Карнэ Пьера Безухова - 5

Альтаф Гюльахмедов
''Карнэ Пьера Безухова''
карнэ (от фр. carnet — записная книжка)


''Пьер Безухов о больной голове''


***

-Что с тобой, друже мой, князь Пьер? – воспросил с беспокойствием поручик Ржевский.

Был он только что из Салона мадам Шерер, и был в состоянии благоудовлетворительном и расслабленном, а потому склонность имел к чувствиям благородным - сострадательности, доброделательности и благосниспосшлении… то исть: бить, али просто драться и свернословничать, пока не желал.

Пьер коротко взглянул на него и снова стал в задумчивости барабанить пальцами правой евойной руки по столешнице заморского мореного дуба матерьялу.

- Пустое… - сказал он голосом безликим и приглашающий жест к столу сделал . – Вот пригубь, братец, фалернского… ты до него, помнится, охотник.

Ржевский, взяв в руки бутыль темного стекла, опрокинул ее над фужером и некоторое время озадаченно тряс… потом с беспокойством взглянул на Пьера.

-Ты, братец, того… нету ведь там уже… ты что ж… давно вот так?

-Опустела уж? – с невыразительной и скучной скорбию спросил Пьер и  махнул рукой. – Вели, чтоб еще принесли.

Ржевский кликнул дворецкого… осмотрел новую бутыль… налил… выпил… крякнул… налил … выпил… шумно всосал носом воздух утренний.

- Беда что ль какая? – спросил он с осторожностию.

-Э! – кратко ответил Пьер и протянул ему свой фужер.

-Можа опять война? – с волнением вопросил Ржевский. – Так ежели так, то радоваться надо, брат! Опять в лес… на природу… шишки, партизаны… Микулишна! Берлин… Париж… Сен-Готард!!! Альпы!

Безухов чуть оживился.

-Хорошо бы война! – мечтательно произнес он и, вспомнив Микулишну, повторил. - Да... война это хорошо!

Он немного помолчал, поскоку пил в это время.

-Вот ты мне скажи… - сказал он, промокая губы платком голландского пошиву. – Вот ты мне скажи, что ты о головных болезнях знаешь… причем, заметь, не научности мне нужны, а мудрости народные.

Ржевский помялся.

-Ну… ''больная голова ногам покоя не дает''.

-Так ведь не ''больная'' там, а ''дурная''…

-Так ить это одно и то же! Дурость и есть болезнь!

-Верно!

-Ты мне скажи все ж… с чего это вдруг?

Пьер помялся… потом доверительно сказал.

-Понимаешь, какое дело… вот раньше помнится с Элен… уж на третьи сутки… ночь, в смысле… голова у ей болеть начала… теперь вот с Наташенькой та же история горемычная.

Ржевский откинулся в кресле и воздел руки к потолку узорному.

-Аааа!!! А я то думаю!!! Ну, конечно… все как всегда… как у всех.

Пьер с интересом блеснул очками и споро налил себе и Ржевскому.

-Говори, брат, не томи!

-Тут, брат такое дело… лучше на военном примере показать… так сподручнее…

-Говори…

- Вот, к примеру… как ведь нас самого началу Наполеон требушил… и в Смоленск и в Барбаришки, и в Румшишки и в Попарци.

Пьер нахмурился.

-Это в смысле как?!! В Попарци…

Ржевский запнулся…

-Попарци… селение такое есть… славное сражение там было... - настороженно стал пояснять он, словно дитю какому... али дурачку.

-Аааа! – облегченно протянул Пьер. – Давай дальше тогда.

-Ну, так вот… требушил он нас, и тут, понимаешь, у генерала нашего… у Барклая то есть, голова стала болеть от забот да трудностей… стал он отступать… а Наполеонишка не отстает. И добился, понимаешь ли, чтоб визави поменяли… со здоровой головой… Михайло Илларионович пришел и опять стал отступать… но только вот с умыслом… и теперь у Бонопартишки голова стала болеть. А уж после сдачи Москвы он и сам чуть умом не тронулся… бежал, чуть не замерз… потерпел поражение и умер на Елене!

