Подлость

Римма Стаханова
  Когда слышишь о чьей-то подлости, в душе всегда появляется возмущение. И всегда радуешься, когда понимаешь, что тебя это не касается. Это случается с кем-то, а не с тобой. Но кто застрахован от подлости? Совсем не значит, что если ты не поступаешь подло по отношению к другому человеку, значит и с тобой не поступят таким же образом.
 А уж если ты, сделал кому-то плохо, причём, намеренно, помни, что всё тебе вернётся. Здесь действует принцип бумеранга.
 К сожалению, Серёжа в то время об этом не думал. Может быть, когда-нибудь, он и сожалел о содеянном, но чем чаще он заглушал голос совести, тем больше творил зла. Это вошло у него в привычку. Но сам он этого не понимал.
 Началось всё с безобидной кражи денег из кармана отца. Когда Сергей понял, что это осталось незамеченным, повторил ещё раз, и ещё раз…  Всё проходило с рук.
А дома отец выяснял с матерью отношения.
- Маша, ты не брала у меня деньги в пиджаке? – спрашивал муж жену.
- Да ты что? Совсем спятил? Я карманы у тебя не проверяю, – отвечала обиженно та.
- Значит Серёжка взял, больше некому! Я уже не один раз замечал! – раздражённо проговорил  Иван.
- А ему зачем деньги?
- Ты меня спрашиваешь? Спроси его, куда они ему  понадобились? Не дай, Бог, ещё раз замечу, руки оторву! – зло ответил  муж.
 Вот так безобидная кража сына стала поводом для ссоры родителей. Мать не хотела верить, что её любимый сынок может так подло поступить. Она решила поговорить с Сергеем.
- Сынок, ты брал у папы деньги в кармане? – задала она ему вопрос.
Ребёнок, потупив взор, молчал. Мать решила ему помочь.
- Серёжа, ты признайся мне, я отцу ничего не скажу. Зачем ты взял деньги? Ты что, не мог попросить?
 В голове ребёнка происходила борьба. Сказать или нет? Он боялся гнева отца. Но мать обещала хранить молчание, и он ей поверил.
- Да, я взял, - сказал сын и съёжился, ожидая от матери наказания.
 Но Мария Леонидовна вдруг потрепала его по голове и сказала:"Дай мне слово, что ты никогда не будешь больше этого делать"!
Мальчик обрадовался и конечно, пообещал:"Больше не буду"!
 После того случая  прошло какое-то время. Серёже казалось, что все давно забыли о происшедшем. Но вот, в канун Нового Года, когда всем детям дали пригласительные на ёлку, отец заявил, что Сергей на ёлку не пойдёт, потому что он наказан и знает за что. Мальчик был в недоумении. Он же ничего плохого не делал. Он подошёл к маме.
- Мама, а почему мне на ёлку нельзя? Я что, хуже всех? – и сынишка заплакал.
 Маме, конечно, стало  жаль его. Она подошла к мужу в надежде его разжалобить.
- Ваня! Отпусти Серёжу на ёлку. Он ведь всё понял. Больше же деньги не пропадают?! – пробовала жена умаслить мужа.
- Ты что думаешь, он что-нибудь понял? Я ждал, когда он подойдёт и извинится. Так нет же! Вот и пусть дома сидит!
  Серёжа в это время сидел в комнате и слышал их разговор. Ему стало так обидно! Ведь мама обещала не говорить отцу, а сама сказала. В душе у мальчика родился бунт. Он замкнулся в себе. Сидел в комнате за своим компьютером, и ни с кем не хотел разговаривать. Он исподтишка продолжал своё подлое дело, но тащил не у отца, а у матери. Наверное, таким образом, мстил ей за несдержанное ею слово.
 Прошло время. Сергей рос. Но он, как и прежде, не мог доверять матери. Боялся отца, но всё же, его уважал. Как ни странно, но чем старше он становился, тем  ближе  был к отцу.
Только один раз у них состоялся серьёзный разговор, и его Сергей запомнил на всю жизнь.
- Серёжа, я не буду читать тебе нравоучений! Ты уже достаточно взрослый. Я тебе просто хочу сказать: страшное не в том, что ты совершаешь, а в том, что ты не понимаешь, что это  подлость по отношению ко мне и к маме. Я до сих пор не слышал от тебя, что ты сожалеешь о содеянном, потому что извинения твоего я не слышал. Как я могу знать, что ты раскаиваешься? Что ты молчишь?
  Сергей слушал отца и понимал, что тот прав, но у него язык не поворачивался сказать: "Прости".  Тем более, прошло столько времени! Тогда получается, что и мать должна просить прощения за то, что обещала молчать, а сама не сдержала слово. Но мальчик не знал, вправе ли он говорить об этом отцу?
 - Сергей! Ты, наверное, обижаешься на мать? Зря! Если бы она не сказала мне, ты бы продолжал своё грязное дело, понимая, что я никогда об этом не узнаю. Скажи ей спасибо! - сказал отец, будто читая мысли сына. – Я знаю, что ты и у матери воровал. Она тоже об этом знает. Ты поступаешь очень скверно!
  Мудро ли поступил отец? Мудро! Не умаляя его поступка, и не унижая ребёнка, он дал понять, что то, что он делает, это беззаконие, которое наказуемо.
Очень важно вовремя заметить в ребёнке перемены и предотвратить последствия, чем потом всю жизнь пожинать плоды.
 Тогда, в заключении разговора отец рассказал сыну о молодом человеке, который с детства наловчился врать родителям. А те, зная, что он им врал, спокойно закрывали на это глаза. Когда ребёнок в этом укоренился, будучи взрослым, безбожно обманывал, но не только их, но и других людей. Воспитывать было уже поздно.  Мать  настолько привыкла к его лжи, что, чтобы он не сказал, всё  подвергала сомнениям. Но ведь было тяжело не только ей, но и сын страдал не меньше, но сделать с собой ничего не мог. Враньё стало неотъемлемой частью его жизни. Но один грех порождает  другой…. Он настолько запутался в жизни, что не смог справиться со своими эмоциями и просто, как говорят, слетел с катушек….
 Слушая отца, Сергей был ему благодарен, что тот проявил столько терпения. Сын  не смог умолчать ещё об одном своём поступке, который совершил, учась ещё в школе.
- Папа, я должен признаться, что когда я учился в шестом классе, я стащил у тебя  пачку сигарет.
- Я знал об этом, - ответил отец.
- Знал? А почему не наказал? – спросил сын.
- Ты сам себя наказал! Помнишь, как тебе было плохо? Тебя  выворачивало наизнанку! Тебя рвало, а мать думала, что ты заболел, но я сказал ей правду. Мы договорились, что если кто из нас заметит, что от тебя пахнет табаком, то действовать будем сообща. Но ты бросил сам! Не понравилось?
- Не понравилось! – ответил Сергей и облегчённо вздохнул. Он снял с себя тяжесть греха, и ему стало легче.
 Всё правильно сделал отец. Только скрыл от родного сына, что этим молодым человеком и был он сам, но не признался в этом. А зачем?  Но сын задумался….