нищие; Синее чудовище; Зеленая птичка; Дзеим, царь джиннов, или Верная раба

Таинственный волшебный карнавал венецианских масок завораживает людей уже не одно столетие. Неразрывно связан с этим миром великий сказочник Карло Гоцци — создатель особого, неповторимого театра венецианских импровизационных пьес-сказок — фьяб. К сожалению, творения Гоцци плохо читаются, а достойного пересказчика их в русской литературе пока не нашлось. Впрочем, в самой Италии не нашлось достойного продолжателя идей драматурга, и после его отхода от этого жанра искусство фьяб пресеклось.
Карло Гоцци родился в Венеции 13 декабря 1720 г. Отец его граф Якопо Антонио Гоцци происходил из старинного аристократического рода, переселившегося в Венецию из сицилийской Рагузы, а потому не относившегося к венецианским патрициям. Супруга Якопо была коренной венецианкой, звали ее Анжела Тьеполо. Карло стал 6-ым из 11 детей семейства.
В детстве, выезжая на лето за город, мальчик с братьями и сестрами любил играть в театр, а зрителями их становились местные крестьяне. Именно из того времени взял впоследствии Гоцци идею фьяб — детских импровизаций перед малообразованными грубоватыми зрителями. Импровизировали же дети, как правило, на сюжеты сказок.
Якопо был никудышним коммерсантом, отчего финансовые дела Гоцци постоянно находились в критическом состоянии. А в начале 1730-х гг. беднягу хватил апоплексический удар, и его парализовало. Бедность вошла в дом аристократов. Карло вынужденно получил домашнее образование, которое свелось преимущественно к чтению книг и беседам со священниками. Сегодня исследователи отмечают, что необразованность драматурга весьма заметна в его произведениях.
Денежные проблемы семьи вынудили Карло уйти из дома, когда он еще не достиг 17 лет. Юноша подписал контракт на службу секретарем венецианской группы войск в Далмации (область в Хорватии и Черногории). Тяготясь солдафонским окружением, он находил утешение в чтении книг. Зато юноше благоволил губернатор Задара (Зары) — столицы Далмации. В любительских спектаклях при губернаторском доме Карло выступал в амплуа субреток — служанок и благородных дочек.
Контракт закончился через 3 года, и Гоцци вернулся в Венецию. Семья, как обычно, находилась на грани разорения. Вдобавок ко всему старший брат Гаспар, возглавивший дом Гоцци с началом болезни отца, увлекся писательством и переложил все финансовые проблемы на свою супругу, поэтессу Луизу Бергалли, женщину недалекую и склочную. Вернувшись в Венецию, Карло оказался единственным из Гоцци, кто взялся спасти родовое имущество: в течение ряда лет он сумел обеспечить семье безбедное существование. Не желая плодить нищих, драматург решил никогда не жениться.
Венеция в те времена была разделена на две идейные группировки: либералы зачитывались Вольтером и Жан-Жаком Руссо; консерваторы отстаивали традицию и старину. Гаспар и Карло Гоцци примкнули к консерваторам.
Особую силу либералы имели в театре, где великий драматург Карло Гольдони и аббат Пьетро Кьяри пытались провести реформу, чтобы отвратить зрителей от традиционной венецианской комедии масок — комедии дель арте и повернуть их лицом к офранцуженному реалистическому театру. Либералы игнорировали религию и основательно опошляли и даже порицали героизм, добродетели и традиционные табу. Консервативную позицию отстаивала т.н. академия Гранеллески, основанная в 1747 г. венецианским патрицием Даниеле Фарсетти. Членами ее были сплошь ограниченные туповатые графоманы.
Случилось так, что в 1756 г. в Венецию из гастролей по Португалии вернулась труппа Антонио Сакки. Артисты пережили в Лиссабоне ужасное землетрясение и приехали домой без средств. Труппа была слабенькая, имела скверный репертуар — зрители предпочитали ходить в театр, игравший пьесы Гольдони и Кьяри. Зато артистов Сакки заприметил Гоцци, он давно намеревался вступить в открытое сражение с Гольдони на поприще драматургии.
25 января 1761 г. в дни зимнего карнавала труппа Сакки представила в театре «Сан Самуэле» фьябу Карла Гоцци «Любовь к трем апельсинам», в которой автор впервые в истории объединил сказку и комедию масок. Публика была в восторге. Всего в течение 1761—1765 гг. Гоцци создал десять фьяб. Они были опубликованы в книге «Десять сказок Карло Гоцци» и имели грандиозный успех. В считанные годы театр «Сан Самуэле» стал самым посещаемым в Венеции, а театры, ставившие пьесы Гольдони, обанкротились. Гоцци победил. Отмечу, что Гольдони и Кьяри жили на доход от постановок их пьес; Гоцци же, невзирая на финансовые проблемы семьи и собственные долги, никогда не продавал свои пьесы, поскольку считал позорным брать деньги за труд. Потерпев поражение, идейные соперники драматурга вынуждены были навсегда эмигрировать из Венеции: Гольдони — во Францию, Кьяри — в Америку.
К середине 1765-х гг. фьябы исчерпали себя и наскучили зрителям. Гоцци объявил, что жанр одряхлел и отказался от него. «Пусть уж лучше публика тоскует по подобного рода представлениям, чем скучает на них», — заявил он и перешел к писанию комедий «плаща и шпаги» в испанском духе. За 17 лет Гоцци сочинил 23 такие пьесы.
Около 1771 г. драматург влюбился в приму театра Сакки — Теодору Риччи. Их связь продолжалась до 1776 г., когда граф узнал, что возлюбленная предпочла ему молодого дипломата Гратароля. Гоцци публично посмеялся над соперником в комедии «Любовное зелье». Опозоренный Гратароль уехал в Стокгольм, где опубликовал памфлет «Защитительное повествование», содержавший оскорбления как самого Гоцци, так и влиятельных венецианских вельмож. Сенат Венеции приговорил беглеца к смертной казни и конфисковал его имущество.
В 1782 г. театр Антонио Сакки обанкротился и самораспустился. После этого Гоцци перестал писать пьесы. А в 1795 г. он издал созданные в 1780-х гг. «Бесполезные мемуары», подробно рассказавшие о взаимоотношениях автора с Гратаролем и Теодорой Риччи. Эти воспоминания теперь считаются классикой жанра.
Умер Гоцци всеми забытый у себя на родине в возрасте 86 лет. Случилось это в Венеции 4 апреля 1806 г.