17. ВЕРА и одиночество

Александр Пасынков
ВЕРА

16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
Псалом 24.Псалом Давида.

7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне. Пс 112:9
Псалом 67

Если же все оставят тебя и уже изгонят тебя силой, то, оставшись один, пади на землю и целуй ее, омочи  ее  слезами твоими, и даст плод от слез твоих земля, хотя бы и не видал и не слыхал тебя никто в уединении твоем. Верь до конца, хотя бы даже и случилось так, что все бы на земле совратились, а ты лишь единый верен остался: принеси и тогда жертву и восхвали бога ты, единый оставшийся. 
Достоевский Федор Михайлович. Братья Карамазовы.
III. ИЗ БЕСЕД И ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА ЗОСИМЫ

В 2008  году религиозный фонд Джона Темплтона, который регулярно поддерживает ученых, занятых поисками Бога и научными обоснованиями веры, выделил 2  миллиона фунтов стерлингов (более 3 миллионов долларов) на поиски причин, по которым люди становятся религиозными. Деньги осваивает известный психолог из Оксфордского университета Джастин Баррет с многочисленными коллегами из разных стран. Проект с незамысловатым названием «Почему люди верят в Бога?» был рассчитан на три года. Предварительные результаты противоречат атеистической математике Абрамса и Вейнера. Полно данных, которые доказывают: религиозность полезна. Сплоченные одной верой более живучи Канадские психологи Ара Норензаян и Азим Шариф из Университета Британской Колумбии, работающие по проекту вместе с Барретом, полагают, что религиозные люди лучше приспособлены к жизни. Особенно к ее тяготам. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в трудные времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству. В результате эволюция привела к тому, что почти в каждом человеке заложена вера в Бога. Таково мнение ученых. Обрели они его, проведя сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше . «Религия, - говорит Ара Норензаян, - объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции».
 Комсомольская правда, 2011


Пари Паскаля — классический пример выбора при неопределённости: существует Бог или нет. Личная вера или неверие в Бога — выбор, который должен быть сделан каждым. Однако, награда за веру в Бога, если Бог фактически существует, бесконечна. Поэтому, хотя вероятность существования Бога не так велика, а ожидаемая ценность веры превышает ценность неверия, то лучше все-таки верить в Бога.
B издании периодического журнала философии «Filosofie Magazine» сообщалось: «Всё меньше людей проявляют интерес к церкви. Количество людей верующих в „неизвестную, высшую силу“ увеличивается; начиная с 1991 года, c 2 % до 22 % (по данным «Социально-культурного отчёта» за 1996 год). Это национальная эпидемия. Типичный ответ на вопрос: „Верите ли вы в общепринятого христианского Бога?“ будет: „ Hет, но должно же быть что-то…“. Опрос общественного мнения, проводимый голландской ежедневной газетой «Trouw» в октябре 2004 года, указал на то, что приблизительно 40 % его читателей чувствуют себя именно так.

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.
http://www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html  Major Religions of the WorldRanked by Number of Adherents.

  Двое-трое - это уже Общество. Один станет Богом, другой - дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой - болтаться под перекладиной. - Т. Карлейль


Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги. - Ж.-П. Рихтер

Осмысливание в  средневековой философии и христианской теологии постижения одиночества, смерти и страха в вере в бога обнаруживается в трудах - П.Абеляра, Августина Аврелия, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тертуллиана, Я.Бёме, Григория Паламы, Максима Исповедника, Ж.Кальвина, Иоанна Кассиана, Киприана Карфагенского, Фомы Кемпийского, М.Лютера, Т.Мюнцера, У.Цвингли, и др.


Фридрих Генрих Якоби ( de. Friedrich Heinrich Jacobi; 25 января 1743, Дюссельдорф — 10 марта 1819, Мюнхен) — немецкий философ, который  сформулирует модель гармоничного индивидуального существования, основанного на Вере. Пребывание человека в мире "спасено и оправдано" именно "непосредственной данностью" ему абсолютного бытия или Бога. Человек переживает (верит, чувствует и знает одновременно) "данность" абсолюта, который, в свою очередь, открывает ему "непосредственную данность" истока его личной индивидуальности и свободы воли как основы его причастности к абсолюту - апофеоз индивидуальности через поглощенность всеобщим.

