Зимняя сказка, 2-2

Ванятка
АКТ ВТОРОЙ

СЦЕНА ВТОРАЯ

Тюрьма.

(Входит Паулина со свитой и камергер.)

ПАУЛИНА:
Тюремщика немедля позовите.
Кто я, - ему сейчас же объявите.

(Камергер уходит.)

В Европе нет достойного двора,
А королеву держат в каземате.

 (Камергер возвращается с тюремщиком.)

Вы знаете, милейший, кто я есть?

ТЮРЕМЩИК:
Вы - важная и чтимая особа.

ПАУЛИНА:
А коли так - ведите к королеве.

ТЮРЕМЩИК:
Хотел бы, да не смею.
Указ на то особый я имею.

ПАУЛИНА:
Ну и дела!
Невинность держат под запором
И оскорбляют честь укором!
А позволительно ль Эмилию
Из свиты повидать?

ТЮРЕМЩИК:
Коль свита ваша удалится,
Я прикажу Эмилии явиться.

ПАУЛИНА:
Быстрей зовите.
Вы же - уходите.
(Камергер и свита удаляются.)

ТЮРЕМЩИК:
Я при свидании присутствовать обязан.

ПАУЛИНА:
Путь будет так.

(Тюремщик уходит.)

Как здесь стараются невинность запятнать,
Чтоб честь свою ущербную неправдой залатать.

(Входят тюремщик и Эмилия.)

Как государыня мне, милая, поведай.

ЭМИЛИЯ:
Сочувствием своим плачу ей дань я.
Великому - великие страданья.
Такое горе на несчастную свалилось:
До срока королева разрешилась.

ПАУЛИНА:
И кем же? Мальчиком?

ЭМИЛИЯ:
Нет, девочкой - красивой и здоровой.
Мать не натешится и шепчет ей сквозь слёзы:
"Как я   - невинна ты, мы обе - под угрозой".

ПАУЛИНА:
Уверена и в том клянусь без страха:
Виной всему - безумие монарха!
Он знать об этом должен и узнает,
Мне быть суровее Афины подобает.
Коль мой язык сподобится  халве,
В моей ему не место голове,
Уж лучше жить в глуши и немоте,
Чем  навредить пленённой правоте.
Моё почтение должны вы передать
И вот что государыне сказать:
"Коль мне дитя она своё доверит,
То силу правды государь измерит,
Взглянув в глаза невинного дитя,
Отступит он. И козни прекратят.
Визит победу правде обеспечит:
Молчание, порой, сильнее речи".

ЭМИЛИЯ:
Добро и честь настолько очевидны,
Что уготован плану дерзкому успех.
Вы - нам пример и мы должны гордиться:
Никто из женщин на такое не решится.
Пока о плане доложу я  королеве,
В соседней комнате придётся обождать.
И у неё похожий план сегодня возникал
Но не решалась королева  попросить об этом,
Боясь, что в просьбе ей откажут.

ПАУЛИНА:
Скажите ей, что словом я владею:
И говорить, и слушать я умею.
Коль разум и душа объединяться,
Я одолею всё, нам нечего бояться.

ЭМИЛИЯ:
Благослови вас бог!
Иду я к королеве. Прошу вас далеко не уходить.

ТЮРЕМЩИК:
Как может королева передать дитя,
Когда я не имею указаний?
Вы подвергаете опасности меня.

ПАУЛИНА:
Вам оснований нет бояться.
Король под стражей держит королеву,
Природа разрешила ей родить,
И вы дитя должны освободить,
Нет права у монарха осуждать младенца,
Как нет и оснований для вины супруги.

ТЮРЕМЩИК:
Готов поверить вам.

ПАУЛИНА:
Не бойтесь, положитесь на меня.
Меж вами и опасностью я стану.

(Уходят.)