Молодая Гвардия - героическая быль... 8

Станислав Графов
Дальнейшие события лишь усиливают подозрения в "крыше". 1 января 1943 года за Любой пришли двое. Одним был местный полицай, а вторым - солидный мужчина в полупальто с барашковым воротником, барашковой шапке и тёмно-синих брюках. Он сказал вполне дружелюбно: ""Ну что, Люба, поедем в Ворошиловград? Для тебя есть работа!".

    Далее, по рассказу матери: "...Люба попросила: "Сожги все бумаги, что лежат в чемодане, и никому ничего не говори". Я так и сделала. Еще я спросила Любу: "Ты знаешь этого человека?" - "Да, он учился вместе со мной в школе..."

    Ясно, о какой "школе" идёт речь. Скорее всего, в результате своих поисков Люба вышла на однокурсника-Павлика из группы НКВД "Буря". Пожилые мужчины, что навещали её в Краснодоне, были от него. Таким образом, загадки по дел "Молодая гвардия" постепенно рассеиваются.

    С сентября 1943 года разведгруппа "Буря" попадает под разработку одной из спецслужь рейха. Резидет "Кузмич", не долго думая, скрывается, оборвав все контакты со своими подчинёнными. В целях конспирации и, может быть, желая сохранить им жизнь, он топит радиопередатчик. Шевцова- "Григорьева" в результате своих поисков нащупывает контакт с "Павликом" либо с иными людьми, что вызывают её доверие. Появление Павлика 1 января 1943 года её, удя по всему, не настораживает. А агент (добровольный помощник) Абвера позволяет ей перекинуться парой слов с матерью. По поводу документов и их уничтожения. Обыска никто не проводит. (С 1 января девушка считается арестованной. Странный арест - не правда ли?)

    Вывод №1. Шевцова не ожидала ареста. Она была вполне уверена в своём "прикрытии". Реакция на "местного полицая" лишь подтверждает эту догадку. Судя по всему девушка была уверена, что её "кураторы" имеют надёжные источники в хипо-полиции и, возможно, полевой жандармерии.

   Более того, её наверняка склонили к мысли, что предатель найден. Им оказался "Кузьмин".

    Показания другого "агента на доверии" Шаповалова лишь усиливают этот вывод. Тан поручает ему и Павлику установить девушек-радисток, хотя, по идее, тот же Павлик должен был "слить" ему информацию. За Шевцовой, равно как и за домом "Кузьмина", Абвер должен был установить наружное наблюдение. Чтобы в случае появления Шевцова была бы задержана, или "топтуны" установили, где она обретается. Но шеф Абвергруппы косит для Шаповалова под дурака. Либо не испытывает к русскому агенту доверия, либо... Он может таким образом что-то скрывать! Или Тан просто позволяет Шевцовой "работать". Для шкурных интересов разумеется. Чтобы, говоря профессиональным языком, поймать более крупную дичь.

    Вспомним теперь ноябрьский конфлик начальника полевой краснодонской комендатуры Зонса с начальником ровеньковской жандармерии Веннером. Первый от чего-то поручает последнему лично приехать в Краснодон, арестовать и расстрелять "членов этой организации". Как будто речь идёт об установленных личностях, а не о подпольной группе, которую предстоит установить! Вспомним также, что с сентября 1942 года Почепцов разоткровенничался с отчимом. Кое о чём ему поведал. Увяжем эти события с поджогом биржи и красными флагами. А также с интересной деталью: агент Абвера Павлик приходит к Шевцовой аж 1 января 1943 года с... местным полицаем.

    То есть, в абверовскую разработку нагло вклинивается жандармская магдебургская команда. Скорее всего, после намерения "пожилых мужчин" взорвать здание полиции. Судя по всему, в Ворошиловграде, а не в Краснодоне. Хотя, как говорится, в огороде бузина, а в Киеве... Именно это задание абверовцев могло подвигнуть полицию и жандармерию к началу аретов "МГ".

    Вывод №2. Молодогвардейцы оказались вместе с Шевцовой в разработке Абвера и полиции. Каждая из этих спецслужб преследовала свои цели. Первая, военная разведка и контрразведка, по видимому вознамерилась заполучить через "Григорьеву" контакт с советским Центром. Ради этой цели Любке позволили участвовать в поджоге биржи. Не исключено, что частью разработки Абвергруппы могло стать внедрение Шевцовой в "Молодую гвардию". Хотя это строжайше запрещалось по инструкции любому разведчику, но Любка отважилась нарушить её. Видимо, на этот шаг подвиг её тот, кто более всего внушал доверие. А именно: Павлик, члены ВКП(б), которые убедили её в принадлежностьи к подполью, лица, что рекомендовали её в "закордонное" управление. Последние при доверительном разговоре могли поведать ей такие подробности, что были известны лишь узкому кругу лиц. Но все или большинство из "контактёров" девушки по ворошиловградскому и краснодонскому подполью наверняка находились в разработке ведомства Канариса. С ними вели "оперативную игру" о целях которой несложно догадаться.