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым
делам... Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
 (От Иоанна 14:11,20)

Человек - это животное стремящееся возвыситься до бога, и большинство наших бед - неизбежный побочный эффект направленных на то усилий.
У. Шекспир


   Апостол Павел (Савл, Саул, — Шауль) (предп. 5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» (Библия|Рим|11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Одаренностью, знанием Библии, размахом замыслов апостол стоял на голову выше своего окружения, и из-за этого в каком-то смысле, наверно, чувствовал одиночество. Но одиночкой он никогда не был. Его неизменно видели в гуще людей: общение было стихией Павла.
   Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
Павел — еврей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры.
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян 18:3).
Можно предположить, что он был моложе Иисуса на 10—20 лет. Савл  был  неказист:  сутул  и  неуклюж, непропорционально маленькая,  рано  полысевшая  голова,  бледное  лицо  окаймляла растрепанная  борода,  над  которой  доминировал большой нос.
Савл не скрывал своей физической слабости, говаривал о том, что ему "дано жало  в  плоть".  Свои  недомогания  он  сравнивал  с ударами сатаны, которому Бог разрешил "удручать" его. Ему так и не  довелось  жениться,  что  для  иудея  само  по  себе весьма необычно. Судя по всему, Савла не удручало одиночество - он сам
отмечал  свою  холодность.  Скорее  всего,  он  был   человеком религиозно-экзальтированным,    с   большими   нереализованными амбициями.
  Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями первомученика Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители синагог «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9), одним из которых мог быть Савл.
Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск был поражен чудесным образом с неба, и Иисус открылся ему со словами «Почему ты гонишь меня?». Савл обратился, получив из уст Господа призвание и достоинство апостольское. Вскоре принял крещение и стал Павлом.
Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира.
«Полтора года прожил Павел в Коринфе, где его пастырский дар развернулся в полную силу. Он трудился, отдавая всего себя, с огромным напряжением. Позади были сотни километров пути и десять общин от Малой Азии до Балкан, основанных им лично. Почти в одиночку он совершил невозможное и знал, что в этом проявляется ощутимая помощь свыше. В Коринфе работа с людьми была очень нелегкой, но он слышал голос Христов: «Не бойся, говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто к тебе не подступится и не причинит тебе зла, ибо у Меня много народа в этом городе».
Свящ. Александр Мень. Первые апостолы

  За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.).
http://www.carelinks.net/languages/russian/bbb7-11.htm Павел и Христос


  Симон Волхв — из самарийского местечка Гиттон, современник апостолов, основатель существовавшей до III в. гностической секты симониан, или еленгиан (по имени его спутницы Елены). По общему мнению древних христианских писателей (Иустин, Ириней, Ипполит, Тертуллиан и пр.), Симон Волхв был родоначальником гностицизма и всех ересей в церкви.
Первое свидетельство о нём находится в кн. Деян. Апост. (VIII, 9—24), где рассказывается, что Филипп (архидиакон), успешно проповедуя евангелие в Самарии, крестил там, между прочим, и одного волхва, Симона, считавшего себя «чем-то великим», творившего всякие чудеса и имевшего многих последователей, которые видели в нём явление «великой силы Божией».
«Он изъездил Иудею и Самарию вплоть до Сирийского побережья в поисках людей, которые знали бы о чудесном эликсире больше его. Он не нашел таких людей. Он говорил с философами, которые не могли справиться с собственным гневом, с астрологами, которые не могли предвидеть, что попадут в тюрьму. Он демонстрировал свое искусство, и в некоторых местах у него появились почитатели.
Он никогда не задерживался подолгу ни в одном городе. Люди уставали от чудес, или он уставал от их требований. Также он хорошо осознавал одну вещь, в которой вряд ли был готов признаться: он не полностью понимал свое искусство. Существовал какой то секрет, который был ему неведом. Лишь к разгадке этого секрета он и стремился, а иногда думал, что за пятнадцать лет не приблизился к ней ни на шаг. Чтобы размышлять и учиться, ему было необходимо одиночество. Но он не мог жить без зрителей, и у него никогда не было достаточно денег.