Ржевский торжествующе махнул рукой, будто рубанул кого-то на скаку и стукнул по столу.

-На какой Елене? – недоумевающее спросил Пьер. – Кто такая?

Ржевский открыл и закрыл рот… налил обоим… шумно глотая, выпил вино.

-Остров так называется… остров Елены… а какой именно Елены я уже и не помню.

-А! – успокоился Пьер. – Ты извини – я запутался немного чевой-то… вроде об одном… а потом о другом. Про остров я слышал, конечно… просто подумал, что там еще какая Елена была… я понимаешь после Элен еще не отошел.

-Понимаю! – сочувственно кивнул Ржевский и налил. – Помню.

- Так я не понял… Наполеон… Кутузов… де Толли…

- А чего тут понимать… - всплеснул руками Ржевский. – Тут понимаешь ты поначалу как Наполеон… прости, братец, за сравнение… наступаешь и начинаешь брать приступом все эти Барбаришки, Румшишки и… и… и селение это. У Барклая… сиречь Элен, начинает голова болеть… вот она – в смысле он… в смысле она… начинает отступать… ты берешь и меняешь Барклая на Кутузова… в смысле Элен на Ростову… и тут она опять же отступает, но уже с умыслом…

Пьер встал и стал мерять шагами комнату.

-Вот так, значит?!! – он стукнул огромным кулаком в стену. – Я им устрою Бородино! Я еще возьму Москву!

-Смотри как бы потом хуже не было! – предупредил Ржевский. – Вот ведь удивительно,  как история повторяется.

Пьер нахмурился и стал с ожесточением грызть заусенец на пальце.

- И вот ведь что интересно, - продолжал Ржевский в восторге от своего примера иносказательного. – Права ведь пословица ‘’Больная голова ногам покоя не дает’’. Вот и бегают те у кого, понимаешь, голова болит! А остановились бы да приняли честный бой… бились бы три дня и три ночи и кончили бы оба… - он запнулся и добавил. – И кончили бы оба свои мытарства!

Пьер согласно кивнул головой.

-Правильно… - задумчиво сказал он. – А то, понимаешь ли, заладили… голова болит… голова болит.

-Рыба гниет с головы! -  проникновенно произнес Ржевский.

-Ты это к чему? – забеспокоился Безухов.

- Ну, как к чему?!! – развел руками Ржевский. – Сначала у них, понимаешь ли голова болит… потом Бородино… потом Москва… а потом и Елена… остров в смысле.

- Бастилия опять же… - добавил он с паузой. – А потом уж и Сенатская площадь.

Безухов немного повращал глазами за запотевшими стеклами очков, пытаясь совместить и уразуметь витиеватые и таинственные иносказания поручика.

- Ты бы попроще, братец! – попросил он. – А то я с непривычки язык Эзопов не очень понимаешь ли… Вот ты как сам к примеру в таких оказиях решению принимаешь?

-Я?!! – Ржевский ухмыльнулся и стукнул по столу. – Да очень просто. Вот намедни мадам Шерер мне говорит…’’у меня, мол, голова болит!’’ А я ей говорю ‘’А я мадам с вашей головой ничего делать и не собираюсь’’.
Так ее тут от смеха так скрючило… и как раз в нужной мне позе.

Безухов уважительно поджал губы и восхищенно покачал головой.

- Вот ведь молодец, брат! И ведь как просто!

-А чего тут сложного, братец?!! – Ржевский откупорил шампанское… налил - выпил и закусил капусточкой квашенной. – Тут самое главное им слова не дать сказать… или в уши затычки какие… чтоб значит не слышать. Я опосля канонады в Березине месяц счастливый был… они чего-то кричать, а я не слышу… правда потом, чуть погодя, оказалось что одна из них вовсе и не монашка была, а все докричаться до меня не могла что она самого австрийского императора…

Он запнулся с открытым ртом… испуганно оглянулся – не услышал ли кто и торопливо перекрестился.

- Ну, и Бог с ними! – он налил и себе и Пьеру. – Давай короче пей последнюю… затычки в уши и вперед! А я тебя тут здеся подожду…

Он с любовью погладил бутылку мадеры, стирая с ее гладких боков столетнюю пыль.