    Учитывая, что сам хозяин здания на набережной Тирпица ещё с осени 1941-го стал искать контакты с советским руководством, здесь более или менее всё ясно. Можно объяснить всё интрижкой Абвера против полиции безопасности (Sipo). Но следует учитывать и другое. Луганскую область курировала магдебургская группа из AMT V. Артур Нёбе был человеком Канариса. Кстати, гауптвахмайстер (эквивалет звания "майор") Зонс не зря оказался начальником полевой комендатуры в Краснодоне. Вместо того, чтобы туда посадить армейского офицера, связанного напрямую с отделом III-a (Абвергруппы при комендатурах), ребятки Нёбе подгребли и эту должность под себя.

    Таким образом, хозяевами в Краснодоне оказались сотрудники Нёбе, но не Абвера и дажен не "папы" Мюллера. Поэтому интрижка Канариса и AMT V скорее всего преследовала общие цели. Пока Шевцовой не поручили взорвать здание полиции, всё шло по плану. И остатки "Бури", и подполье "Молодая гвардия" что стало выступать в качестве оперативного прикрытия (главным образом, для полиции и Абвера!) были уверены в своей "крыше". Ещё бы! Да заведись у них "крот", кто бы им позволил клеить листовки, осуществлять диверсии и поджоги? К тому же странности с бездействием полицая у дирекциона и германского часового у биржи могли только усилить эту уверенность.

    Мне здесь вспоминается кинофильм тех лет "Часы остановились в полночь". Помните, как один из офицеров СС ловит нашу подпольщицу с поличным (она изучает документы в особняке гауляйтера Кубе)? В ответ на её презрение и готовность принять смерть за Отечество, успокаивает: я де немецкий антифашист. Внедрён в СС по заданию Тельмана и Пика. Называет ряд фамилий из мюнхенского отделения КПГ. Руководители подполья в Минске, проверив данные, даже идут с ним на контакт. Ему даже верят... В конце-концов, он вскрывает своё истинное лицо: девушка-подпольщица, вознамерилась взорвать Кубе. И делится с ним этим планом.

    Фильм также снят при жизни Сталина. Здесь следует сделать уточнение. После того как Гитлер пришёл к власти в 1933 году, рядовых членов КПГ в концлагерях почти не держали. У большинства были взяты подписки в том, что они не будут выступать против национал-социализма и германской империи. Кое-кто даже попал в СС и служил там.

    Но это фильм. Хотя очень уж интересный, как и многое, что было создано при жизни Иосифа Виссарионовича Сталина. Смысл, по-моему, налицо: утопающий, хватается за соломинку. Разведчик, оставшийся без канала связи, ищет его. Он также целяется за соломинку, вызывающую у него доверие. Шевцова и кто-то ещё из штаба партизанского движения, оставленный резидентом для подпольной работы, поверил за отсутствием связи тому, кто сумел убедить их поверить. Иначе бы эти люди, специально подготовленные, просчитывающие каждый шаг, никогда бы не пошли на контакт.

    Доверие покупается дорогой ценой. И гитлеровские спецслужбисты позволили молодогвардейцам провести ряд диверсий. Скорее всего, поэтому в Краснодоне не проиходили облавы на уклоняющихся в регистрации, каковыми были почти все из "МГ". А затем молодогвардейцам позволено было запалить саму биржу. Предполагаю, что кое-кто из руководства имел прямой контакт с "антифашистом" в форме "филдграу". А теперь представим: вы, будучи этим лицом, узнаёте - "здание полиции" может быть взорвано. Возможно, вы даже узнаёте срок этого мероприятия. Ваши действия?

    Могу сказать одно: как профессионал из полиции, жандармерии или криппо (криминальная полиция) вы предположите два варианта. Либо вас проверяют свои, либо "чужие" (агентура советской спецслужбы) ищет "кротов" в своих рядах. Для этого вам сброшена, скорее всего, откровенная деза. Или частичная: неверно указан срок. Если вы позволите взорвать помещение полиции в Краснодоне, вам придётся либо погибнуть со всеми, либо измыслить способ сохранить свою жизнь. Не прийти или заболеть вы не можете: в обоих случаях на вас падёт "тень". Тогда...