Он скитался уже год, общаясь с нищими, прокаженными, париями, ворами. Куда бы он ни пришел, каждый раз он искал самый низкий уровень, до какого только может пасть человек.
Поскольку предметом его интереса была деградация, он избегал деревушек и посещал большие города. Они в большей степени отвечали его цели: там под арками акведуков кормили вшей нищие калеки, там в сомнительных переулках стояли на порогах домов иссохшие шлюхи, там были портовые таверны, куда отправлялись после драк матросы, там по ночам вылезали крысы, чтобы слизать блевотину с булыжных мостовых.
Все это не доставляло ему удовольствия (хотя в конечном счете именно к удовольствию он и стремился), зато давало странное удовлетворение его уму. Постоянно сталкиваясь с тем, что его оскорбляло, он научился преодолевать протест своих чувств. Еще чуть чуть – и он перестал бы воспринимать мерзость как мерзость, но его удерживало на этой грани сознание того, что ему повезло и он сам выбрал свое окружение. Однажды он присоединился к группе прокаженных и попытался жить с ними, но они прогнали его, потому что он был здоров. Калеки ненавидели его, воры ему не доверяли, бедняки смотрели на него с возмущением и подозрением. Он переживал свою изоляцию, потому что ему нравилось общество, но он предпочитал ее показному гостеприимству.
С самого начала он странствовал в одиночку, оставив дом, имущество и раба, выйдя из дома темной ночью и незаметно покинув город, пока все спали. В том состоянии отчаяния, в котором он находился тогда, любопытные взгляды были невыносимы. Прошли месяцы, прежде чем он смог смотреть в глаза незнакомцам без страха быть узнанным и последующих расспросов, но однажды, увидев свое отражение в озере, он понял, что, во первых, узнать его нельзя, а во вторых, его это перестало волновать. Он так тщательно избавился от всего, что могло его выдать, что воспоминание о прежней жизни больше его не беспокоило; задним числом его бегство из Себасты выглядело не поражением, а скорее стратегическим отступлением с позиции, которую невозможно защитить.
Теперь он поставил себе цель найти позицию, на которую было бы невозможно напасть. Такая позиция должна основываться на истинном понимании мира, и после года странствий по его самым отвратительным местам Симон нашел эту истину.
Она просто заключалась в том, что Бог зол».
Анита Мэйсон. Иллюзионист.

 Когда из Иерусалима прибыли ап. Пётр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести дары Духа Святого на крещённых, Симон Волхв предложил им денег за сообщение ему их «секрета» и был строго обличен и отвергнут апостолом Петром.
 Из Самарии Симон прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил её творческой мыслью верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога, как являемого в прошедшем, настоящем и будущем .
Симон Волхв объявил, что он есть «отец», «сын» и «дух святой» — три явления единого сверхнебесного  Бога: как отец, он явился в Самарии в собственном лице Симона; как сын — в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. О нераздельной с ним мысли Божией он рассказывал, что созданные ею космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать её верховенства и, заключив её в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое.
Она явилась как гомеровская Елена виновницею Троянской войны, а через 1000 лет очутилась проституткой в Тире, где Симон Волхв, следивший за всеми её превращениями, подобрал её, как добрый пастырь потерянную овцу. Известие о путешествии Симона в Рим и его успехах там совершенно правдоподобно. По недостоверным сведениям о Симоне он  долго противоборствовал с апост. Петром в Кесарии и в Риме, свидетельствовали о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной — воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым.
Симон Волхв / Ганс Йонас. Гностицизм .Гностическая религия — Спб.: Издательство «Лань», 1998. — 384 с.
  В описании древнего церковного историка Егезиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва, которого в Риме многие почитали как бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.  http://www.pravoslavie.ru/put/2414.htm Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного апостола Петра.
Петр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Петр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу» .
Александр Хислоп. «Два Вавилона».


  Святой Игнатий де Лойола ( es. Ignacio (Inigo) Lopez de Loyola, eu. Inazio Loiolakoa, ок. 1491 — 31 июля 1556) — католический святой, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов).
 Был младшим из 13 детей. В 14 лет Иниго остался круглым сиротой.
Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу.
Впоследствие, рассказывая о своей молодости о. Гонзалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…».
В 1521 г. Иниго де Лойола участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска. «Приступ длился уже порядочное время, когда я был задет снарядом, который проскочил между моими ногами и ранил одну и сломал другую», — рассказывал он через много лет о. Гонзалесу де Камара.
Французы с уважением отнеслись к его храбрости, Иниго лечили французские врачи, а затем его на носилках перенесли в отцовский замок, в Лойолу.
Вскоре стало ясно, что тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну — очень тяжёлую — операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иниго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иниго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иниго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось — в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».
Пришлось читать то, что есть. И в этих книгах он обнаружил героизм: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?».  Иниго заметил — и был поражён, — что после чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. «Два противоположных духа действуют во мне. Первый меня смущает: он от дьявола. Второй меня умиротворяет: он от Бога».
В марте 1522 г. Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монтсеррат ( es. Montserrat) — бенедиктинское аббатство, в горах, близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Мадонны. В пути он принёс обет целомудрия. В городе Игуальда, недалеко от аббатства, он купил рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монтсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта (в день перед Благовещением) исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу» («Ночная стража», предшествующая посвящению в рыцари, состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча). Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал своё оружие — меч и кинжал — исповедовавшему его монаху и попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.
С восходом солнца он спустился из Монсеррата и остановился в небольшом городке Манреса (Manresa). Там он нашёл уединённый грот на берегу реки Кардонер, около римского акведука, и решил несколько дней провести в молитве в этом уединённом месте. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Здесь он пережил духовный кризис: сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершённые им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала. Возникло искушение покончить самоубийством. В какой-то момент Игнатий задумался о том, откуда приходят эти сомнения и какое действие они производят в его душе, и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, — говорил он впоследствие, — что в таком исповедании заключено действие злого духа». Вскоре после этого, когда Игнатий шёл вдоль берега реки Кардонер в дальнюю церковь, он остановился, всматриваясь в воду. «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Всё это продолжалось самое большее три минуты». Зиму 1522 г., которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.
Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык.
В 1528 г., когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 35 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 г. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 г., после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 г. Игнатий сдал ещё один экзамен — по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Докторское испытание состоялось в 1534 г., на Великий пост, Игнатию была присуждена степень .
В 1535 г. Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию.
В 1539 г. перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: что дальше? Решено было официально образовать сообщество — новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил Папе Павлу III Установления — проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 г. устав нового ордена — Общества Иисуса — был утверждён папской буллой «''Regimini militantis ecclesiae''».

На Великий пост 1541 г. Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена (сокращённо — «генералом»). В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.
Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Он умер 31 июля 1556 г. Погребён в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа).
 Вот любимая молитва Игнатия Лойолы :

Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, напои меня.
Вода ребра Христова, омой меня,
Страсти Христовы, укрепите меня.
О благий Иисусе, услыши меня:
В язвах Твоих сокрой меня.
Не дай мне отлучиться от Тебя.
От лукавого защити меня.
В час смерти моей призови меня,
И повели мне прийти к Тебе,
Дабы со святыми
Твоими восхвалять
Тебя во веки веков.Аминь.

http://katolik-latin.narod.ru/15_messa/ms45_svignatij.htm  Молитва св. Игнатия.
Св. Игнатий Лойола'' Рассказ паломника о своей жизни, или Автобиография. — Москва: Колледж филосифии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, 2002. (перевод А. Н. Коваля)
Игнатий Лойола и Дон Кихот / Бицилли П. М. Место ренессанса в истории культуры. — СПб.: Мифрил, 1996. — XIV, 256 с.


  Уильям Миллер (1782—1849), бывший капитан американской армии и общественный деятель, основатель религиозного течения, предшествовавшего возникновению нового движения — адвентизма.
Он был старшим из 16 детей. Его скромное образование (несколько классов общеобразовательной школы) поначалу компенсировалось страстной тягой к чтению. Миллер воспитывался в атмосфере глубокой набожности, но, достигнув юношеских лет, решил пойти своим путем. Он стал скептиком, и для него было своеобразным увлечением высмеивать простую веру и благочестивые манеры своих родных. Лишь когда Уильяму минуло тридцать лет, после усердного изучения Библии, он обратился в христианство. Но посвящение Богу было только первым шагом в религиозных изысканиях Миллера. Он начал систематически изучать Библию, читая ее стих за стихом . Вскоре Миллер пришел к выводу, что в библейском послании основной акцент делается на "конец света", под которым подразумевается Второе Пришествие Христа. У него сложилось убеждение, что дословное истолкование ключевых стихов поможет указать людям дату возвращения Христа.
«Найдя все знамения времени и современного состояния мира, и сравнив их, соответственно, с пророческими описаниями последних дней, я был вынужден поверить в то, что этот мир только что подошел к концу срока, отведенного ему на существование».
«Таким образом, в 1818 году, после двухлетнего изучения Писания, я пришел к серьезному выводу, что приблизительно через 25 лет с настоящего момента все нынешнее положение вещей придет к своему концу». Истина, открытая Миллером, была слишком поразительной, чтобы хранить ее в себе: «И опять предо мной с новой силой стал вопрос, каков мой долг перед миром относительно полученного мною свидетельства. Если конец так близок, то важно, чтобы мир узнал об этом». Миллер ожидал, что христиане с готовностью примут его выводы, однако он пишет: «К моему удивлению, всего несколько человек слушали меня с интересом. Сила доказательств была очевидна, но многие оставляли их без внимания, считая пустой болтовней».
Он проводил много встреч. В основном, это были недельные конференции, которые дали ему возможность подробно изложить свои взгляды на Библию. Часто это вызывало у людей сильные эмоции, и страх перед близким возвращением Христа выливался в «бурный плач и рыдания». В 1839 году Миллер писал: «Изменения прошли везде, где я выступал с лекциями, и везде моя работа продвигалась со стремительной быстротой. Молитвенные дома переполнены. Все люди очень оживлены».
Чем меньше оставалось дней до конца знаменательного для Миллера года, тем больше росло воодушевление среди людей. В канун Нового Года Миллер произнес вдохновенную новогоднюю речь, заявив, что «это последний год, в котором сатана будет править на земле».
Тогда Миллер ещё пока не сомневался, что в этом году, 1844-ом, грядёт именно это, столь ожидаемое событие: «В этом году, благословенном году, пленные будут освобождены, двери тюрем будут открыты, смерть больше не будет властвовать над нами, а жизнь, вечная жизнь, будет для нас непреходящей наградой. В этот год, знаменательный год, раздастся звук победных труб… Этот год! Самый долгожданный из всех годов! Самый лучший! Он уже грядет!».

А умер он одиноко, проклинаемый и высмеиваемый его недавними страстными поклонниками.

Пол Гордон "Вестник полночного крика"
http://www.pcpult.com.ua/god/index.htm Виталий Олийник "Факты и мифы"


               
Австриец  (45 лет) - прихожанин. Погиб 6  сентября 2009. Житель Вены, совершавший молитву в небольшом дворике при церкви Вейнхаус. Как пишет австрийская газета Heute, погибший был очень верующим человеком. При этом его набожность связана с приключившимся с ним несчастьем - некоторое время назад он застрял в лифте и после спасения стал приходить в церковь и совершать молитвы в благодарность за спасение. Погиб, под упавшим 400 - килограммовым надгробием во время молитвы. Прихожане церкви обнаружили тело 45-летнего австрийца рано утром в воскресенье и сразу сообщили полиции. По версии следствия, усердно молившийся австриец во время обращения к Богу обнял надгробие, в результате чего массивная  гранитная плита пошатнулась и упала прямо на него. "Мы обнаружили его отпечатки пальцев на надгробии. В настоящее время мы проводим расследование", - прокомментировал трагедию представитель местной полиции Роман Хаслингер. В свою очередь отец-настоятель церкви Петер Цитта сообщил, что за последние  три года он проверил на сохранность и прочность все надгробия на территории церкви. В частности, упавшая плита, по словам Цитта, была крепкой и стояла на своем месте с момента основания.  izvestia.ru 

«Если  бы  ты  прочла  сплошь  все  эти  описания  одержимости  богом, оставленные мужчинами и женщинами прошедших веков, то нашла бы, что в каждой их букве есть правда и  подлинность,  и  все-таки  состоящие  из  этих  букв утверждения донельзя претили бы твоему здравому смыслу. - И он продолжил:  -
Они говорят о переливающемся сиянии.  О  бесконечном  просторе,  бесконечном обилии света. О неуловимом "единстве" всех вещей и духовных сил. О  чудесном и неописуемом взлете души. Об озарениях  знанием,  таких  быстрых,  что  все делается одновременным, похожих на падающие в мир капли  огня.  А  с  другой стороны, они говорят о забвении, о возникающем непонимании, да  и  о  гибели всего на свете. Они говорят об огромном  покое,  о  полной  отрешенности  от страстей. Об онемении. Об исчезновении мыслей  и  намерений.  О  слепоте,  в которой они ясно видят, о ясности, в которой они мертвы и  сверхъестественно
живы. Они называют это уходом в небытие и все же утверждают, что живут более полной, чем когда-либо, жизнью. Не те же ли самые это, хотя и под  мерцающим словесным покровом, ибо их трудно выразить,- не те же ли самые это ощущения, какие испытываешь и сегодня, когда сердце - "жадное и насытившееся", как они говорят! - оказывается вдруг в тех утопических сферах, что находятся  где-то и нигде между бесконечной нежностью и бесконечным одиночеством?!».
Роберт Музиль. Человек без свойств